Министры двух ведомств, которые с 1 апреля ждет объединение — ЖКК и строительства — отчитались о работе за год на пофильных комитетах ЗСО. Главный коммунальщик Александр Черепан объяснился за продажу газопроводов «Газпрому» в счет миллиардных долгов и вместе с депутатами обрушился с критикой на региональную жилинспекцию. Также он намекнул, что областная управляющая компания собирается конкурировать с частниками. Глава минстроя Константин Алексич отбивался от вопросов о будущем домов банкротных фирм —10 МКД, которые изначально планировали достроить, теперь под вопросом. Не исключено, что дольщиков ждут только компенсации.

Отчет министра энергетики, ЖКК и городской среды Александра Черепана был увесистым и переполненным цифрами, так что частично его перенесли в фильм и презентацию. Одним из крупнейших и приоритетных проектов региона остается строительство очистных сооружений правобережья — в этом году на продолжение работ из федерального и регионального бюджетов направлено 853 млн рублей. Также в планах на год начать модернизацию очистных сооружений левобережья, на это поступит 302 млн рублей. Размещены торги на реконструкцию канализационно-насосной станции в Барыше — затраты на два года работ составят 349 млн рублей, из них 170 млн — в этом году. В планах подналечь на развитие водоснабжения в 38 сельских территориях: установить водонасосные станции, провести водопроводы в районах.

На профильном комитете представили исполняющего обязанности директора Фонда Модернизации ЖКК Руслана Хайрутдинова (на фото второй справа), который до этого был замом руководителя Дениса Бычкова. Сам Бычков покинул должность по состоянию здоровья.

Регион распродает газопроводы за долги

С этого года ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» взяли на себя обязательства по строительству газопроводов, в том числе подведут газ к 9,5 тысячи участков, которые не были обеспечены ресурсом. Регион накопил перед компанией 3 млрд рублей долгов. Подписано соглашение об их реструктуризации — в первом квартале область направила на погашение 110 млн рублей. Обсуждается вопрос о выкупе «Газпромом» 25 региональных газораспределительных объектов за миллиард, чтобы погасить долги.

Коммунист Александр Спицын удивился, почему такого рода сделка обсуждается настолько тихо, что депутаты не в курсе. Парламентарий усомнился в объективности цены, ведь ситуация на рынке меняется каждый день.

— Что такое газопровод, который не обслуживается? Мы провели оценку стоимости независимой организацией. На момент сделки ценовая политика может быть пересмотрена с учетом текущей ситуации на рынке. В итоге мы и долг сможем выплатить, и сети будут обслуживаться. На данный момент они переданы из муниципального имущества в областное, — объяснил Чеперан.

Депутат Владимир Камеко (гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» и «Газпром газораспределение Ульяновск») возмутился: «А что вам не нравится? В чем вопрос? Если на торги выйдет другая организация, то пусть они и покупают!».

Алексей Цибарков (ЛДПР) спросил еще раз, когда решат проблему с газификацией в Майнском и Цильнинском районах. Черепан ответил, что всего в регионе нужно газифицировать 289 населенных пунктов, но в программу «Газпрома» попали пока 108. Строительство инфраструктуры должно начаться в 2023 году.

— Остальные пункты пока выпадают. Какая у них судьба? Будет понятно, когда с 2025 по 2030 год будет новая программа. Мы направили письма с дополнительными объектами, но ответа пока не получили, — сказал министр.

Черепан отвечал уверенно, указывая на то, что многие вопросы депутатов были поверхностными и без знания дела. Парламентарии опровергнуть это не пытались и внимательно слушали разъяснения главного коммунальщика региона.

Во всем виноваты «управляшки»

Депутаты озвучили, что жители жалуются на появившуюся комиссию по оплате услуг ЖКХ — с них берут 2% сверху. Черепан пояснил, что таким образом компенсируются затраты ресурсников, которые не включены в тариф. Организациям самим приходилось оплачивать банковские услуги по формированию платежек, квитанций, теперь эти траты возложили на потребителей. При этом людям предложили беспроцентную оплату в конкретных банках, через РИЦ и другие платежные агенты. «Что такое 2% от платежа в 68 рублей за пользование газовой плитой? Два рубля? Да, это несвоевременно, но все суды прошли, это решение абсолютно законное. Есть постановления федерального правительства и приказ ФАС», — отметил Черепан.

