Бывший вице-губернатор Анатолий Озернов сделал заявление в суде, где ему сегодня продляли меру пресечения. Он уверен, что уголовное дело против него носит исключительно политический характер, а ряд фигурантов оговаривают его в том числе ради продвижения по службе.

В Ленинском райсуде сегодня решали вопрос о продлении ареста бывшему первому замгубернатора Анатолию Озернову. За последние несколько недель у него появились новые уголовные статьи. К мошенничеству добавились получение взятки в виде ремонта принадлежащей тестю дачи на 2,5 млн рублей и растрата 300 тысяч на контракте по стрижке кустов. Адвокат Александр Паулов был уверен, что следствие добавило эпизоды намеренно — якобы чтобы оказать давление на суд и общественность накануне очередного заседания по мере пресечения.

Анатолия Озернова в суд доставил конвой. Александр Паулов ждал подзащитного в зале заседаний, о чем-то спорил со следователем. Затем переключился на клиента: обсудил с ним дела и отпустил пару шуток.

У Озернова с собой пухлый томик с множеством красных закладок — вероятно, Уголовный кодекс. По ходу заседания он периодически что-то заносил в уже порядочно исписанную тетрадь.

Новые статьи, новые допросы

Следователь Чумаков просил продлить Озернову срок содержания под стражей на 2 месяца. По его словам, необходимо провести дополнительное следствие по новым эпизодам, допросить сотрудников «Ульяновскоблстройзаказчика», Управделами Ульяновской области, а также ряда коммерческих структур. Также следствие ждет результатов 24 строительно-технических экспертиз, планирует назначить исследование объекта культурного наследия в Москве — речь о здании представительства региона в столице, на реставрации которого якобы были похищены деньги. У следователя, кроме того, есть основания полагать что Озернов на свободе может надавить на свидетелей — поэтому и ходатайствует о продлении ареста.

— Скажите, есть ли какие-то заявления от потерпевших либо свидетелей о том, что им поступают угрозы? — поинтересовался Паулов.

— За последнее время таких не поступало.

— Вы все вещественные доказательства по делу изъяли и осмотрели?

— Не могу ответить убедительно, так как возбуждены новые эпизоды, и по ним необходимо провести анализ документов. Возможно, будет необходимость в новых изъятиях.

— Вы имеете в виду те эпизоды, которые Константин Вершинин (учредитель ООО «Легпромсервис», Паулов называл его посредником, который организовывал исполнение работ по «уголовным» госконтрактам — прим.) еще 26 октября прошлого года изложил в своей явке с повинной? Что там нового?

— Новые эпизоды это статья 290 и два эпизода по статье 160.

— Почему, если вы узнали об этом полгода назад, до сих пор ничего не делали? — возмутился Паулов.

— Переговоры прекращаем! — вмешался судья Тимур Хайруллин.

Анатолий Озернов заявил, что уже год как покинул должность и не имеет влияния на людей, которые остались в правительстве.

Волшебная палочка следствия

Адвокат Александр Паулов заявил, что все доводы о возможности Озернова надавить на свидетелей или помешать следствию являются предположениями и не могут быть положены в основу решения суда. «Шести месяцев, прошедших с начала следствия, более чем достаточно, чтобы изъять вещественные доказательства и назначить экспертизы по любому уголовному делу. То же касается якобы новых дел: о них в протоколе явки с повинной Вершинин рассказал еще в октябре прошлого года, но огромная следственная группа с тех пор ничего не сделала. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, все это появляется», — говорит Паулов. По его мнению, следствие хочет таким образом продемонстрировать якобы развитие дела, что эпизоды появились именно потому что Озернов под стражей. «Но ничего нового в них нет», — констатирует защитник.

Паулов отмечает, что одновременное обвинение Озернова и других фигурантов и в мошенничестве, и в получении взятки противоречит друг другу: «Если мы вместе воруем, зачем давать взятки? Это взаимоисключающий состав». Он также обратил внимание, что в постановлении о возбуждении дела указывается о получении взятки Озерновым в июле прошлого года, хотя он уже не был должностным лицом, уволившись из правительства в апреле. «Чтобы давали задним числом, такого я в практике еще не встречал», — отметил Паулов.

Он просил избрать подзащитному меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей: домашний арест или залог «в разумных пределах». «У Озернова нет ни золотых унитазов, ни машин — спрашивается, куда же делись деньги? У Вершинина нашли десятки миллионов, у Озернова — только тысячу долларов в валюте», — сообщил защитник.

Это политика

Анатолий Озернов заявил в суде, что слышит от следствия одни и те же фразы. Напомнил о презумпции невиновности, заявил, что широкое освещение дела в СМИ нанесло непоправимый ущерб его репутации. При этом два десятка лет он «служил интересам Ульяновской области», жертвуя своим здоровьем и временем с семьей.

— Боюсь представить, сколько продлится следствие. Мы с защитником как никто другие заинтересованы, чтобы это как можно быстрее закончилось, готовы помогать в поиске реальных лиц, совершивших преступления. Я мошеннических действий не предпринимал, все обвинения в мой адрес носят исключительно политический характер, говорю это на 100-200-300%. Это оговор со стороны четкого круга лиц, часть из которых имеют цель, в том числе, в виде продвижения по службе, — заявил Озернов.

Судья пробыл в совещательной комнате около часа, а вернувшись, удовлетворил ходатайство следствия полностью — срок под стражей продлен на 2 месяца.

Андрей Семёнов