О том, как симбиряне готовились к Светлой Пасхе, накануне церковного праздника рассказали в Музее-заповеднике «Родина В.И. Ленина».

В православии Пасха – наиболее важный день церковного календаря, «праздник праздников». Символизирует он торжество жизни, света и добра. В большинстве провинциальных городов дореволюционной России, каковым был и Симбирск, пасхальные традиции мало отличались друг от друга – но от того они были не менее интересными и значимыми для людей того времени. В одной из своих книг, рассказывающих о быте начала 20 века, писатель, публицист Иван Шмелев описывает памятное ему с детства великопостное настроение такими словами: «Радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется».

В пасхальном ритуале большое внимание уделялось обрядовой трапезе. Стол должен был быть накрыт побогаче и всячески украшен. Каждая хозяйка старалась наварить как можно больше яиц и окрасить их покрасивее; кроме трав и «лукового пера» (шелухи) для этого использовались цветные нитки и тряпочки. В четверг до зари закалывали свинью или кабана (мясо это считалось «чистым»; верили, что оно не испортится все лето), засаливали говядину. В субботу пекли сдобные хлебы – куличи. К числу ритуальных блюд пасхального стола относится и пасха – творожная масса в виде усеченной пирамиды, символ Гроба Господня. Творог заготавливали заранее. Обрядовую еду собирали на чистой салфетке и святили в церкви, а потом «разговлялись», при этом первым съедали яйцо.

Холостая молодежь на Пасху начинала водить хороводы, заканчивались которые к Петрову дню (12 июня). Не бывало Пасхи и без качелей. Их устраивали для детей едва ли не в каждом доме, не говоря уже про общественные качели в «традиционных» для того местах.

Пасхальное яйцо как символ жизни

Крашеное освященное яйцо занимает центральное место в пасхальной обрядности. Оно стало символом праздника. Его брали на кладбище, притом одно или два крошили на могилу – птицам. Люди верили, что так пернатые помянут умершего и будут просить за него Бога, благодаря чему душа получит облегчение на том свете. Особенно ценным и никогда не портящимся признавалось яйцо, полученное по окончании литургии от священника. Такое яйцо давали съесть больному.

Готовиться к Пасхе начинали загодя. В частности, накапливали яйца, которые перед праздником красили – по 100-200 штук сразу.

– Яйцо, употребляемое при христосовании, воспринимается как символ всего цветущего и живущего в природе. Вот почему оно стало составной частью, видимо, языческого обряда в пору посевной или предпосевной: крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывали в нее пасхальное яйцо и берегли зерна до посева. Если отправлялись сеять лен, в мешок с семенами также клали праздничные яйца, а при посеве скорлупу разбрасывали по полю. Мало того, яйцом, освященным в церкви, гладили скотину, особенно лошадей, желая быть животному гладким, как яйцо. Считалось, что нельзя есть яйцо и выбрасывать скорлупу за окошко на улицу, потому что на протяжении всей Светлой седмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубищах ходит по земле и по неосторожности в него можно попасть скорлупой. Во многих местах бытовало убеждение, что пасхальное яйцо может потушить пожар или не дать ему распространиться, – рассказали в музее-усадьбе городского быта «Симбирск конца 19 – начала 20 вв.».

На Пасху принято было христосоваться – поздравлять друг друга, дарить родным и близким крашеные яйца. Но этим всё не ограничивалось. Обычным развлечением молодежи были игры с яйцами (удача в которых сулила благополучие в жизни) и гадания: считалось, что разбивая определенным способом скорлупу, можно было узнать судьбу.

Одной из частых игр было катание яиц. Для этого изготавливались специальные деревянные лоточки, представлявшие собой наклонно поставленную доску с невысокими бортиками. Этакую горку устанавливали на земле. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку. Выигрывал тот, чьё яйцо прокатывалось дальше. Если яйцо одного игрока при прокатывании заденет находящиеся внизу яйца, то их отдавали этому удачливому игроку.

Широко был распространен обычай «биться» пасхальными яйцами. Двое играющих брали в правые руки по крашеному яйцу и ударяли ими одно о другое. Выигрывал тот, чье яйцо не разбивалось при ударе.

Ладный кулич – ладная жизнь

Изготовление кулича было одной из самых важных ритуальных обязанностей хозяйки, так как от того, насколько удался кулич, зависела судьба семьи: если он хорошо поднялся и вышел ладный, то все в семье будет хорошо, а если тесто в печи не подошло или растрескалась корка, надо ждать несчастья.

По народным представлениям, кулич был обязательным элементом пасхальной трапезы и для умерших. Его кусочки оставляли в пасхальную ночь на божнице или на столе под иконами для «родителей», относили в числе других обрядовых пасхальных блюд на кладбище.

Обрядовое значение кулича было очень велико. Крестьяне старались сохранить и использовать каждый его кусочек. Повсеместно сохраняли верхушку «пасхи», наделявшуюся, по поверьям, наибольшей магической силой. Обычно хозяйки пекли не один, а несколько куличей, каждый из которых предназначался для своей цели: один для себя, другой отдавали священнику, третий предназначался скотине, с четвертым ехали засевать.

Серьги в яйце

Частыми украшениями дома были сувенирные яйца – жестяные, из лыка, из перламутровых раковин, из папье-маше. Они состоят из двух половинок. Внутрь можно было положить сувенир, небольшой подарок. Ознакомиться с такими вещицами можно в музее-усадьбе городского быта.

– Пожилая женщина, которая отдала нам одно из этих яиц, рассказывала, что, когда она была маленькой девочкой, на Пасху родители подарили ей сережки, которые находились внутри яйца, – сообщили сотрудники музея.

В экспозиции представлены и современные расписанные яйца – писанки, и старинные стеклянные яйца возрастом около ста лет. В кружевной вазе лежит старинное яйцо с отверстиями, через которое пропускалась ленточка, и оно подвешивалось. На старинной открытке изображена творожная пасха на столе, застеленном праздничной скатертью.

Сведения собрал: музей-усадьба городского быта «Симбирск конца 19 – начала 20 вв.» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»

Этот материал входит в цикл публикаций, посвящённых 40-летию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», которое отмечается в 2024 году.

Татьяна Лисицына