Ленинский районный суд сегодня рассмотрел требования следствия о продлении мер пресечения бывшему первому замгубернатора Ульяновской области Анатолию Озернову, а также другому фигуранту дела — Константину Вершинину. Озернов прибыл на заседание из СИЗО, где сегодня у него был банный день — с короткой стрижкой, в пиджаке и водолазке он выглядел даже моложе, чем обычно. Вину во вменяемом преступлении он категорически не признает. В перерыве ему удалось поговорить с женой — и это заметно подняло ему настроение.

Анатолия Озернова и еще группу лиц обвиняют в особо крупном мошенничестве на госконтрактах по созданию Ситуационного центра главы региона и реставрации здания представительства области в Москве. Работы проводились ООО «Ин-сервис» и ООО «Спецпроектмонтаж» соответственно. По версии следствия, похищено более 15 миллионов рублей.

Всего в деле шестеро фигурантов — кроме Озернова, обвинение предъявлено учредителю ООО «Легпромсервис» Константину Вершинину. Адвокат бывшего замгубернатора Анатолий Паулов ранее называл его посредником, который организовывал исполнение работ по «уголовным» госконтрактам.

Последние месяцы Озернов находится под стражей, а Вершинин — под домашним арестом. Сегодня судья Юлия Поладова решала, продлять ли им меры пресечения.

Домашнему узнику Вершинину рекомендовано «изменить образ жизни»

Защитник Константина Вершинина Виктор Сысоев просил приобщить к делу копии документов — справки из медицинского центра о том, что у его клиента есть ряд серьезных заболеваний. Состояние его здоровья ухудшилось с октября прошлого года, поэтому мужчине рекомендовали изменить образ жизни, добавив к нему прогулки на свежем воздухе и умеренные физические нагрузки.

Фотография Вершинина, сделанная до начала рассмотрения ходатайства. Снимать процесс не разрешили. Вершинин поначалу заявил, что не против фото и видео, но адвокат шепотом его одернул: «Возражаем!».

Следователь сообщил суду, что по делу необходимо допросить работников управления культурного наследия Москвы, «Облстройзаказчика», представительства Ульяновской области при правительстве, провести строительно-судебную экспертизу — всего их в деле 24. Это займет не менее двух месяцев. По словам сотрудника СКР, установлены еще не все участники дела, и Вершинин может оказать на них давление. Вместе с тем его вина якобы подтверждается показаниями свидетелей, протоколами обысков, результатами оперативно-розыскной деятельности, поэтому следствие просит продлить срок ареста до 26 апреля включительно.

Как стало известно на заседании, в деле имеется протокол явки с повинной Вершинина, оформленный им в тот же день, как его задержали.

Сам фигурант с дальнейшим домашним арестом оказался согласен, в отличие от его адвоката. Тот заявил, что подзащитный не имеет возможности обратиться за помощью к медикам, хотя страдает от проблем со здоровьем. «Вершинин лишён элементарных бытовых удобств, посещения парикмахера…» — продолжил Сысоев. Защитник просил разрешить прогулки не менее 4 часов в день и встречи с врачами, посещение клиники — иначе тем самым будет нарушено право на получение медпомощи.

Судья удивилась: почему же сам Вершинин был согласен на продление ареста? Тот сразу поменял решение, согласившись с адвокатом.

Поладова удалилась в совещательную комнату. Адвокат от комментариев отказался и покинул здание суда. «Не буду ждать, успехов!», — сказал он клиенту. Вершинин пошёл его провожать и сказал приставам: «А я ещё вернусь».

После почти часа в совещательной комнате Юлия Поладова вынесла решение. Она полагает, что в случае более мягкой меры пресечения Вершинин может воспрепятствовать расследованию уголовного дела. Доводы о прогулках и встречах с медиками признаны необоснованными. С учетом состояния здоровья Вершинин может быть госпитализирован в лечебное учреждение.

Поладова продлила срок домашнего ареста на 2 месяца, до 25 апреля включительно.

Суд после бани

Адвокат Анатолия Озернова Александр Паулов принес в суд распечатку структуры областного правительства. По его словам, у его подзащитного не было полномочий по контролю за исполнением строительных контрактов. Защитник предполагает, что организатором незаконной схемы мог быть Константин Вершинин, который теперь пытается переложить часть вины на Озернова. Деньги, по словам адвоката, были похищены путем завышения стоимости работ. «Это должен был проверять тот, кто принимал результаты, но фамилия этого человека не Озернов», — говорит Паулов. Он отмечает, что проверка исполнения контрактов — обязанность «Облстройзаказчика». На момент якобы совершенного преступления руководителем структуры был нынешний министр строительства Константин Алексич.

