Отечественная война 1812 года была одним из важнейших событий российской истории. Победа над Наполеоном оказала большое влияние на жизнь всех россиян, поэтому не удивительно, что столь эпохальное событие было многократно увековечено. В том числе и в архитектуре. Именно в честь победы в Отечественной войне построили первый Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Однако далеко не все знают, что «отцом» этих всемирно известных храмов можно назвать наш Троицкий кафедральный собор.

Война народная

Наполеон перешел границу Российской империи вместе с полумиллионной «Великой» армией 24 июня 1812 года. В Симбирске манифест об объявлении войны получили лишь через месяц. Формирование Симбирского ополчения началось в сентябре 1812 года. Местное дворянство «единогласно изъявило желание, оставя жен и детей своих, перепоясаться всем до единого». Жители Симбирской губернии пожертвовали в фонд ополчения около 1,3 млн рублей деньгами, продовольствие и фураж, подводы, лошадей и обмундирование. В Симбирске из ополченцев сформировали 4-й пехотный полк. В него вошли жители Симбирска, а также Алатыря, Ставрополя, Сенгилея и Карсуна.

По приказу Михаила Кутузова больше 5 тысяч симбирян в октябре 1812 года двинулись к театру военных действий и приняли участие в боях. Летом 1813 года ополчение в составе Польской армии прошло дополнительную боевую подготовку. В сентябре симбиряне вступили на территорию Силезии, где приняли участие в осаде Дрездена и разгроме французского гарнизона. В дальнейшем Симбирское ополчение проявило себя в осаде крепостей Магдебург, Гамбург и Глогау.

В крупных сражениях 1812 года отличился Симбирский пехотный полк, который был сформирован поволжскими рекрутами. Солдаты и командиры полка продемонстрировали отвагу и стойкость в боях под Смоленском и у Шевардина. В Бородинском сражении Симбирский пехотный полк защищал левый фланг русской армии, где находились Багратионовские флеши. За проявленное мужество многие солдаты были награждены.

В память о ратных подвигах

Посвятить главный собор Симбирска победе в Отечественной войне решили ещё в 1815 году. Дворянство внесло на постройку 50 тысяч рублей, одновременно открыли подписку на пожертвования среди всех сословий губернии. Среди тех, кто пожертвовал деньги на храм, были писатель и общественный деятель Дмитрий Ознобишин, поэт, друг Пушкина Николай Языков и его брат Петр Языков, симбирской купец, отец писателя Ивана Гончарова Александр Гончаров. Первоначальный проект предполагал перестройку уже существующего Троицкого собора, впоследствии ставшего Николаевским. Был составлен проект, утвержденный Александром I. Однако при обсуждении деталей проекта строительный комитет Министерства внутренних дел посчитал, что перестроить старую церковь в красивое и прочное здание вряд ли возможно. Чиновники предложили построить новый храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами во имя святого Александра Невского и святого Предтечи Иоанна, которому была посвящена полковая церковь Симбирского ополчения. Симбирское дворянство согласилось с доводами столичного комитета и в 1823 году поручило составить проект нового собора архитектору Михаилу Коринфскому.

На легендарном месте

Михаил Петрович Коринфский учился в Арзамасской школе живописи, а потом в Академии художеств. В Санкт-Петербурге молодой архитектор практиковался у знаменитого зодчего Воронихина на строительстве Казанского собора. Свыше десяти лет молодой зодчий проектировал и сооружал церкви, казенные здания и частные дома в Нижегородской и Пензенской губерниях. Талантливый архитектор принял предложение Симбирского дворянства и в срочном порядке разработал проект собора.

Для ведения строительства избрали специальный комитет сооружения соборного храма в Симбирске. Председателем комитета стал предводитель Симбирского губернского дворянства князь Михаил Петрович Баратаев. Первое заседание прошло 13 января 1826 года.

