175 лет назад на Волге началось регулярное пароходное сообщение. 15 (27) мая 1846 года 200-сильный буксирный пароход «Волга» повёл гружёные зерном баржи из Самары в Рыбинск. До 1851 года Самара была уездным городом Симбирской губернии.

Значение этого события за далью прожитых лет и привычкой к совсем другим, куда более быстрым средствам передвижения, нам оценить непросто. Но это была настоящая научно-техническая революция, кардинально переменившая очень многое в жизни приволжских городов и непосредственно Симбирска. Жизнь ускорилась, приблизив столицы и целый мир, сделала доступными путешествия и просто поездки к родным и друзьям для многих категорий граждан, ранее почти невыездных из-за материальных обстоятельств.

Ещё в 1817 году два парохода, выстроенные на средства отставного гвардии ротмистра Всеволода Андреевича Всеволожского, богатейшего предпринимателя, по проекту инженера-конструктора, члена-корреспондента Петербургской Академии наук Петра Григорьевича Соболевского, совершили путешествие длиной в 1160 верст по Каме и Волге от селения Пожва в Пермском крае до Казани. Раннее похолодание вынудило прекратить путешествие вверх по Волге – а весной 1818 года два самых первых волжских парохода затонули, не выдержав напора волжского льда…

В 1820 году очередная «плавучая баня», как окрестили пароходы остроумные волгари, принадлежавшая тому же Всеволожскому, пропыхтела и мимо Симбирска, проделывая путь в более чем 1500 километров от Астрахани до Казани. Было слышно, что волжская пароходная флотилия Всеволожского дорастала до восьми судов, но вышла вся, не прослужив и десятка лет.

Пароходные пристани в Симбирске

Первые «блины» показали достоинства и слабости нового вида транспорта и взаимосвязанные с ним проблемы и вопросы. Пароходам требовалась инфраструктура, топливо, оборудованные пристани, затоны для зимовок и ремонта, обученный персонал. А это требовало великих капитальных вложений, которые в одиночку не осилил даже Всеволожский, едва не первый официальный миллионер в России – впрочем, начав дело с миллионом, он оставил потомкам 10 миллионов рублей долгов…

В 1843 году было учреждено акционерное «Общество пароходства по Волге» с внушительным капиталом в 225 тысяч рублей. Но первый же майский рейс в 1846 году «волжской» «Волги» с грузом в 245 тысяч пудов пшеницы принёс 13 тысяч рублей чистой прибыли. В 1847 году «Волга» принесла 80 тысяч рублей прибыли.

В 1846 году «Обществом» было оборудовано «заведение» для строительства и зимовки пароходов в затоне близ села Криуши Симбирского уезда: «Находящееся невдалеке от села Криуш заведение «Пароходного Общества «По Волге» в значительной мере оживляет деятельность местного населения, а прилив служащих и рабочих привлек сюда торговцев. Большая часть из здешних жителей работает на заведении и получает хороший заработок. В зимнее время на заведении одного леса расходуется на 15.000 руб.; работает до 1500 человек, на плату которым издерживается в течение года до 100.000 руб.», – сообщал старинный путеводитель. На долгие десятилетия Криушинский затон стал крупнейшим промышленным предприятием в Симбирском крае – а один из собранных здесь буксирных пароходов получил название «Криуши».

В 1860 году в Криушинском затоне был построен буксирно-пассажирский пароход «Пират» длиной в 43 и шириной в 7 метров, паровая машина на 240 лошадиных сил. 47 лет «Пират» исправно возил пассажиров и грузы, безусловно, подустаревы за это время. Но тут на «Пирата», которого Общество «По Волге» решило сбыть по сходной цене, обратило внимание Кирилло-Мефодиевское православное миссионерское общество, которое желало завести и оборудовать плавучую церковь, чтобы духовно окормлять посёлки рыболовов в самых низовьях Волги. «Пират» показался миссионерам судном подходящим. Для начала его «перекрестили» в «Святителя Николая Чудотворца», покровителя путешествующих и мореплавателей. Над капитанской рубкой поставили звонницу, матросский кубрик обратился в алтарь. В носовой части поднялись пять куполов-луковок, а пассажирские каюты стали монашескими кельями. Здесь служили монахи из бывших матросов.

Пароход-храм «Святитель Николай Чудотворец»

С 1910 года «Святитель Николай Чудотворец» совершил пять навигаций. В советское время построенный в Криушах пароход ещё дважды менял имя: «Иосиф Сталин», «Моряна». Он служил спасательным судном, плавучим театром, наконец, матросским общежитием — вплоть до конца 1960-х годов, более сотни лет!

