Президент РФ Владимир Путин подписал ранее принятый Госдумой закон, который призван защитить русский язык от чрезмерного использования заимствований в публичном пространстве. Он вступит в силу 1 марта 2026 года. С этого времени вывески, указатели, таблички и названия жилых комплексов должны писаться на русском языке. Однако есть исключения. Как повлияют нововведения на ульяновский бизнес — в материале 73online.ru.
Суть нового закона
Согласно опубликованному документу, дополнение в закон об участии в долевом строительстве касается того, что в названиях объектов и жилых комплексов должна использоваться только кириллица. Эти данные должны включать в проектную документацию. Застройщиков обязали раскрывать информацию о названии объекта и генеральном подрядчике. Действие поправок не распространяется на те жилые комплексы, которые введены в эксплуатацию до вступления закона в силу.
Что касается закона «О защите прав потребителей», то на витринах больше не будет таких надписей, как coffee, fresh, sale, shop, open. Любая информация, предназначенная для потребителей и размещенная в публичных местах (вывески, инструкции, меню, афиши, объявления, информационные знаки: «Закрыто», «Открыто», «Распродажа», «Вход», «Выход», «Туалет») должна быть оформлена на русском языке. Допускается дублирование (в качестве дополнения) текста на языках республик или народов России, а также на иностранных языках. Но переводы не должны отличаться по смыслу, размещению и оформлению (к примеру, одинаковый цвет, размер шрифта) от основного текста на русском.
Юрист партнерства «Ваш Конфидент» Артем Селезнев в разговоре с 73online.ru пояснил, что такое требование не распространяется только на фирменные наименования (наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы и указанное в его учредительных документах), товарные знаки (обозначения, служащие для индивидуализации товаров, зарегистрированные в установленном законом порядке) и знаки обслуживания (обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг, также подлежащие государственной регистрации).
— Исключение не касается коммерческих обозначений (ст. 1538 ГК РФ), к которым относятся в том числе наименования ресторанов, кафе, магазинов (в том случае, если эти обозначения не зарегистрированы в установленном порядке как знаки обслуживания). Необходимо отметить, что п. 4 указанной ст. 10.1 Закона «О защите прав потребителей» содержит также отсылочную норму «к другим случаям, предусмотренным федеральными законами, иными нормативными актами РФ, требованиями технических регламентов в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», — отметил собеседник.
Проще говоря, предпринимателям нужно узнавать индивидуально, предстоит им процедура смены вывесок или нет: коммерческие обозначения должны быть выполнены на русском языке с использованием русского алфавита. Но запатентованные названия, которые пишутся на латинице, можно использовать на вывесках.
Следить за соблюдением закона в сфере строительства будет Агентство государственного строительного и жилищного надзора, в других случаях — Роспотребнадзор.
«Вопросов больше чем ответов»
Ульяновские предприниматели к нововведениям относятся настороженно и с долей скепсиса.
— Пока вопросов больше, чем ответов. Точной информации у нас нет. То, что нужно защищать русский язык — согласен. В некоторых ресторанах вообще непонятно, что в меню даже написано. Проблем с заменой «мелочевки» быть не должно. К примеру, меню и так раз в два месяца обновляем. До марта перестроиться время есть, главное, чтобы мы понимали, что именно нам менять. Но если нужно будет менять вывески, сайты — предстоят значительные затраты, хотя, думаю, не придется, так как названия наших развлекательных заведений зарегистрированы, — говорит генеральный директор ресторанного холдинга Matrёshki Group Сергей Новиков.
— Наш бренд KUZINA запатентован, но если вдруг придётся менять вывеску, сайт и так далее, то нужно будет потратить, думаю, около 500 тысяч рублей. Я тоже за сохранность русского языка и наследия нашего народа, но вижу явные ограничения для бизнеса. К примеру, если писать бренд «Кузина», то поменяется весь смысл. Не понимаю наших законотворителей, зачем сильно огорождаться от мира, — говорит дизайнер Ирина Малова.
Эксперты полагают, что платить за изменения будут посетители заведений и покупатели, поскольку предприниматели, которые не регистрировали бренды в Роспатенте, поднимут цены, чтобы компенсировать расходы. Также большие расходы лягут на сферу торговли, так как придется обновлять полиграфию.
Больше никаких «европейских» кварталов
В режиме ожидания находятся и застройщики. В компании «Железно» журналисту 73online.ru рассказали, что тоже есть вопросы:
— Они находятся у нас в проработке. Например, про жилые комплексы, которые уже частично введены в эксплуатацию. Также вопрос касается жилых комплексов, на которые оформлены товарные знаки. В любом случае нарушать закон мы не будем и заменим названия жилых комплексов, если это потребуется. При выборе названий для новых жилых комплексов мы будем делать упор на соответствие новому законодательству о защите русского языка. Будем по-прежнему создавать названия, которые отражают концепцию проекта и вызывают положительные ассоциации. Изменения в законодательстве никак не повлияют на узнаваемость компании.
Фото: 73online.ru
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online