105 лет назад, 6 ноября 1918 года, в преддверии первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Симбирске состоялось первое и уникальное в городской истории массовое переименование городских магистралей и площадей.
Постановлением президиума Симбирского губисполкома «Переименование улиц в городе Симбирске» 25 улиц, три спуска и шесть площадей получили новые «революционные» имена. Ключевые среди них (те же Ленина, Льва Толстого, Радищева, Федерации и т. д.) до сих пор продолжают сохранять свои «новые» имена. Причём уже дольше, чем были официально, на генеральном плане Симбирска 1843 года, зафиксированы имена исторические: 105 против 75 лет. В сравнительной полноте только бывшая Спасская, ставшая Советской, вернула историческое имя.
Центральная площадь города – Соборная, с 1918 по 1940 годы называлась Площадью 1 Мая, а площадью Ленина она стала в 1940 году в честь 70-летия со дня рождения нашего самого великого земляка.
В первую годовщину революции на переименованной Площади 1 Мая
Историческая тенденция
Тенденция к наименованиям/переименованиям появилась ещё до революции, то есть, её нельзя свести исключительно к волюнтаризму большевиков. В 1911 году Симбирская городская дума пробовала наречь именем писателя графа Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910) Овражный переулок, ныне Комсомольский, но губернские власти воспротивились: Лев Толстой был писателем политически неблагонадёжным, несмотря на свою всемирную славу. В 1918 году именем Льва Толстого назвали целую улицу, бывшую Покровскую, кстати, самую старую улицу города.
Безусловно, есть великая прелесть, живое дыхание истории местного края в таких простых, немудрящих названиях: улицы Лесная, Хлебная, Провиантская, Миллионная, переулки Молочный, Овражный, Собачий, Вшивый… Но в 1896 году симбиряне, домовладельцы с Солдатской улицы, уже добились переименования своей улицы в Минаевскую на том основании, что за четверть века до рассматриваемых событий на Солдатской улице помещались публичные дома и обитали сомнительные личности, «производившие в оргии всякие безобразия и беспорядки, неблагопристойные человечеству». Память о прошлом оказалась настолько жива, что вмиг отбивала у квартиросъёмщиков желание селиться на Солдатской улице – пришлось переименовать улицу в Минаевскую. Что такое, рубеж XX века? Время перемен, прогресса, революций. Жизнь стремительно меняется, и как в эту новую жизнь поместится житье во Вшивом переулке? Нужны события и имена, через которые сонный Симбирск «врывался» бы в самую гущу мировой истории.
14-летний автор
Интересно – и тоже символично – что имена симбирским улицам придумал 14-летний подросток Володя, он же Владимир Андреевич Никонов (1904 – 1988). Владимир Никонов – одна из самых поразительных и нетривиальных фигур, которых подарила России и миру земля Симбирская. Он всю жизнь занимался ономастикой, наукой об именах и названиях, и считался крупнейшим специалистом в этой отрасли знания, при этом не имея даже аттестата о среднем образовании!
В бурное революционное время гимназист Володя Никонов вдруг оказался в числе руководителей Симбирского губернского отдела народного образования. От его «доброй воли» теперь зависели его учителя – и принципиальный Владимир решил, что нечестно будет получать аттестат, который и без того у него в кармане. Именно как член губоно Никонов был привлечён к делу переименования симбирских улиц, ставшему первым публичным «достижением» будущего великого ономаста. В старости Владимир Андреевич сожалел об этом.
Когда-то Владимир Никонов переименовывал симбирские улицы
Комсомольские имена
Несколько улиц были наименованы в честь ещё живущих людей. Улица Лисиная стал Либкнехтовской в честь Карла Либкнехта (1871 – 1919) – лидера германских коммунистов. Улицу Малую Казанскую переименовали в Адлера в честь австрийского социалиста, депутата парламента Фридриха Адлера (1879 – 1960), прославившего себя дерзким покушением на президента Австро-Венгрии графа Карла фон Штюргка осенью 1916 года. Выпуская пули в жертву, Адлер кричал: «Долой абсолютизм, мы хотим мира!».
Именем Фридриха Адлера звалась улица Красногрвардейская
Вкусу Володи Никонова оба потрафили не случайно. И Либкнехт, и Адлер, вкупе с Владимиром Лениным, 29 октября 1918 года были избраны председателями вновь созданного Российского коммунистического союза молодёжи – Комсомола. 15 января 1919 года лидер германских коммунистов Карл Либкнехт был убит реакционерами, и улица его имени существует в Ульяновске по сей день. А вот с Адлером долгая жизнь сыграла печальную штуку: бывший радикал стал активным критиком большевизма, и улицы Адлера стали исчезать из российских городов. В 1928 году улица в Ульяновске была переименована в Красногвардейскую.
Карл Либкнехт рулил германскими коммунистами и российским комосомолом
По улице имени себя...
Та же участь постигла в том же 1928 году и улицу Троцкого, бывшую Комиссариатскую. Человек №2 в Советской республике, председатель Реввоенсовета и создатель Красной армии Лев Давидович Троцкий (1879 – 1940) окончательно проиграл аппаратную войну Сталину, и память о нём выскребалась из учебников и из названий улиц и площадей – Троцкого стала Гая, потом Кузнецова.
