Образование и наука
02.04.2019, 06:30
 2745  

Павел Безяев – о «цифре», которая радикально меняет подход к образованию

Один из основных спикеров надвигающейся «Стачки» - руководитель направления по управлению знаниями ПАО «Газпром нефть» (Санкт-Петербург) Павел Безяев. Он станет куратором секции «Digital Learning» («Цифровое обучение»), которая стабильно вызывает повышенный интерес как представителей IT-сообщества, так и широкой аудитории. Ведь в современном мире ключом к успеху являются именно знания, а «цифра» позволяет овладевать ими быстрее и эффективнее. В преддверии конференции беседуем с Павлом о реализуемых им проектах, а также об основных тенденциях, радикально меняющих систему образования.

– Павел, ваша работа в сфере дистанционного обучения и digital learning началась в Ульяновске. Расскажите об этом подробнее – нашим ульяновским читателям это особо интересно.

– Да, все верно. Я родился и жил в Ульяновске до 2005 года. Учился в УлГТУ. Вот там в 2002 году началось внедрение так называемого дистанционного образования. В России тогда практически не было никаких наработок, да и на Западе все только начиналось. Нужно отдать должное руководству политеха – оно вовремя почувствовало тренд, загорелось этой идеей. Если честно, я не сразу почувствовал потенциал, который есть в digital learning. Понимание пришло очень быстро – когда пошли первые результаты, и стало понятно, что за счет цифровых форматов мы получаем уникальные возможности по скорости, охвату и масштабу. Стало понятно, что цифровизация обучения в скором времени изменит всю образовательную отрасль и выведет ее на принципиально иной уровень. Это, конечно, вдохновляло!

Когда я пришел в Институт дистанционного образования (ИДО) УлГТУ, то там «дистанционное обучение» было ещё очень специфическим. Тогда создавались филиалы университета в районных центрах области. Поначалу о цифровизации речи не шло – преподавателей привозили в филиалы университета в районных центрах области, где они читали лекции и принимали зачеты. Параллельно шла «оцифровка» образовательного контента – разрабатывались первые онлайн-курсы, разворачивалась и настраивалась платформа для обучения, создавались медиа-классы во всех филиалах ИДО. Проблема была в том, что доступ в интернет был тогда далеко не у всех, мало кто имел подключение у себя дома. Поэтому чтобы пройти онлайн-курс, студенты приходили в наши компьютерные классы. Но ситуация менялась очень быстро – интернет-покрытие расширялось, пользователей становилось все больше – соответственно, онлайн-образование все доступнее. Но это было уже без меня, так как в 2005 году я перебрался в Москву, где продолжил работать в этом направлении. Сначала в «Академии АйТи», далее в ТНК-BP и Moscow business school. Потом переехал в Питер, где три года был руководителем проектов в компании, которая разрабатывала платформу и контент для организации онлайн-обучения – внедрял системы дистанционного обучения в крупнейших компаниях России. Последние пять лет развиваю технологии электронного обучения в компании «Газпром нефть». Здесь очень серьезно относятся к данному направлению – пробуются передовые форматы и подходы, идет постоянный поиск эффективных решений.

От учебников в интернете до искусственного интеллекта

– Между простой оцифровкой контента и современными технологиями, которые применяются сегодня в digital learning, прошло меньше 20 лет – направление развивается стремительно, как и IT-сфера в целом. Какие этапы пройдены и что ждет впереди?

– Развитие цифрового образования напрямую завязано на развитии цифровых технологий. Легко можно проследить, как какие-то серьезные разработки приходят в нашу сферу с «опозданием» в два-три года. Возможно, придет время, когда в образовательной отрасли станет гораздо больше денег и начнутся собственные разработки, но пока мы «питаемся» тем, что придумывается, допустим, в игровой индустрии. Так, в свое время появился «Flash», который позволил оцифровывать контент на принципиально ином уровне. Мобильная революция существенно скорректировала вектор развития – с одной стороны, она дала возможность обучаться буквально везде и всегда, с другой – предъявила совершенно иные требования к контенту. Вот, например, в 2007 году все сделали ставку на видео – крупнейшие университеты начали записывать лекции на камеру и выкладывать их в сеть, параллельно с этим бурно развивались онлайн-видеокурсы. Но оказалось, что это не вполне эффективно – люди не досматривали большие видео до конца. Пришлось менять подход – фрагментировать контент, насыщать инфографикой и т.д.