Беспартийный Матвей Володарский спросил, будут ли приняты отраслевые меры поддержки населения. Пока замораживаются пени по задолженностям за оплату услуг ЖКХ, наложен мораторий на взыскание долгов. Это федеральные меры, которые были созданы еще в разгар пандемии ковида. Также Володарский поинтересовался, как будет работать региональная управляющая компания, которая сейчас создается: «Для чего это надо? Мы объедки подбирать будем за частными компаниями или полноценно управлять домами?».

Министр ответил, что поскольку все «захлебнулись в неуправляемости управляющих компаний», нужно выводить конкретные проблемные дома из-под них. В первую очередь казенная организация займется специализированным жилым фондом (это и дома детей-сирот, и муниципальное, и госимущество), который никем не обслуживается. Также более 1300 домов выбрали самостоятельное управление, а на деле «тонут в снегу». При этом Черепан не исключил, что региональная УК будет конкурировать с частниками.

Беззубая жилинспекция

Глава министерства раскритиковал работу регионального Агентства государственного строительного и жилищного надзора, назвав ее «из ряда вон отвратительной».

— Это не возня за стенкой, я публично и [Алексея] Лазарева (замначальника жилинспекции) и [Марину] Симунову (глава жилинспекции) подвергаю критике. «А мы протокол составили», говорят они. Нужна профилактика, а не протоколы, которые потом лежат и не играют никакой роли. Они должны в полях работать, смотреть, как сосульки убирают. А они давно были в мэрии Ульяновска на штабах? Я недоволен их работой, — высказался Черепан.

Парламентарии высказали свои напутствия и пожелания министерству ЖКК и большинством голосов приняли отчет Черепана. Виталий Кузин сказал, что его абсолютно не устраивает действующая коммунальная система в регионе. Василий Гвоздев считает, что меры воздействия у министерства по отношению ко всем подведомственным структурам должны быть жесткими и четкими. А Матвей Володарский разразился долгой речью против частных управляющих компаний — по его мнению, обслуживание домов должно быть исключительно государственным и все частные УК должны быть ликвидированы: «Эти прокладки нам не нужны. Нам пора национализировать их!».

Газовик Камеко, напротив, заступился за коммунальную отрасль: «Система ЖКХ в регионе правильная. Да, в ней есть прогибы, но порядок навести можно. Если мы хотим что-то изменить, то давайте инициировать законопроекты и пробивать лобби частных управляющих компаний на федеральном уровне!».

Последний отчет Алексича

И.о. министра строительства и архитектуры Константин Алексич в своей должности отчитывался перед депутатами, вероятно, в последний раз — с 1 апреля его ведомство присоединится к коммунальному. Будущим начальником гибридной структуры называют Александра Черепана.

Алексич озвучил итоги работы: несмотря на кризис, индекс промышленного производства региона составил 106,6% — почти на общероссийском уровне. На 15,2 млрд рублей местные производители отгрузили продукции и на 1,7 млрд рублей заплатили налогов. По федеральному проекту «Жилье и городская среда» все запланированные показатели выполнены. За год введено 857,7 тысячи квадратных метров жилья. Ульяновская область занимает третье место в ПФО по вводу жилья. До 2025 года нужно обеспечить жильем 2 715 детей-сирот — 3,9 млрд рублей требуется по актуальным ценам. Регион просит у федерального центра увеличивать финансирование на 615,9 млн рублей ежегодно. Письмо получило положительную резолюцию президента страны и направлено в Минфин РФ. Но пока исполнение поручения отложено до 30 марта этого года — региональный минстрой в режиме ожидания.

Из реестра проблемных исключили 11 домов, восстановлены права 582 обманутых дольщиков. Сейчас в этом перечне 21 дом. На достройку 10 МКД застройщиков-банкротов региону направлено финансирование в 2,4 млрд рублей (526 млн — региональные деньги). В 2022 году семь домов планируется достроить. Подробнее о годовом отчете Алексича 73online.ru писал ранее по итогам коллегии.