Паулов говорит, что шансов выйти у его клиента сегодня нет, но обжаловать решение защитник, конечно, будет.

Конвой доставил из СИЗО Анатолия Озернова — коротко стриженого, в водолазке и пиджаке.

— Это кто? — спросил он Паулова, кивая на журналистов.

— СМИ, если вы против, можете возразить против их присутствия, — сказал адвокат.

— Я против. Категорически! Не хочу, чтобы вокруг моего имени продолжался общественный резонанс. Имею на это полное право по закону! — заявил Озернов.

Тем не менее судья разрешила присутствие прессы.

Следователь зачитал ходатайство о продлении меры пресечения. Причины назвал те же, что и у Вершинина. По словам представителя СКР, большинство свидетелей были подчиненными Озернова, и он может оказать на них давление. Тут между следователем и адвокатом произошла перепалка.

— За прошедшие четыре месяца кто-то обращался к вам? Свидетели, адвокаты, родственники? Пугают кого-то? — спросил Паулов.

— Нет, он не может оказать давление в том числе в связи с изоляцией в СИЗО, — ответил следователь.

— Вы не ошиблись про большую часть подчиненных? Было указано только три, а где остальные?

— Это ваше право так думать. Есть данные, что Озернов курировал большее количество людей. Остальное тайна следствия.

— Сбежать, скрыться Озернов пытался? Может, он заказал поддельный паспорт, билеты? Чем подтвердите свои сомнения?

— Если он будет на свободе, сможет оказать давление.

Судья поинтересовалась у обвиняемого, есть ли у него заграничный паспорт. «Конечно», — ответил тот.

Озернов заявил, что не совершал никакого преступления, а дело сфабриковано. По его словам, он и его адвокат видят «явную фальсификацию документов» строительной экспертизы. Организация, которая давала свое заключение, утверждает обвиняемый, была создана за неделю до этого. Озернов недоумевал, почему он в СИЗО, а обвиняемый Вершинин — под домашним арестом.

— Прокофьев (руководитель управделами Ульяновской области — прим.) — единственный, кто находился в моем прямом подчинении, у него статус подозреваемого, он продолжает выполнять работу. Другие лица были его подчинёнными, и они тоже продолжают работу. Именно они имеют возможность повлиять на документооборот, уничтожить что-то. Я не являлся должностным лицом, которое подписывало какие-либо бумаги. Я являюсь порядочным и правосознательным гражданином РФ, прошу вас смягчить меру пресечения в отношении меня. Я не собираюсь скрываться от закона, — сказал Озернов.

Александр Паулов считает, что сумма ущерба по делу завышена и уменьшится в ходе следствия. Уволившись из «белого дома» 10 месяцев назад, Озернов не способен повлиять на свидетелей, более того они сами могут «как следует пропесочить» бывшего руководителя. Все документы уже изъяты и предоставлены следствию, поэтому уничтожить их у Озернова нет возможности. В то же время другие фигуранты, по мнению адвоката, клевещут на бывшего замгубернатора.

Все это время пришедшая на заседание супруга Озернова Ольга пыталась встретиться с ним взглядами, но он был суров и почти не смотрел на нее, обратив все внимание на судью. Наконец, когда Поладова удалилась в совещательную комнату, Ольге удалось поговорить с мужем. И с каждой минутой Озернов все более и более смягчался. Она рассказала ему о друзьях дочек, успехах детей в английском языке, в спорте, об их здоровье.

Озернов рассказал и о своем быте: сегодня ходил в баню, а позавчера постригся, три дня назад занимался фитнесом и теперь болит все тело. А недавно к нему подселили соседа — замначальника управления дорожного хозяйства Геннадия Шакирова, обвиняемого в получении взятки.

— Вы помолодели!

— Да куда уж ещё?

— А почему СМИ не любите?

— Они всегда писали, что я самый закрытый чиновник правительства, это правда…

— Пресса за вас! Свободу Озернову! — пошутил Паулов, и Озернов засмеялся. В перерыве адвокат сетовал, что забыли самый главный аргумент для судьи — завтра ведь праздник, 23 Февраля!

Вернувшись, Юлия Поладова постановила — продлить арест до 25 апреля. Причины все те же: якобы Озернов может повлиять на свидетелей, помешать следствию.

Конвой увез обвиняемого назад в СИЗО.

Андрей Семёнов

Дарья Косаринова