Закладка храма произошла 7 сентября 1824 года. В ней принял участие император Александр I. К визиту императора дворянство и подгоняло Коринфского. Согласно легенде, собор заложили в том месте, где раньше находился арсенал Симбирской крепости. К самому строительству приступили 25 июня 1827 года, в день рождения императора Николая I. К 1832 году каменная кладка собора была завершена. А 15 сентября 1841 года собор освятили. Первоначально он назывался собором Святого Александра Невского, но уже в 1844 году его переименовали в Троицкий кафедральным собор.

Свет миру

Величественный храм часто появлялся на открытках, его рисовали художники. Рассказывали, что купол собора в ясную погоду можно было увидеть даже с Жигулевских гор. Новый кафедральный Свято-Троицкий собор являлся высоким образцом русского классицизма - был крестообразным в плане, окруженным четырьмя колоннадами. Над ними возвышался купол, из-за чего собор напоминал знаменитый Исаакий в Санкт-Петербург. Похожим на симбирский храм стал и знаменитый Храм Христа Спасителя в Москве. Многие даже называли Троицкий собор его архитектурным «отцом».

Собор имел три входа. Главный располагался с западной стороны, ещё два - с южной и северной сторон. Собор был трёхпрестольный: главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы, правый придел во имя Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, левый придел во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Внутри Свято-Троицкий собор поражал своей просторностью и настенной живописью. Ближайшие к собору здания представляли собой единый архитектурного ансамбль. Троицкий собор сформировал в середине XIX века в центральной части Симбирска целую систему памятников архитектуры и градостроительного искусства.

Хранитель истории

Храм возводили не только неспешно, но и экономно, поэтому он не отапливался и был кафедральным только летом (функцию кафедрального зимой выполнял Никольский собор). Его открытие было знаковым событием для небольшого губернского города. Именно в нем хранили почитаемые горожанами святыни. В частности, образ Спаса Нерукотворного, который городу при закладке пожаловал царь Алексей Михайлович в 1648 году (изначально образ находился на главных воротах города). А еще - крест с мощами 72 святых, в который, согласно легенде, стрелял разбойник и безбожник Стенька Разин осенью 1670 года во время осады Симбирска.

Главный собор города сильно пострадал во время большого симбирского пожара 1864 года. Рядом с храмом произошли два мощных взрыва, которые были слышна в сорока верстах от охваченного огнем города. Можно только предполагать, какое страшное впечатление на горожан произвела картина горящего купола собора, на котором от огня покривился крест. В соборе сгорели также знамена Симбирского ополчения. На восстановление Симбирска после пожара деньги собирали всей империей. Полностью реставрировать пострадавший Троицкий собор удалось лишь в 1868 году. В 1887-1888 гг. провели капитальный ремонт на пожертвования от частных лиц и учреждений. Например, купец Кирпичников внес 4000 рублей.

Собрание святых

С Троицким собором связаны имена многих видных деятелей православной церкви. Так, с 1896-го по 1898 год в кафедральном соборе служил дьяконом Константин Розов, в будущем видный церковный деятель. По воспоминаниям старожилов, «из лучших диаконов 29 церквей Симбирска возвышался только К.В. Розов. Когда он служил обедню, с его прекрасным неутомимым басом, прихожане в церкви усердно слушали и восхваляли Розова». В будущем Розов стал дьяконом Храма Христа Спасителя в Москве, а потом - клириком Успенского собора. В 20-х годах из-за сложившейся политический обстановки Розов, не бросая богослужения, выступал на сцене с народными песнями, а также классическими сочинениями русских композиторов. Позднее он стал солистом Московской академической капеллы и гастролировал вместе с артистами московского Большого театра.

5 июля 1894 года Симбирск посетил видный проповедник, духовный писатель и церковно-общественный деятель Иоанн Кронштадтский. Священник, о котором шла слава по всей Российской империи уже несколько лет, отслужил в Троицком соборе литургию. В 1990 году Иоанна Кронштадтского канонизировала Русская православная церковь.

