Из-за коронавирусных ограничений «большая четверка» - МТС, «Мегафон», Tele2 и «Билайн» – потеряла 30% доходов от роуминга, но нашла новые способы увеличить выручку. В пандемию ульяновцы увеличили потребление мобильного интернета более чем на 60% и это еще не предел, считают эксперты рынка. В 2021 году мобильный трафик продолжит расти, уверены они. И именно этот сегмент станет наиболее конкурентным, что заставит лидеров рынка инвестировать в инфраструктуру и, скорее всего, повысить тарифы.

На фоне пандемии доли мобильных операторов по числу абонентов перераспределились, и «Билайн» потерял третье место на телекоммуникационном рынке. По итогам III квартала 2020 года абонентская база оператора снизилась на рекордные за последние годы 9% до 49,7 млн человек, следует из отчетности компании. По мнению участников рынка, это связанно в первую очередь с тем, что «Билайн» недостаточно и несвоевременно инвестировал в строительство сетей, что привело к ухудшению качества услуг связи.

При этом количество абонентов Tele2 в июле – сентябре, по разным оценкам, достигло 49,7 млн - 51,8 млн человек. Лидерство по количеству абонентов удерживает МТС, на втором месте оказался «Мегафон».

Из-за связанных с распространением коронавируса ограничений операторы понесли дополнительные расходы, говорят эксперты. Это и падение доходов от роуминга (на 30%, по данным Content Review), и предоставление бесплатного доступа к социально значимым ресурсам, и запуск специальных приложений для поддержки клиентов.

По оценке агентства Content Review, выручка российских сотовых операторов по итогам 2020 года может сократиться на 9–11%. По данным отчетности компаний, выручка МТС в России по итогам 2019 года достигла 472,6 млрд руб., «МегаФона» — 343,4 млрд руб., «Вымпелкома» («Билайн») — 289,9 млрд руб., Tele2 — 163,3 млрд руб., то есть в целом падение может составить 114–140 млрд руб.

При этом опрошенные 73online.ru операторы не согласны с аналитиками и отрицают факт снижения выручки по итогам года. «Участники рынка рассчитывают на более мягкий сценарий и даже долгосрочную выгоду благодаря трансформации бизнес-стратегий. Думаю, данным операторов стоит доверять. Например, никто из предпринимателей, с которыми я общаюсь, не сократил потребление мобильного трафика за время пандемии, напротив, мобильные интернет и связь стали использовать больше, а значит, доходы с абонента по итогам года вырастут», – отмечает генеральный директор консалтинговой группы DSTS.biz Дмитрий Цибизов.

Операторы подчеркивают, что борьба за новых абонентов сейчас стала менее важной, чем в предыдущие годы. Рост базы был ключевым фактором успеха еще лет 10 назад, говорит директор ульяновского подразделения Tele2 Дмитрий Мимеев. «Сегодня ситуация изменилась. Количество абонентов сотовой связи на протяжении многих лет росло, и сегодня можно констатировать насыщение рынка», – пояснил он.

Число пользователей сотовой связи сегодня превышает 255 миллионов, что почти вдвое больше численности населения страны. Это связано с тем, что у одного человека может быть не одна и даже не две активные сим-карты.

«Одна из главных тенденций на рынке – рост потребления мобильного трафика. Связанные с распространением коронавируса ограничения, самоизоляция сделали этот тренд только ярче», – подчеркнул Дмитрий Мимеев.

Режим самоизоляции, который действовал во многих регионах, повлиял на поведение абонентов, подтверждает директор ульяновского отделения компании «МегаФон» Сергей Сорокин. «Они стали чаще пользоваться онлайн-сервисами: трафик «МегаФон ТВ» вырос на 30%, сервис «МегаФон Книги» – на 28%, игровые платформы – в 2,5 раза. Количество заказов в интернет-магазине «МегаФона» увеличилось на 40%», – констатирует Сергей Сорокин.

Во время пандемии в Ульяновской области рост мобильного трафика превысил 60%, а количество пользователей мобильного интернета увеличилось почти на 30%, в том числе за счет жителей старше 60 лет, говорят представители мобильных операторов.

