Пока ульяновские власти ломают голову над тем, как бороться с незаконными автостоянками, в других регионах действуют муниципальные парковки. К примеру, в центре Казани на улицах для стоянки автомобилей выделено 3413 мест, которые являются платными в рабочие дни и по субботам с 7:00 до 21:00. Стоимость — от 30 до 100 рублей в час, абонементов нет. Неоплаченная парковка грозит штрафом в 2500 рублей. Помимо инвалидов, бесплатно могут парковаться также владельцы электромобилей. В прошлом году благодаря муниципальным парковкам бюджет Казани пополнился на 11 млн рублей.

Горожане давно окрестили Ульяновск столицей нелегальных парковок, где правят криминальные элементы - они устанавливают традиционные для многих дворов и просто пустующих ночью асфальтовых площадей будки. Туда сажается мнимый сторож, как правило, это пожилой мужчина, который и требует денег за сохранность автомобиля, засовывая под "дворники" записки: "Подойдите к охране!". Ценник ниже, чем на огороженной круглосуточной стоянке. Документов, естественно, никаких не выдается, ответственности тоже нет. Зачастую в случае отказа платить открыто намекают, что с машиной ночью может что-нибудь произойти.

В августе этого года губернатор заявил о необходимости вывести из тени городские парковки и передать часть из них в муниципальную собственность. По словам главы региона, в Ульяновской области прослеживаются многочисленные нарушения в данной сфере, которые срочно нужно решить.

- Необходимо немедленно навести порядок в этом бизнесе. Огромные финансовые потоки идут в неизвестном направлении, налоги не платятся. При этом сами «бизнесмены» не то что налоги, они вообще ни за что не платят. Вокруг таких стоянок грязь и антисанитария. Я требую немедленно разобраться и навести порядок, сказал Морозов.

Он поручил своему первому заместителю Сергею Люлькову как можно быстрее организовать "единое подзаконное парковочное пространство" в Ульяновске, Димитровграде и других муниципалитетах области. Правда, сам Люльков в беседе с 73online.ru признавался, что схема еще не проработана и механизм работы не определен.

Чуть позже ситуация прояснилась. Как пояснили в пресс-службе областного правительства, создание единого парковочного пространства включает несколько направлений. В первую очередь будет проанализировано региональное законодательство, в том числе в части пресечения нелегальной парковочной деятельности. Также будет изучен опыт других регионов, где пошли по этому пути и внесли соответствующие изменения в градостроительные нормы, прописав условия к застройщикам по созданию сети парковок.

По задумке чиновников, в Ульяновске при организации парковочных мест создадут пространства, которые будут отличаться единым архитектурным обликом. Рассчитывают также, что на парковках в обязательном порядке будут устанавливать осветительное оборудование, оградительные элементы и барьеры, наносить разметку.

В конце сентября региональный минтранс опубликовал паспорт законопроекта, которым предлагается запретить в Ульяновской области платные парковки возле объектов спорта, образовательных и государственных медицинских организаций, организаций культуры, органов госвласти, местного самоуправления и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Также планируется запретить платные парковки на земельных участках, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов.

Министр промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин озвучил конкретные шаги. Так, до 20 октября планируется принять регулирующие нормативы. Уже запущена тотальная проверка, и до 15 ноября обещают представить полный реестр парковок. Пока непонятно, кому достанутся парковки (в случае успеха затеи), будет ли это отдано на аутсорсинг коммерческим фирмам или создадут муниципальное предприятие.

Стоит сказать, что это не первый раз, когда в Ульяновске задумываются о том, что парковки должны стать легальным ответственным бизнесом, приносящим доход в бюджет города. Однако начатое до конца так и не доводили. Интересно, что многие главы муниципалитетов в ответ на заявление губернатора Морозова о создании МУПа по организации парковочного пространства скептически заметили, что Ульяновская область в этом не нуждается.

