
Один из основных спикеров надвигающейся «Стачки» - руководитель направления по управлению знаниями ПАО «Газпром нефть» (Санкт-Петербург) Павел Безяев. Он станет куратором секции «Digital Learning» («Цифровое обучение»), которая стабильно вызывает повышенный интерес как представителей IT-сообщества, так и широкой аудитории. Ведь в современном мире ключом к успеху являются именно знания, а «цифра» позволяет овладевать ими быстрее и эффективнее. В преддверии конференции беседуем с Павлом о реализуемых им проектах, а также об основных тенденциях, радикально меняющих систему образования.
– Павел, ваша работа в сфере дистанционного обучения и digital learning началась в Ульяновске. Расскажите об этом подробнее – нашим ульяновским читателям это особо интересно.
– Да, все верно. Я родился и жил в Ульяновске до 2005 года. Учился в УлГТУ. Вот там в 2002 году началось внедрение так называемого дистанционного образования. В России тогда практически не было никаких наработок, да и на Западе все только начиналось. Нужно отдать должное руководству политеха – оно вовремя почувствовало тренд, загорелось этой идеей. Если честно, я не сразу почувствовал потенциал, который есть в digital learning. Понимание пришло очень быстро – когда пошли первые результаты, и стало понятно, что за счет цифровых форматов мы получаем уникальные возможности по скорости, охвату и масштабу. Стало понятно, что цифровизация обучения в скором времени изменит всю образовательную отрасль и выведет ее на принципиально иной уровень. Это, конечно, вдохновляло!
Когда я пришел в Институт дистанционного образования (ИДО) УлГТУ, то там «дистанционное обучение» было ещё очень специфическим. Тогда создавались филиалы университета в районных центрах области. Поначалу о цифровизации речи не шло – преподавателей привозили в филиалы университета в районных центрах области, где они читали лекции и принимали зачеты. Параллельно шла «оцифровка» образовательного контента – разрабатывались первые онлайн-курсы, разворачивалась и настраивалась платформа для обучения, создавались медиа-классы во всех филиалах ИДО. Проблема была в том, что доступ в интернет был тогда далеко не у всех, мало кто имел подключение у себя дома. Поэтому чтобы пройти онлайн-курс, студенты приходили в наши компьютерные классы. Но ситуация менялась очень быстро – интернет-покрытие расширялось, пользователей становилось все больше – соответственно, онлайн-образование все доступнее. Но это было уже без меня, так как в 2005 году я перебрался в Москву, где продолжил работать в этом направлении. Сначала в «Академии АйТи», далее в ТНК-BP и Moscow business school. Потом переехал в Питер, где три года был руководителем проектов в компании, которая разрабатывала платформу и контент для организации онлайн-обучения – внедрял системы дистанционного обучения в крупнейших компаниях России. Последние пять лет развиваю технологии электронного обучения в компании «Газпром нефть». Здесь очень серьезно относятся к данному направлению – пробуются передовые форматы и подходы, идет постоянный поиск эффективных решений.
От учебников в интернете до искусственного интеллекта
– Между простой оцифровкой контента и современными технологиями, которые применяются сегодня в digital learning, прошло меньше 20 лет – направление развивается стремительно, как и IT-сфера в целом. Какие этапы пройдены и что ждет впереди?
– Развитие цифрового образования напрямую завязано на развитии цифровых технологий. Легко можно проследить, как какие-то серьезные разработки приходят в нашу сферу с «опозданием» в два-три года. Возможно, придет время, когда в образовательной отрасли станет гораздо больше денег и начнутся собственные разработки, но пока мы «питаемся» тем, что придумывается, допустим, в игровой индустрии. Так, в свое время появился «Flash», который позволил оцифровывать контент на принципиально ином уровне. Мобильная революция существенно скорректировала вектор развития – с одной стороны, она дала возможность обучаться буквально везде и всегда, с другой – предъявила совершенно иные требования к контенту. Вот, например, в 2007 году все сделали ставку на видео – крупнейшие университеты начали записывать лекции на камеру и выкладывать их в сеть, параллельно с этим бурно развивались онлайн-видеокурсы. Но оказалось, что это не вполне эффективно – люди не досматривали большие видео до конца. Пришлось менять подход – фрагментировать контент, насыщать инфографикой и т.д.
Безусловно, существенно повлияли на обучение социальные сети – через них в цифровое образование вернулась коллективность. Подтвердилось, что учиться вместе эффективнее, чем по одиночке: люди начали тестировать друг друга, обсуждать полученные знания, объединяться для более глубокого изучения интересной для них темы.
Виртуальная реальность открывает огромные возможности уже сейчас. И откроет еще больше, когда эта технология разовьется и отшлифуется. Один из самых многообещающих трендов – это так называемое машинное обучение, при котором компьютер составляет для каждого ученика индивидуальную программу в зависимости от тех или иных его личных показателей.
Профессиональное обучение в большой компании: только онлайн, альтернативы нет
– Как выглядит цифровое обучение в передовых российских компаниях?
– В каждой компании, но в целом можно выделить, что всё больше компаний инвестируют в развитие сотрудников и в новые форматы обучения. Часто только цифровые форматы позволяют решить поставленные цели. Как в короткие сроки обеспечить единый стандарт качества, когда нужно довести информацию до тысяч человек, которые работают в разных точках страны? Только через онлайн, альтернативы нет. Возьмем, к примеру, розничную сеть – там регулярно меняются продуктовые линейки, внедряются новые технологии продаж и т.д. Система может работать так, что каждый, кого это касается, получает уведомление на мобильный телефон или электронную почту о том, что ему назначен онлайн-курс. Курс может состоять из видеороликов, в которых на очень простом и доступном уровне сообщаются необходимые знания. Затем человек проходит тест на то, как он их усвоил – эти данные поступают для анализа.