Это побудило участников рынка инвестировать в развитие инфраструктуры. «Мегафон» модернизировал более 60 объектов связи, что позволило обеспечить услугой скоростной передачи данных жителей 59 населенных пунктов в 20 районах региона.

«Нагрузка на сеть в Ульяновской области возросла, – отмечает директор ульяновского подразделения Tele2 Дмитрий Немеев. – В этом году мы построили несколько десятков базовых станций в малых населенных пунктах региона, что позволило увеличить пропускную способность сети».

Теле2 также активно развивал сотрудничество с MVNO (сторонние операторы, которые используют инфраструктуру Tele2 для предоставления своих услуг, за что отдают базовому оператору часть выручки – прим. ред.), чтобы нарастить число пользователей мобильного интернета. Так, клиенты использующего сети Tele2 «Тинькофф» смогли зарегистрировать первые в стране eSIM. Это «цифровые» SIM-карты нового поколения: для подключения такую карту не надо вставлять в телефон, достаточно просто купить ее онлайн.

По данным аналитической платформы App Annie, которая регулярно оценивает данные мобильного рынка, за время пандемии ежедневное время, которое пользователь затрачивает на взаимодействие с мобильным устройством, превысило 25% от дневного бодрствования. Но и это не предел, уверены эксперты. Согласно прогнозам, в 2021 году россияне будут проводить в интернете еще больше времени.

Именно за количество предоставленного абонентам интернета и развернется борьба среди операторов связи, говорит генеральный директор консалтинговой группы DSTS.biz Дмитрий Цибизов. Тенденция уже обозначилась: чтобы увеличить потребление трафика, операторы предлагают абонентам новые цифровые сервисы.

«МегаФон» строит свою стратегию развития вокруг цифрового клиента – человека, потребляющего цифровые услуги и сервисы», – подтвердил Сергей Сорокин. Например, недавно «Мегафон» запустил обновленный сервис «Цифровой юрист», призванный избавить операционный персонал крупных компаний от рутинных задач, занимающих до 70% рабочего времени. «Продукт «Конструктор документов», входящий в экосистему «Цифрового юриста», реализован в виде нейронного чат-бота и не имеет аналогов на рынке. Чат-бот ведет диалог с пользователем, собирает необходимую информацию и на основе полученных данных выдает готовый документ», – рассказал Сергей Сорокин.

«Билайн Бизнес» совместно с Group-IB запустил комплексное решение «Сервис защиты от киберугроз», позволяющее защитить IT-инфраструктуру клиентов от сложных целевых атак и APT-угроз, в том числе с использованием вирусов-шифровальщиков, банковских троянов, программ-шпионов, которые не обнаруживаются стандартными средствами: антивирусами, межсетевыми экранами и системами предотвращения вторжений.

МТС вывел на рынок eSIM для устройств интернета вещей и сегмента machine-to-machine в соответствии с международным стандартом GSMA. Технология позволяет удалённо загружать виртуальную SIM-карту на чип, вмонтированный в оборудование, и менять абонентский профиль. Услуга будет востребована у производителей IoT оборудования: им необходимо тестировать устройства на производстве, а затем продавать в различные регионы России, считают в компании.

«Мы отмечаем тенденцию создания единых экосистем и платформ для всестороннего охвата пользователей сервисами», – описал набирающую силу на рынке тенденцию Сергей Сорокин.

Конкуренция мобильных операторов за доли в общем объеме мобильного трафика приведет к повышению качества услуг для абонентов, считает Дмитрий Цибизов. Люди привыкнут к цифровым сервисам, бизнес также будет все более активно использовать новые продукты, стремясь сократить свои издержки.

По мнению экспертов, у цифрового прогресса будет только один минус: тарифы на мобильный интернет могут вырасти. Рост тарифов будет продиктован, как минимум, инфляцией, – считает управляющий партнер агентства Advanced Communications & Media (AC&M) Михаил Алексеев. – Прогнозировать, насколько именно увеличатся расценки для потребителей, трудно, потому что многое будет зависеть от политики компаний». Кроме того, операторам придется продолжить инвестировать в развитие инфраструктуры, чтобы не уступить в конкурентной борьбе, отмечают эксперты.

Екатерина Старцева