Пока ульяновские чиновники думают, как им легализовать автостоянки, 73online.ru связался с исполнительным комитетом Казани, где муниципальные парковки существуют последние пять лет. В комитете по транспорту исполкома пояснили, что в результате работы увеличилась пропускная способность и средняя скорость движения на центральных улицах, увеличились "обороты" парковочных мест - сегодня ими пользуется ежедневно десятки тысяч автомобилистов:

- За последние пять лет в результате принятых мер по нормализации транспортной ситуации, включающих организацию муниципальных парковок, пропускная способность основных центральных улиц увеличилась на 18%, средняя скорость передвижения на них – на 5 км/ч. Кроме того, платные парковки приучили автомобилистов рационально пользоваться парковкой. Средняя продолжительность парковочной сессии в настоящее время достигла 55 минут, тогда как в начале реализации проекта она была на уровне 1 часа 24 минут. Тем самым повысилась оборачиваемость парковочных мест. В результате, если до ввода парковочного пространства бесплатной парковкой на местах, отведенных сегодня под платную муниципальную парковку, пользовались бы порядка 3,5 тысяч автомобилей, то в настоящее время ими пользуются до 60 тысяч автомобилей в день.

Все начиналось с подземных паркингов

В связи с ростом уровня автомобилизации с 2014 года в Казани начали проводить транспортную политику, связанную с активным дорожным строительством, внедрением адаптивной системы управления дорожным движением, запретом остановки и стоянки транспортных средств на большинстве улиц центральной части города, отменой левых поворотов и движения большегрузов, введением выделенных полос для общественного транспорта, строительством многоуровневых и подземных паркингов и других мер, направленных на увеличение пропускной способности улиц.

Для автомобилистов, работающих в центре города и паркующих транспортные средства на весь день, к имеющимся вместительным парковкам при торговых, развлекательных и других объектах были построены многоуровневые и подземные паркинги. С 2011 года в различных районах города было открыто 18 многоуровневых и подземных паркингов с общим количеством более 7000 машино-мест, из которых 9 объектов вместимостью 4500 машино-мест расположено в центре города.

Стоимость в них составляет 30-50 рублей в час, при этом собственники устанавливают различные льготные тарифы при заключении долгосрочных договоров аренды (в среднем - 150 рублей за 12 часов парковки).

В 2015 году на паритетных условиях был разработан проект комплексной схемы организации дорожного движения города Казани (далее – КСОДД), которая утверждена постановлением исполнительного комитета. Одним из первых мероприятий КСОДД, которое удалось реализовать, стал проект по созданию системы единого городского парковочного пространства. Эта система является одним из действенных способов среди ряда мер, вводимых для улучшения транспортного движения.

Казань взяла кредит на парковки и ввела штрафы для неплательщиков

В 2015 году в Казани на 27 участках городской улично-дорожной сети было организовано 1250 парковочных мест. Общая стоимость составила 36,47 млн рублей. На эти цели министерством финансов Республики Татарстан был выделен бюджетный кредит городу сроком на три года.

С февраля по апрель 2015 года муниципальные парковки работали в тестовом режиме, и всем гражданам была предоставлена возможность изучить правила пользования и способы оплаты парковок. После этого они заработали в полном объеме с применением мер административного контроля. С этой целью в КоАП РТ была введена статья 3.16 «Неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах)», штраф за несоблюдение которой составляет 2500 рублей.

Данные парковки оборудованы дорожными знаками «Парковка» со знаком дополнительной информации (табличкой) «Платные услуги». Для удобства пользования на парковках установлены двухсторонние информационные щиты на двух государственных языках Республики Татарстан.

Еще и велосипедизация!

В первое время парковки работали круглосуточно, без выходных дней. На основании проведенного мониторинга их занятости было принято решение с августа 2015 года ввести бесплатную работу муниципальных парковок в ночное время с 21:00 до 07:00, а также в праздничные и воскресные дни.

На сегодня количество машино-мест на муниципальных парковках, расположенных вдоль улично-дорожной сети, составляет 3413 на 112 участках.

В 2016 году в рамках расширения единого городского парковочного пространства исполнительным комитетом Казани совместно с Глобальным экологическим фондом и Минтрансом России была организована первая плоскостная муниципальная платная парковка по ул. М. Вахитова на 150 парковочных мест, с инфраструктурой для велодвижения на 50 велосипедных мест. Ее особенностью является то, что любой автовладелец, оставивший свой автомобиль на парковке, сможет взять в прокат один велосипед бесплатно.

