В следственном изоляторе в Ульяновске томится опасный рецидивист. В регион его доставили, чтобы судить за эпизод 20-летней давности: следователи предполагают, что он надругался над девочкой в Радищевском районе и задушил ее. В фундаменте дела — генетическая экспертиза, по другую сторону — вялое алиби. Пожизненного заключения, которое светит при таком обвинении, мужчина избежит. Пока он «прятался» от ульяновских силовиков по колониям, отбывая наказания за другие преступления, срок давности за расправу с ребенком вышел.
Труп 13-летней школьницы нашли в ручье рядом со станцией Рябина в Радищевском районе в августе 1999 года. Девочка пропала после встречи с подругами. Для населенного пункта, где нет и 200 жителей, случившееся было шоком.
На тот момент 37-летний Х. в Рябине уже постоянно не жил: сошелся с женщиной, переехал с ней в Сызрань и воспитывал падчерицу. На родину иногда заглядывал, и в день пропажи девочки приехал в Рябину по нехорошему делу: собирался что-нибудь своровать. Соответствующий опыт, закрепленный судимостями, имелся. Свое прибытие решил отметить с приятелем рюмкой-другой.
Уже после застолья, в подпитии, увидел на улице 13-летнюю девочку, которая возвращалась домой после прогулки с подругами. Мужчину обуяло желание, он схватил школьницу и потащил в ближайшую лесополосу. Там сотворил с ней страшное, что на скупом языке уголовного кодекса называется «насильственными действиями сексуального характера». А затем решил избавиться — зажал девочке нос и рот и ждал, пока она не затихнет. Тело сбросил в ручей, наспех закидал ветками и рванул со станции.
СК не уточняет, в каком именно регионе первое время скрывался мужчина и вообще скупо отвечает на связанные с делом вопросы, ссылаясь на тайну следствия. 73online.ru удалось выяснить, что первую после расправы в Рябине судимость мужчина получил в 2000 году и вышел на свободу досрочно через два года, но в 2005-м получил новый срок — 25 лет за убийства и угон. Информация об этом есть в решении сызранского суда по поводу иска гражданской жены, которая потребовала выписать мужа-зека из общей квартиры. Он слал из-за решетки свое «против» и в итоге остался при жилплощади.
Наказание Х. отбывал в Самаре: в 2013 году он отправлял кассационные требования через Красноярский районный суд города, а значит речь, вероятно, может идти о колониях строгого режима № 10 или 6, располагающихся в том же районе. Именно за решеткой его и нашли ульяновские следователи.
Как рассказали в региональном СУ СКР, они уделяют большое внимание раскрытию преступлений прошлых лет.
— Следователи систематически изучают приостановленные уголовные дела, назначают дополнительные судебные экспертизы для исследования предметов с применением современной криминалистической техники. Такая работа проводилась и по данному уголовному делу, — комментируют в региональном Следственном управлении. В судебно-экспертном центре СК РФ провели исследование, по которому установили генотип преступника — и он совпал с данными Х. Сам фигурант настаивал на невиновности и даже заявил алиби — мол, в день убийства был у знакомых. Следователи проверили, но версия не подтвердилась.
Сейчас мужчина ждет начала судебного процесса. Несмотря на истечение срока давности преступлений, суд все равно может привлечь его к ответственности. «В этом случае речь может идти о части 4 статьи 78 Уголовного Кодекса: ″Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое пожизненным лишением свободы, решается судом″», — комментирует ульяновский адвокат Эдуард Самарцев (на фото). Это подтвердили в прокуратуре области. «Есть расхожая фраза, что у убийства нет срока давности. Действительно, существует категория дел, по которым наказание все равно назначается», — говорит старший помощник прокурора области Василий Зима. Однако нюанс все же есть: вышедший срок привлечения не позволяет назначить обвиняемому максимальное наказание — пожизненное лишение свободы.
Уголовное дело поступило в Радищевский районный суд, но к рассмотрению еще не назначено. Представлять потерпевшую сторону и вновь переживать ту трагедию будет один из близких родственников убитой девочки.
Андрей Семёнов