Источник знания и нравственности

В 1912 году кафедральный собор стал главным местом проведения торжеств по случаю 100-летия Победы в Отечественной войне 1812 года. При соборе также проводилась активная просветительская деятельность. С 1 января 1915-го и до 1919 года существовало Симбирское епархиальное Свято-Троицкое духовно-просветительное братство, деятельность которого распространялась на всю Симбирскую епархию. Его целью было «насаждение благочестия религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви среди народонаселения Симбирской епархии». Она достигалась разными формами работы с прихожанами. Например, устраивали в православных приходах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения и собеседования для народа. На таких мероприятиях организовывали общенародные пения. Братство боролось с народным пьянством, руководило приходскими церковными обществами трезвости, организовывало продажу печатных религиозно-нравственных изданий по доступным ценам. Также движение само издавало книги, брошюры и листки религиозно-нравственного содержания, открывало в приходах Симбирской епархии библиотеки-читальни и воскресные школы для взрослых. Организация материально поддерживала миссионерское дело и церковно-приходские школы.

Начало конца

В 1927 году Троицкий собор перешел во владение сторонников григорианского раскола. Григорьевщина, или «Временный высший церковный совет» - движение раскольников, которое было спланировано чекистами для ослабления Церкви. Название «Григорьевщина» получила по имени первого главы движения, архиепископа Екатеринбургского Григория Яцковского. Храм функционировал до апреля 1930 года. Потом в здании хранились документы из разных учреждений уже упраздненной Симбирской губернии.

В 1927 году собор включили в число охраняемых памятников архитектуры как объект первой категории. На заседании малого президиума горисполкома в июле 1932 года инженер и архитектор Вольсов высказывался, что «нецелесообразно разбирать летний кафедральный собор на кирпичи», и предложил использовать его как большую аудиторию для проведения собраний. Тем не менее местные власти подняли вопрос о сносе храма, но из Москвы пришел четкий ответ, что «указанное здание требует, как высокохудожественный памятник, безусловного сохранения».

Взорвали в 36-ом

В 1933 году при невыясненных обстоятельствах в соборе произошел пожар. Городская молва говорила, что собор подожгли беспризорники. По другой версии, причиной возгорания стала неисправная проводка в архиве. Пожар уничтожил большое число документов, а самое главное — от огня сильно пострадало само здание. Можно сказать, что пожар обрек храм на дальнейшие полное уничтожение. Взрыв в Москве Храма Христа Спасителя словно бы развязал руки тем, кто выступал за его снос.

В феврале 1934 года городской совет 15-го созыва принял судьбоносное решение для главного храма города: «считать возможной передачу на снос б. <бывшего> летнего собора как строительного материала ж.-д. Кооперации». Точная дата окончательного разрушения храма разными источниками называется по-разному. По одной версии, собор снесли или разобрали в 1935 году, а согласно воспоминаниям горожан, храм взорвали летом 1936-го.

По городской легенде, за несколько дней до разрушения храма ульяновские мальчишки нашли в нем листы сусального золота, которыми покрывали купол собора. Тонкие листы блестящей фольги в детских руках разлетелись с венца, гонимые ветром.

Восстановить не удалось

В 2002 году инициативная группа предложила областным властям восстановить собор - чертежи проекта сохранились. Власти восстановление собора поддержали. В 2005 году удалось собрать документацию и даже получить благословение Патриарха Алексия II. После этого на площади Ленина началось строительство. Однако начало строительных работ отразилось на соседних зданиях - в них посыпалась штукатурка и по стенам пошли трещины. Геодезисты предупредили, что из-за оползней собор может сползти в Волгу. Строительные работы свернули, а котлован засыпали. В дальнейшем все разговоры о восстановлении Троицкого собора так и остались разговорами.

Влад Градов