За последние пару месяцев рост цен на овощи «борщевого набора» побил все рекорды. Причиной послужили сразу несколько факторов: сезонность, сокращение объемов производства и рост закупочных цен на импортные овощи. По мере вызревания отечественного урожая ожидается, что цены будут снижаться, заявили в региональном министерстве агропромышленного комплекса. Уже с 10 августа продукты можно будет приобрести дешевле еще на 30%, их будут реализовывать непосредственно производители в автолавках, обещает профильное ведомство.

В мае и июне наблюдался значительный рост цен на овощи «борщевого набора» (белокочанная капуста, морковь, столовая свёкла, картофель, репчатый лук). За два месяца стоимость этих продуктов выросла от 2 (репчатый лук) до 90% (морковь и капуста). Если же сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то цена на морковь и свёклу увеличилась в два раза.

Как поясняют в областном министерстве агропромышленного комплекса, рост цен носит сезонный характер, и он традиционен: запасы урожая прошлого года уже подошли к концу, а сбор нового еще не начат. Однако в этом году сложилось еще несколько негативных факторов, которые послужили триггером ситуации. Во-первых, рассказывает глава регионального министерства АПК Михаил Семёнкин, сказалось сокращение посевных площадей отдельных культур. Причем речь идет не только об Ульяновской области, но и о стране в целом. «До 2021 года морковь была не слишком интересна нашим сельхозпроизводителям из-за своей достаточно низкой рентабельности. Аналогичная ситуация была и с картофелем. Производители в целом по РФ сокращали посевные площади под них. Соответственно, урожай был меньше и овощи на прилавках магазинов закончилась раньше», — поясняет Михаил Семёнкин.

Согласен с ним и руководитель агрофирмы «Лаишевские овощи» Геннадий Соловьев: «С прошлого года многие личные подсобные хозяйства перестали заниматься производством моркови и свеклы — это ручной труд и экономически невыгодный. Подорожало электричество, удобрения, ГСМ и другие составляющие, которые ложатся в себестоимость. Соответственно, образовался дефицит».

В этом году торговле пришлось раньше переходить на импортные овощи, а они были дороже обычного из-за повышения цен на продукты на мировом рынке. Свой вклад в рост стоимости внесла и пандемия, которая одновременно спровоцировала и спрос, и проблемы с логистикой. «Продукция борщевого набора заезжала в регион по закупочной цене значительно выше прошлогодней. Поэтому даже с учетом, что торговые сети зафиксировали свою наценку на уровне 2020-го — 10-15% — рост отпускной цены был значительным», — говорит глава регионального АПК.

«Цены сейчас зависят от нескольких факторов: стоимости доставки (она возросла), отпускной цены поставщика, который опирается на спрос, плюс котировка валюты. Естественно, конечные цены выросли. Тенденция по дефициту в овощной группе прослеживается на всем рынке, за границей тоже есть с этим проблемы. Наценку при этом мы поддерживаем минимальную», — рассказывает директор ульяновского филиала розничной сети «Магнит» Сергей Нестеров. Он также отметил, что косвенным фактором, который повлиял на увеличение спроса, стала пандемия: многие отменили отдых за рубежом и предпочитают проводить время дома, следовательно, потребление внутри региона растет.

В областном министерстве АПК прогнозируют снижение цен на овощи открытого грунта и картофель по мере сбора нового урожая. При этом в июле в Ульяновской области цены на овощи уже показывают отрицательную динамику. Согласно статистическим данным, за прошедшую неделю потребительские цены на морковь снизились на 15%, на картофель — на 6,4%, на лук репчатый — на 2,9%, на капусту белокочанную — на 1,4%. А за период с 5 по 26 июля цены на картофель снизились на 19,5%, на лук репчатый — на 7,4%, на морковь — на 18,4%. «Сейчас идет сезонный спад цен, и в ближайшее время они снизятся еще примерно на 50%», — считает руководитель агрофирмы «Лаишевские овощи» Геннадий Соловьев.

Региональный минагропром обещает, что с 10 августа продукты можно будет приобрести дешевле еще на 30%, их будут реализовывать непосредственно товаропроизводители в автолавках. Площадки будут располагаться в местах наибольшего трафика покупателей: возле магазинов торговых сетей, торговых центров, супермаркетов и гипермаркетов.

При участии Алёны Хорьковой

Анна Ежова