Безусловно, существенно повлияли на обучение социальные сети – через них в цифровое образование вернулась коллективность. Подтвердилось, что учиться вместе эффективнее, чем по одиночке: люди начали тестировать друг друга, обсуждать полученные знания, объединяться для более глубокого изучения интересной для них темы.

Виртуальная реальность открывает огромные возможности уже сейчас. И откроет еще больше, когда эта технология разовьется и отшлифуется. Один из самых многообещающих трендов – это так называемое машинное обучение, при котором компьютер составляет для каждого ученика индивидуальную программу в зависимости от тех или иных его личных показателей.

Профессиональное обучение в большой компании: только онлайн, альтернативы нет

– Как выглядит цифровое обучение в передовых российских компаниях?

– В каждой компании, но в целом можно выделить, что всё больше компаний инвестируют в развитие сотрудников и в новые форматы обучения. Часто только цифровые форматы позволяют решить поставленные цели. Как в короткие сроки обеспечить единый стандарт качества, когда нужно довести информацию до тысяч человек, которые работают в разных точках страны? Только через онлайн, альтернативы нет. Возьмем, к примеру, розничную сеть – там регулярно меняются продуктовые линейки, внедряются новые технологии продаж и т.д. Система может работать так, что каждый, кого это касается, получает уведомление на мобильный телефон или электронную почту о том, что ему назначен онлайн-курс. Курс может состоять из видеороликов, в которых на очень простом и доступном уровне сообщаются необходимые знания. Затем человек проходит тест на то, как он их усвоил – эти данные поступают для анализа.

В производстве курсы чаще всего связаны с технологическими изменениями в этих сферах и с внедрением бережливого производства. Специалистам не нужно тратить много драгоценного времени на самостоятельный поиск информации, она доводится все в той же выверенной, сжатой и интересной форме.

В большинстве компаний задумывается не только над темой профессионального развития, но развивают и так называемые «soft skills» - «мягкие» навыки, повышающие эффективность работы руководителей и специалистов. Навыки влияния, лидерства, коммуникация, умение работать в команде и многое другое. Это тоже можно делать с применением цифровых форматов. Мобильные приложения, обучающие чат-боты, видеокурсы, VR – всё это уже работает.

Отдельно пару слов про VR (virtual reality, виртуальная реальность). Это незаменимый инструмент для воспроизведения ситуаций, которые невозможно смоделировать в реале. Например, мы не можем затопить или поджечь производственный объект, чтобы научить сотрудников правильно действовать в экстренной ситуации. А с помощью VR подобное возможно. Причем можно создавать условия, направленные на развитие совершенно определенных навыков. Параллельно с этим можно тестировать существующие регламенты и инструкции на адекватность. У VR, кстати, есть один очень мощный плюс – она отсекает человека от внешних факторов, не дает ему возможности отвлекаться. Это технология с очень большими возможностями, но пока не массовая.

Очная форма не исчезнет, но…

– С оцифровкой профессионального обучения все более-менее ясно. Каковы, по-вашему, перспективы digital learning в классическом образовании? Придем ли мы к такому моменту, когда не останется очных школ и вузов, а все перейдет в онлайн?

– Я думаю, что мультиформатность – это очевидное требование к современным учебным заведениям. Мы видим, что большинство серьезных вузов работает в этом направлении. Какой формат применять, зависит от проблемы, которую нужно решить. Некоторые решаются только очно, другие – только онлайн или же эффективнее онлайн. Я высоко оцениваю реализуемые сегодня проекты открытых медиа-библиотек, в которых собирается самый разнообразный контент из ведущих учебных учреждений мира. Студенты получают возможность учиться не на привычных скучных парах (или не только на них), а у ведущих мировых специалистов в своих отраслях. Вузы, как мне кажется, со временем станут местом практической работы, а не получения базовых знаний. В этом контексте необходимо обратить внимание на французскую «Школу 42» и аналогичный российский проект, реализуемый Сбербанком – «Школа 21». В этих учебных заведениях вообще нет лекторов и программ обучения. Студенты проходят первичный отбор и учатся в режиме коллаборации – сами проходят программу, реализуют совместные проекты, находят себе контент. Практика показывает, что на сегодня это самый эффективный способ обучения, посредством которого получаются самые успешные профессионалы. То есть подход к образованию однозначно меняется, но говорить о том, что онлайн конкурирует с очной формой, нельзя – речь идет о грамотном использовании всех форматов. Те вузы, которые сделают это, выиграют в конкурентной борьбе за студента.