Инвалиды, скорая помощь и электромобили - бесплатно

Право бесплатного пользования муниципальными уличными парковками предусмотрено для транспорта инвалидов, экстренных оперативных служб и электромобилей.

Тариф за оплату парковки является дифференцированным. С 1 ноября 2018 года стоимость парковки установлена 30, 50, 70, 100 рублей в час. В тариф, который, перечисляется пользователем при выборе любого способа оплаты, включены все расходы, связанные с переводом денежных средств. Первые 15 минут парковки являются бесплатными, за это время необходимо произвести платеж. На всех муниципальных парковках, установлена предоплатная система, то есть оплату за размещение транспортного средства необходимо выполнить перед тем, как припарковаться. Контроль за оплатой парковки осуществляется в автоматическом режиме с применением технических средств фото- и видеофиксации.

Внести оплату можно через паркомат с помощью банковских карт международных платежных систем и транспортной карты, при помощи мобильного приложения «Казанский паркинг» и короткого текстового смс-сообщения, направленного на специальный номер оператора сотовой связи «3116». Также в настоящее время доступны дополнительные способы оплаты через бота группы «Казанский паркинг» в социальной сети «ВКонтакте», и способы пополнения парковочного счета «Яндекс.Деньги» и «Сбербанк Онлайн». Предварительное пополнение парковочного счета на любую сумму возможно в мобильном приложении «Казанский паркинг» и в личном кабинете, что позволяет избежать сбоев при оплате парковки, в том числе с помощью СМС.

Для удобства пользователей, в целях рационального планирования их времени стоянки и оптимального расходования собственных денежных средств при всех видах оплаты муниципальной парковки предусмотрены следующие способы тарификации:

- при оплате с паркомата минимальная продолжительность парковочной сессии составляет 60 минут, далее предусмотрена 30-минутная тарификация;

- при оплате по СМС, мобильному приложению или через портал городского парковочного пространства Казани минимальная продолжительность парковочной сессии - 30 минут, далее - 15-минутная тарификация. Кроме того, при данных видах оплаты возможно досрочное прекращение парковочной сессии, при этом неиспользованные средства автоматически возвращаются на виртуальный парковочный счет и могут быть использованы для оплаты следующей парковки.

В 2018 году в бюджет Казани поступило почти 11 млн рублей

Для обслуживания муниципальных парковок в 2014 году создано МКУ «Организатор городского парковочного пространства», которое отвечает за обустройство парковочной инфраструктуры, осуществляет контроль за соблюдением правил пользования платными муниципальными парковками, а также является администратором платежей, поступающих непосредственно в бюджет Казани. Доходы направляются в том числе на финансирование обеспечения безопасности дорожного движения, расширение парковочного пространства, а также улучшение транспортного обслуживания населения.

За весь период эксплуатации в бюджет муниципального образования города от оплаты парковок поступило около 82 млн рублей, из них: в 2015-м - 11 млн рублей, 2016-м - 23 млн, 2017-м - 37 млн, 2018-м – 10,9 млн рублей. Наложено взысканий на сумму около 174 млн рублей, из них оплачено штрафов более чем на 126 млн.

Содержание и уборка улично-дорожной сети, в том числе на участках, где организованы муниципальные парковки, осуществляются согласно постановлению о порядке содержания автомобильных дорог общего пользования и правилам благоустройства города.

Организация платных муниципальных парковок не является коммерческим проектом, основная цель их создания - это обеспечение безопасности дорожного движения, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, увеличение ее пропускной способности и улучшение экологической обстановки. Введение платных парковок уменьшило хаотичную парковку транспортных средств в центре города, ограничило возможность для их длительной стоянки, повысило оборачиваемость парковочных мест, увеличило пропускную способность улиц и скорость передвижения транспорта.

До 2020 года в соответствии с рекомендациями КСОДД и в целях повышения экономической эффективности городского парковочного пространства планируется дооснащение существующей зоны до 6000 машино-мест.

Дарья Косаринова