Интересно, а каким «обществом» прибыли в Симбирск Ульяновы осенью 1869 года? К тому времени у Общества «По Волге» давно существовали очень сильные конкуренты, например, организованное в 1849 году Общество «Меркурий», обратившееся в 1857 году в «Кавказ и Меркурий», поскольку его суда ходили и по Каспийскому морю. До революции пароходы «Кавказ и Меркурий» считались самыми комфортабельными и быстроходными. «Знаком качества» на пароходах и рекламках красовался государственный герб Российской империи, тогда как клиентами Общества «По Волге» считались коммивояжеры и чиновники средней руки, вроде тех же Ульяновых.

Пароход Царевич, собранный в Криушинском затоне из английских деталей

Однако, «волжскими» пароходами, собранными в Криушах и носившими громкие названия «Царь», «Царица», «Царевна», «Царевич», «Государь», «Государыня», не брезговали и особы царских кровей. 21 мая 1868 года на «волжском» пароходе прибыл в Симбирск во время вояжа по Волге 17-летний великий князь Алексей Александрович, сын императора Александра II.

Пароход великого князя Алексея Александровича у симбирской пристани

О путешествии этом напоминает сохранившийся фотографический снимок – самый ранний снимок симбирских пристаней. Мы видим берег реки Волги, пристань и пароход, пустынную полосу левого берега. У пристани довольно оживлённо: знатные дамы в шалях и под зонтиками, простолюдинки, некоторые из которых, не чинясь, сидят прямо на земле, любопытная детвора. Свежий ветер развевает смазавшиеся, из-за несовершенства выдержки, флаги. Ведущий к пристани деревянный мост украшает ковровая дорожка – и охраняют ее добродушные полицейские. Видно, как один из них справа, облокотившись на парапет, а другой слева, согнувшись почти напополам, общаются с публикой.

О том, что пароход, на котором прибыл цесаревич, именно «волжский», можно судить по окраске судна: чёрное днище и белые палубные надстройки. Каждая компания красила суда в «свои» цвета: «Кавказ и Меркурий» щеголяли полностью белыми, а третья по величине и значению, созданная в 1853 году компания «Самолет» красила надстройки в розовый цвет, украшая борта судов красно-бело-красными полосами. У каждой компании в каждом городе была собственная плавучая пристань-дебаркадер – не дай бог, по ошибке или из-за непогоды, причалить к конкуренту! А чтобы кому-то не доставались только лучшие места, регулярно проводились переторжки стоянок с вытягиванием жребиев.

Пароход на Волге близ Ульяновска

Особый интерес в истории Волжского пароходства представляет фигура нижегородского 1-й гильдии купца Альфонса Александровича Зевеке (1822 – 1887), чьи потомки, кстати, проживали, а может, и до сих пор живут в Ульяновске. Он был профессиональным моряком, капитаном судов, на Балтике, а потом на Волге. Среди прочего Альфонс Зевеке в 1857 – 1858 годах прокладывал трансатлантический телеграфный кабель на британском линкоре «Агамемнон».

Только кажется, что управлять пароходами на Волге было легче – напротив, река была коварна, а движение по ней куда как оживлённее, чем по морю, только уворачивайся! К слову, первым капитаном на паромном пароходе «Симбирск», что с 1866 года в навигацию соединял Симбирск с его заволжскими слободами, стал 46-летний отставной капитан 1 ранга (а в некоторых документах он и вовсе пишется контр-адмиралом!) Федор Федорович Сиверс, представитель известной в империи флотской фамилии.

К тому же, что бурное развитие пароходства на Волге всего за двадцать лет привело к обширному экологическому кризису. Вдоль реки вырубались леса под дрова для пароходных топок, река, и без того богатая на мели и перекаты, стала ещё больше мелеть. А пароходство тем временем вошло в технологический тупик. Суда строились однопалубными, чтобы выигрывать в грузоподъёмности и комфорте компании пытались увеличивать их длину и площадь, что только увеличивало количество столкновений и посадок на мель.

Пароход Зевеке «Магдалена» с задним колесом

Альфонс Зевеке не просто разорвал традицию, но и указал путь, приведший к «ренессансу» всего волжского пароходства. В 1871 – 1872 годах он стал строить двухпалубные грузопассажирские пароходы, вроде тех, что бороздили воды американской реки Миссисипи. Продолжая «технологическую революцию», Альфонс Александрович в 1880-е годы внедрил ещё одну заокеанскую идею, уже из Южной Америки, с реки Амазонки – плоскодонные деревянные пароходы с гребными колёсами за кормой, а не по бортам судна, как это велось в те времена. Такие суда без опасения бегали по Волге даже в самые засушливые годы, особенно в верховьях реки.