– То есть преподаватели не исчезнут?

– Тенденция такова, что всякий физический труд, который может быть заменен машинным, будет заменен рано или поздно. И преподавателям, думаю, останется та работа, которую не смогут выполнять компьютеры. Кстати, совсем не обязательно, что их станет меньше – возможно, количество желающих учиться возрастет настолько, что понадобится гораздо больше специалистов. Но их назначение изменится: одни будут создавать и адаптировать контент, другие будут выступать в роли тьюторов-проводников, организаторов практической работы и т.д. А люди, которые привыкли к старому формату в виде классических скучных лекций в аудиториях, не готовые меняться и развиваться, действительно окажутся не нужны. Спрос же на специалистов, глубоко погруженных в свою тему и готовых работать в современных форматах, будет только возрастать.

Серьезный вызов для вузов

– Когда смотришь на современную российскую систему образования, то кажется, что это все не про нас. Не так?

– Проблема отставания существует, но при этом нужно отметить, что позитивные изменения есть. Есть очень продвинутые вузы, которые идут в ногу со временем. Причем не только в Москве или Питере, но и во Владивостоке, на Урале. Честно говоря, не знаю, как обстоят дела в Ульяновске. А ведь в свое время наши вузы были первопроходцами.

Это серьезный вызов для всех российских вузов. Те из них, которые будут развиваться с учетом новых технологий, будут востребованы. Остальные либо прекратят существование, либо превратятся в придатки, где студенты будут закрывать организационные вопросы, основную массу знаний получая онлайн.

– Хватит ли имеющейся мощности нашей образовательной системы, чтобы обеспечить страну необходимыми специалистами?

– Это сложный вопрос. С одной стороны, есть очевидные опасения. Наша система слишком отягощена балластом прошлого. Существует мнение, что нашу систему невозможно реформировать, необходимо создавать параллельную, полностью основанную на современных принципах. С другой стороны, повторюсь, уже сейчас есть отличные российские примеры, глядя на которые понимаешь, что не все еще потеряно. Что высший образовательный менеджмент, что называется, на острие: понимает глубину существующих проблем и пытается их решать. Время покажет.

Влад Градов

Фото с личной страницы героя публикации в соцсетях

Читайте также
19.05.2019, 10:01 У 20 новоульяновцев диагностирована норовирусная инфекция
17.05.2019, 17:41 Центр Ульяновска перекроют из-за «Ночи музеев»
17.05.2019, 15:41 На погашение долгов и закупку лекарств ульяновским больницам дадут 100 млн рублей
17.05.2019, 16:05 Щелочкова и Солотова станут "бульбашами". Ресторан "Пластов" закрывается
17.05.2019, 12:15 Подсудимых бутлегеров по делу полковника Осянина вывели из зала суда в наручниках
Поделись новостью в социальных сетях
Комментарии (7)
Сортировать комментарии по рейтингу, показывать все комментарии

Отправить
Популярные новости
16 Мая 1912
Государственный архив Ульяновской области
Несмотря на плохие дороги, по ним все же ухитрялись ездить. Причем не только на лошадях.В номере за 16 мая 1912 года газета «Симбирянин» поместила небольшую заметку....
О проекте Редакция Сообщить новость Архив новостей Подписка Условия перепечатки Реклама на сайте Контакты
Политика об обработке персональных данных (doc)
Все права на статьи, схемы, материалы и фотографии, размещенные на сайте, принадлежат редакции,
интернет-ресурсам или физическим людям, которые указаны в описаниях.
Все не авторские статьи редакции, фото и материалы имеют ссылку на первоисточник, за которыми сохранено авторское право.
Перепечатка материалов сайта разрешена при условии письменного согласия редакции и/или автора статьи, материала, фотографии.
Разработка сайта - dv.studios
73online.ru
© 2008-2018. "Ульяновск онлайн", www.73online.ru, 18+
Учредитель: ООО "Симбирское Информационное Бюро". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-36684" от 29.06.2009 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru
Rambler's Top100
Наверх