В производстве курсы чаще всего связаны с технологическими изменениями в этих сферах и с внедрением бережливого производства. Специалистам не нужно тратить много драгоценного времени на самостоятельный поиск информации, она доводится все в той же выверенной, сжатой и интересной форме.
В большинстве компаний задумывается не только над темой профессионального развития, но развивают и так называемые «soft skills» - «мягкие» навыки, повышающие эффективность работы руководителей и специалистов. Навыки влияния, лидерства, коммуникация, умение работать в команде и многое другое. Это тоже можно делать с применением цифровых форматов. Мобильные приложения, обучающие чат-боты, видеокурсы, VR – всё это уже работает.
Отдельно пару слов про VR (virtual reality, виртуальная реальность). Это незаменимый инструмент для воспроизведения ситуаций, которые невозможно смоделировать в реале. Например, мы не можем затопить или поджечь производственный объект, чтобы научить сотрудников правильно действовать в экстренной ситуации. А с помощью VR подобное возможно. Причем можно создавать условия, направленные на развитие совершенно определенных навыков. Параллельно с этим можно тестировать существующие регламенты и инструкции на адекватность. У VR, кстати, есть один очень мощный плюс – она отсекает человека от внешних факторов, не дает ему возможности отвлекаться. Это технология с очень большими возможностями, но пока не массовая.
Очная форма не исчезнет, но…
– С оцифровкой профессионального обучения все более-менее ясно. Каковы, по-вашему, перспективы digital learning в классическом образовании? Придем ли мы к такому моменту, когда не останется очных школ и вузов, а все перейдет в онлайн?
– Я думаю, что мультиформатность – это очевидное требование к современным учебным заведениям. Мы видим, что большинство серьезных вузов работает в этом направлении. Какой формат применять, зависит от проблемы, которую нужно решить. Некоторые решаются только очно, другие – только онлайн или же эффективнее онлайн. Я высоко оцениваю реализуемые сегодня проекты открытых медиа-библиотек, в которых собирается самый разнообразный контент из ведущих учебных учреждений мира. Студенты получают возможность учиться не на привычных скучных парах (или не только на них), а у ведущих мировых специалистов в своих отраслях. Вузы, как мне кажется, со временем станут местом практической работы, а не получения базовых знаний. В этом контексте необходимо обратить внимание на французскую «Школу 42» и аналогичный российский проект, реализуемый Сбербанком – «Школа 21». В этих учебных заведениях вообще нет лекторов и программ обучения. Студенты проходят первичный отбор и учатся в режиме коллаборации – сами проходят программу, реализуют совместные проекты, находят себе контент. Практика показывает, что на сегодня это самый эффективный способ обучения, посредством которого получаются самые успешные профессионалы. То есть подход к образованию однозначно меняется, но говорить о том, что онлайн конкурирует с очной формой, нельзя – речь идет о грамотном использовании всех форматов. Те вузы, которые сделают это, выиграют в конкурентной борьбе за студента.
– То есть преподаватели не исчезнут?
– Тенденция такова, что всякий физический труд, который может быть заменен машинным, будет заменен рано или поздно. И преподавателям, думаю, останется та работа, которую не смогут выполнять компьютеры. Кстати, совсем не обязательно, что их станет меньше – возможно, количество желающих учиться возрастет настолько, что понадобится гораздо больше специалистов. Но их назначение изменится: одни будут создавать и адаптировать контент, другие будут выступать в роли тьюторов-проводников, организаторов практической работы и т.д. А люди, которые привыкли к старому формату в виде классических скучных лекций в аудиториях, не готовые меняться и развиваться, действительно окажутся не нужны. Спрос же на специалистов, глубоко погруженных в свою тему и готовых работать в современных форматах, будет только возрастать.
Серьезный вызов для вузов
– Когда смотришь на современную российскую систему образования, то кажется, что это все не про нас. Не так?
– Проблема отставания существует, но при этом нужно отметить, что позитивные изменения есть. Есть очень продвинутые вузы, которые идут в ногу со временем. Причем не только в Москве или Питере, но и во Владивостоке, на Урале. Честно говоря, не знаю, как обстоят дела в Ульяновске. А ведь в свое время наши вузы были первопроходцами.
Это серьезный вызов для всех российских вузов. Те из них, которые будут развиваться с учетом новых технологий, будут востребованы. Остальные либо прекратят существование, либо превратятся в придатки, где студенты будут закрывать организационные вопросы, основную массу знаний получая онлайн.
– Хватит ли имеющейся мощности нашей образовательной системы, чтобы обеспечить страну необходимыми специалистами?
– Это сложный вопрос. С одной стороны, есть очевидные опасения. Наша система слишком отягощена балластом прошлого. Существует мнение, что нашу систему невозможно реформировать, необходимо создавать параллельную, полностью основанную на современных принципах. С другой стороны, повторюсь, уже сейчас есть отличные российские примеры, глядя на которые понимаешь, что не все еще потеряно. Что высший образовательный менеджмент, что называется, на острие: понимает глубину существующих проблем и пытается их решать. Время покажет.
Влад Градов
Фото с личной страницы героя публикации в соцсетях