Симбирский агент Американского пароходства Зевеке Серей Марченков с семейством

Поначалу пароходство Альфонса Зевеке называлось «Американским», позже поменяв название на вполне патриотичное «Дружина». Пароходным агентом Американского пароходства в Симбирске был мещанин Сергей Яковлевич Марченков. Работа агента, особенно в сезон навигации, была невероятно хлопотлива, ответственна и открыта. Среди популярных форм досуга симбирского общества было посещение пристаней с обедом и ужином в буфете на пристани или на приставшем к ней пароходе. Агент в прямом смысле был «лицом компании», от выражения которого много зависело в отношении к конкретному перевозчику.

«Самая интересная новость нашей пристани – писали «Симбирские губернские ведомости» летом 1866 года, - это пароход, поддерживающей сообщение между обоими берегами Волги… В один прекрасный вечер мы решили прокатиться на нём на другой берег Волги.

На Волге

Было ясно и тихо; зеркальная поверхность Волги едва покрывалась лёгкой зыбью, отражая в себе прибрежные горы и строения; всё это ещё более заманивало прокатиться. Переезд с одного берега на другой стоит только 5 коп. Пароход не тряский, идёт ровно; для больших удобств пассажиров на пароходе находятся каюты и буфет, где можно услаждаться разнородными напитками... Эти удобства привлекают чуть не каждый праздник катающихся и тем увеличивают сбор с парохода. По словам служащих, ежедневная выручка с парохода простирается от 15 до 100 руб. серебром. Дров потребляет немного». Кстати, капитана Сиверса вскоре переманило к себе в агенты общество «Самолет»…

Волга нередко становилась тесной для интенсивного пароходного движения. Утром 6 сентября 1877 года, двумя верстами ниже города Сенгилея, шедший в Астрахань пассажирский пароход «Николай Новосильцев» протаранил бежавший навстречу «Наследник Цесаревич» с тремястами пассажирами. При ударе погиб один из членов команды «Цесаревича». Спасая людей, капитан «Наследника» посадил тонущий пароход на мель. Виновник столкновения «Николай Новосильцев» даже не остановился.

Поздним вечером 9 августа 1893 года против села Батраки Сызранского уезда грузопассажирский пароход «Михайла Потапыч» протаранил большую лодку-косушку, перевозившую за Волгу 17 человек крестьян. Семь пассажиров лодки, «большинство из которых были сильно выпивши», утонули; пароход не пострадал.

Но в жизни всегда было место человечности и подвигу. Утром 16 мая 1884 года неподалёку от села Кременки Симбирского уезда буря разбила и выбросила на мелководье лодку-косушку с крестьянам Николаем Синчуговым, супругами Леонтием и Натальей Юфечкиными. Девять часов провели люди в холодной воде: мимо пробегали пароходы, но никто упорно «не замечал» несчастных.

Пароход Константин Кауфман

И вот, на бурной реке показался белоснежный красавец «Константин Кауфман», гордость пароходства «Кавказ и Меркурий», один из трёх самых именитых волжских пароходов-«скороходов».

Так случилось, что на борту «Кауфмана» в тот рейс находились Туркестанский генерал-губернатор Герасим Алексеевич Колпаковский, прославленный военными победами в Средней Азии, и Костромской I гильдии купец Гордей Иванович Чернов, богатейший судовладелец, монополист, сосредоточивший в своих руках вывоз нефти с каспийских приисков.

«Видя ужасное положение погибающих людей», капитан «Кауфмана» Иван Иванович Ляховский «тут же поворотил управляемый им пароход к погибавшему судну и приказал бросить чалку, но люди не могли выбрать из воды каната. Между тем пароход ветром опасно понесло в сторону! Но Ляховский вторично приказал повернуть пароход к погибавшим. На этот раз чалка была поймана погибавшими людьми, и таким образом они были спасены».

Вроде бы, вся чистая публика на пароходе, платившая немалые деньги за скорость, должна была скривиться на человеколюбие капитана, но нет: «Мы, будучи очевидцами вышеизложенного, считаем себя обязанными принести искреннюю благодарность командиру парохода Ивану Ивановичу Ляховскому, и довести об этом подвиге до сведения Министра Внутренних Дел» - подписали восхищённые пассажиры специально составленный «Акт», от генерал-губернатора Колпаковского и до полуграмотного «крестьяна Ивана Никалалаева Захарова».

Иван Сивоплс