Кстати, Лев Давидович запросто мог гулять в Симбирске по улице собственного имени: он неоднократно бывал в городе во время гражданской войны. Работник народного образования Володя Никонов однажды попал на выступление Троцкого и был до конца жизни впечатлён его талантом оратора, особенно заключительной фразой: «Если даже Солнце попытается помешать большевикам – мы погасим Солнце!»
Лев Троцкий выступает на митинге. Владимир Ленин слушает его, отвернувшись, стоя на трибуне. 1920 год
Исторически мотивированным стало переименование Московской улицы в честь живущего великого земляка Владимира Ильича Ульянова-Ленина – вот он действительно жил на улице собственного имени.
Минус Гончаров, плюс Карла Маркс
Видимо, к творчеству земляка Ивана Александрович Гончарова (1812 – 1891) Володя Никонов относился без пиетета, раз переименовал «его» улицу в улицу Карла Маркса (1818 – 1883). Так подчёркивалась значимость и личности, и доктрины научного коммунизма, «отцом» которого назывался Карл Маркс.
Кстати говоря, известность в Симбирском крае Карл Маркс приобрёл за много лет до торжества советской власти. В 1876 году его труд «Капитал» появился в фондах Симбирской Карамзинской библиотеки. На смерть «известного писателя-социалиста Карла Маркса» официальные «Симбирские губернские ведомости» отозвались краткой заметкой-некрологом.
Демонстрация на улице Карла Маркса, бывшей Гончаровской
Мода на отмену
Отменялось то, что отсылало к персоналиям и учреждениям царской власти. Александровская площадь перед губернской больницей, названная в честь императора Александра I, стала площадью III Интернационала. Улица Жандармская, располагавшаяся неподалёку от станции «Симбирск», стала улицей Красной. Полицейский переулок в самом центре Симбирска – переулком Пожарным.
Старинная Стрелецкая улица, та самая, на которой родился Владимир Ульянов-Ленин, хранившая в названии память о воинах-стрельцах, первых жителях основанного в 1648 году Симбирска, обратилась в улицу 25 Октября. Её название запечатлело день, в который произошёл Октябрьский переворот 1917 года «по старому стилю» и который в 1918 году «по новому стилю» отмечался уже 7 ноября.
Ещё символ «проклятого царизма» – улица Дворцовая, называемая так из-за Губернаторского дома, в котором в свои немногочисленные визиты в Симбирск останавливались российские императоры и члены царствующей фамилии, была переименована в улицу Фердинанда Лассаля (1825 – 1864) – блистательного оратора, литератора, яркого человека, большого любителя женщин, убитого на дуэли из-за роковой любви.
Фредерик Лассаль низвергает золотого тельца и попирает мешки с золотом. Агитационный плакат
Личность Лассаля на заре советской власти импонировала многим и даже самому Владимиру Ильичу. В самом центре Петрограда 6 октября 1918 года был открыт памятник Лассалю, появились улица и площадь его имени. Имя Лассаля носила легендарная Дерибасовская улица в Одессе – так что Симбирск-Ульяновск попадал в общий тренд. Правда, в 1940-е годы Лассаль исчез с улиц советских городов – не то из-за яркой личности, не то из-за неудобной фамилии.
В Ульяновске Лассаля в 1941 году «сменил» Карл Маркс, перебравшейся с вернувшей имя писателя-симбирянина Гончарова. Приходилось слышать, что таким образом выравнивались идеологические перекосы: мол, на ульяновской земле улицы Ленина и Карла Маркса пересекаются и расходятся в разные стороны, будто у классиков есть какие-то расхождения друг с другом, а теперь улицы следуют параллельно друг другу одним курсом, к одной цели!
Переменчивая «жись»
Себя Владимир Никонов «поселил» на улице Красноармейской – так стала зваться бывшая улица Старо-Казанская, в доме №7 в которой квартировала семья Никоновых. Но и семь лет спустя, летом 1925 года, друг подросшего Владимира Никонова, известный советский поэт Вольф Эрлих (1902 – 1937) адресовал письмо с поэтическим посвящением великому ономасту от великого русского поэта Сергея Есенина (1895 – 1925):
Милый Вова,
Здорово.
У меня не плохая
«Жись»,
Но если ты не женился,
То не женись.
Старо-Казанская, она же Красноармейская, родная улица Володи Никонова
Да, новые названия улиц приживались непросто. До конца 1920-х годов они продолжали писаться в официальных документах рядом с дореволюционными практически повсеместно, причём чаще ставилось только старое имя улицы. И даже в 1950-е годы, спустя более трёх десятилетий, старые имена официально продолжали жить. Долгое время уличные таблички сообщали старое название. В том числе потому, что революционная конъюнктура продолжала меняться. Недавние герои и вожди, те же Троцкий и Гай, вдруг оказывались врагами народа, вспоминать которых становилось опасно.
Свои десять лет за контрреволюцию отмотал и Владимир Никонов. Лагерный опыт, рассказывали знавшие его коллеги-ономасты, сказывался и в том, что Владимир Андреевич не стеснялся в словах: с самой высокой трибуны и самого высокого докладчика мог обложить так и послать туда, что мало не покажется, но всегда по делу! Классический труд учёного посвящён названиям улиц Симбирска-Ульяновска: признание в любви – и попытка исправить ошибки далёкой юности…
Фото на главной: открытка 1930-х годов с видом центральной улицы Ульяновска, подписанной как К. Маркса
Иван СИВОПЛЯС,
научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»