Платить или строить?

Глава комитета Дмитрий Грачев (ЛДПР) поднял проблему обманутых дольщиков. Ранее 73online.ru писал о том, что сейчас федеральный Фонд защиты прав участников долевого строительства рассматривает вопрос о том, чтобы не достраивать ЖК «Молодежный» на улице Буинской. «Что будет с этим монстром? Нам говорили что все будет достроено!», — обратился депутат.

Глава регионального Фонда Дмитрий Плохих ответил, что есть решение наблюдательного совета федеральной структуры о достройке, но после его принятия провели детальное обследование, и регион получил результаты лишь в декабре прошлого года. На основании обнаруженного московский техзаказчик направил ходатайство об изменении решения.

— Там есть неустранимые нарушения — не соблюдены ни пожарные, ни санитарные, ни строительные нормы. Нет ни парковки, ни подъездных путей к дому, после банкротства появились проблемы с земельным участком. Это не наша компетенция разбираться в вопросе. Нам нужно решить проблему, а как — определять тоже не нам, материалы все в федеральном фонде находятся, — пояснил Плохих.

Депутаты возмутились: как же тогда выдавали разрешение на строительство «Молодежного» изначально и почему ничего не заметили на строительной экспертизе. Между депутатами и Алексичем произошла словесная перепалка. «У нас ни одно министерство ни за что не отвечает!», — разразился депутат Дмитрий Алексеев.

Алексич ответил, что по всем 10 домам компаний-банкротов, которые изначально планировалось достроить, нужно провести тщательное обследование и принять окончательное решение о том, какие достроить возможно до 2023 года, а по каким лучше выплатить компенсации дольщикам. До 15 марта техзаказчик должен предоставить сроки ввода объектов. Если они окажутся слишком длительными, то, вероятнее всего, их не достроят. Под вопросом также находится ЖК «Лидер».

— Если будут выплаты, то федеральный Фонд становится кредитором, он уже и будет решать, что делать — достраивать в итоге дом или сносить. Его нужно разбирать до каркаса, каркас усилять, делать внутренние перегородки, это дорогое удовольствие. Если Фонд захочет это делать, то хорошо. Есть задача от президента РФ, что до 2023 года все дольщики должны получить либо квартиры, либо компенсацию, но исходя из технологии строительства домов мы видим, что многие и до 2024 года могут растянуться. Ведь если дом из кирпича, например, и там 24 этажа, то на 1 этаж месяц нужен. Мы не успеем, — объяснил министр.

Цены растут, сметы раздуваются

Василий Гвоздев поинтересовался, как решается вопрос со строительством капитальных объектов по нацпроектам и федеральным программам, учитывая рост цен на стройматериалы. Алексич успокоил: деньги по всем начатым объектам уже есть в виде лимитов, все их достроят. А в связи с удорожанием регион дополнительно направит порядка 1,3 млрд рублей (942 млн — федеральные), позже добавится еще около 800 млн.

— Сейчас стоит вопрос, чтобы 300 млн из областного бюджета софинансировать. Губернатор поручил изыскать средства. Сегодня было ВКС с [Маратом] Хуснуллиным (зампред правительства РФ), он сказал, что все соцобъекты точно будут достроены. Есть распоряжение по импортозамещению, чтобы часть материалов заменять на отечественные, — объяснил министр.

Парламентарии раскритиковали застройку в регионе. Виталий Кузин считает, что до комплексного строительства Ульяновской области еще далеко и при выдаче разрешений на строительство никто не обдумывает инфраструктуру. Константин Алексич заверил, что сейчас проводится ревизия всех выданных разрешений на строительство на предмет нарушений, а все новые будут проходить через Градсовет и его профильные комиссии. «Все, что будет в обход, будет подрезано», — заявил глава ведомства.

По мнению депутатов, нужно менять политику в отношении застрощиков и обеспечивать жесткий контроль. Деятельность самого министерства строительства сочли надлежащим.

Дарья Гордеева