Неожиданный образ первых советских чекистов из документов партийной ячейки Симгубчека, хранящихся в областном архиве новейшей истории.

Первые документальные свидетельства массового голода, который обрушился на Поволжье в 1921 году, появились задолго до той страшной летней засухи.

Положение чекистов

Ещё осенью 1920 года в президиум В.Ч.К. поступило заявление коммунистической ячейки Комитета служащих и охраны труда при Симгубчека.

В нём сообщалось: “Принимая во внимание, что в настоящее время всем сотрудникам и служащим Чека приходится интенсивно работать не покладая рук с 9 утра до 5 вечера и от 7 до 9-10 вечера, бывают ночные операции до 6-7 утра (по борьбе с контрреволюцией, саботажем, преступлением по должности и бандитизмом), и получать неполный паёк в количестве 17 ½ ф. муки в месяц, а служащим 6 фунтов муки в месяц (примерно 2,5 кг - ред.), другие продукты своевременно не получаются или совершенно не выдаются, как-то: масло и др., вместо сахара выдают суррогат в виде леденца. В последнее время вследствие недоедания и плохого питания сотрудники заболевают, и заболевания носят прямо эпидемиологический характер: ежедневно заболевают по 4-6 человек служащего персонала. Кроме того, огромное большинство сотрудников и служащих не одеты, не обуты, ходят прямо босиком и оборвано, что действует на здоровье и сказывается на работе. О материальном положении и говорить нечего. (Ставка от 1850 до 2887 руб. 50 копеек.) Не получая пайка и покупая хлеб по 200 рублей за фунт, служащие по установленным фактам прямо голодают. Всё это крайне отзывается на работе Чека”. В конце своего письма председатели Глазовский и Михайлов просили президиум перевести чекистов на красноармейский паёк и обеспечить их обувью и одеждой.

Новый председатель

В феврале 1921 года был избран новый председатель партийной ячейки Симгубчека - Тарасов. Видимо, не имея больших возможностей улучшить материальное положение симбирских чекистов, он решил в новом году насытить их иной, духовной пищей.

Вечеринка в здании ЧК

Однако уже весной 1921 года по планам Тарасова и по его авторитету был нанесён тяжёлый удар лично председателем Симбирской Чека товарищем Круминым.

“Вчера, по установлению ячейки Р.К.П. при Губчека, был устроен вечер в честь отправляющихся на Кавказ товарищей.

Не дожидаясь окончания вечера, товарищ Крумин предложил присутствующим разойтись, грозя в противном случае “оценить” всех солдатами и арестовать.

Ввиду того, что нам невозможно предугадывать настроение товарища Крумина и мы ни в чём не гарантированы от подобных выступлений на намеченном вечере, тратить же свою работу на бесполезную работу нет у нас ни малейшего желания, - слагаем с себя всю работу по устройству вечера памяти дня Парижской Коммуны, о чём и доводим до вашего сведения”.

Товарищ Крумин тоже написал заявление в партячейку - председателю культпросвета сотрудников ЧК: “Я несколько раз указал, что считаю недопустимым появление в здании ЧК посторонней публики. Насколько я вижу, все мои указания являются для вас необязательными. И поскольку мне вручена работа ЧК, а также весь вес ответственности за последствия как В.Ч.К, так и местным губисполкомом, предлагаю немедленно выдворить из здания ЧК всю безусловно постороннюю публику, оставив только сотрудников ЧК и красноармейцев из б-на ЧК. В противном случае мною будут приняты меры и я всю лишнюю публику отправлю под пред-вом Президиума Горисполкома на погрузку дров. Впредь здание ЧК использовать для собрания только сотрудников ЧК. Если считает культпросвет необходимым устройство вечеринок, тогда рекомендую получить помещение вне стен Комиссии”.

Телеграмма Уншлихта

А голод продолжал накатываться на Симбирскую губернию, о чём забеспокоились в Москве. Но внимание высокого столичного начальства обернулось неожиданной для симбирских чекистов стороной: им приказали отчислять часть своей зарплаты на помощь голодающим. "Эта мера имеет серьёзное агитационное значение”, - предупреждал зампредседателя В.Ч.К.

Странная эта была агитация. На кого она могла подействовать, если все вокруг знали, что в голоде виноват не неурожай, а политика большевиков на деревне с их завышенными продразвёрстками? Проблемы с продовольствием начались ведь задолго до засухи, что доказывается документами самих же чекистов.

Максим Кузнецов

Главное фото: Совещание сотрудников Симбирской ЧК в нынешнем кинотеатре «Художественный» (из материала, подготовленного УФСБ России по Ульяновской области для ulpravda.ru).