Чем заняться, чтобы заработать много денег? Какую идею для бизнеса выбрать? С каких шагов начинать свое дело? На эти и другие вопросы отвечают спикеры проходящего в Ульяновске стартап-марафона.

На форум "Начало", который прошел в ресторане Day&Night 12 февраля, собралось более 130 человек. Блогеры, СММщики, управляющие барбер-шопов, владельцы ресторанов… Почти все они либо уже ведут собственное дело, либо находятся накануне его открытия. Многие пришли на форум не только послушать лекции, но и расширить круг своих деловых знакомств, благо организаторы налаживанию таких связей только способствовали. С этого форум и начали - ведущий Николай Жиляков предложил каждому познакомиться со своим соседом и обменяться с ним телефонами.

Не секрет, что современное российское предпринимательство во многом зависит от поддержки государства. Этому важнейшему вопросу и была посвящена первая лекция на форуме Татьяны Савиной, директора Ульяновского центра развития предпринимательства, - организатора зимне-весеннего стартап-марафона в Ульяновске.

- Наш центр - это структурное подразделение региональной поддержки предпринимательства, - рассказала Татьяна Савина. - Мы действуем по двум направлениям: это проведение обучающих мероприятий, таких, как сегодня, и консультационная поддержка по различным вопросам ведения бизнеса.

Г-жа Савина рассказала участникам форума, на какие субсидии от государства они вправе рассчитывать. Например, в этом году государство возвращает бизнесмену средства, инвестированные в ремонт муниципальных помещений, на закупку медицинского оборудования и оборудования, необходимого для предпринимательской деятельности. Да, даже стоимость ноутбука, купленного для бизнеса, можно вернуть, если правильно обратиться в нужную организацию - и Татьяна Савина рассказала, как и куда обращаться.

Ольга Богдашкина, сооснователь бизнес-клуба UNI-GYM, школы танцев UNIDANCE и детского лагеря UNI-CAMP, рассказала о том, как начала свой бизнес и перечислила наиболее перспективные бизнес-тренды в 2020 году:

- В 2010 году я работала офис-менеджером в страховой компании и стала бизнесвумен буквально за один вечер. Мой супруг как-то предложил заняться современными танцами. Школы танцев уже были вполне успешны в столицах, но совсем неизвестны у нас. Естественно, все говорили, что я сошла с ума, но я загорелась этим делом, у меня был план, и я начала его реализовывать. Набрала творческих людей, танцоров, мы сразу же набрали более сотни учеников (и это в городе, до того не знавшем ни о хип-хопе, ни о фанке). Начало своего бизнеса можно сравнить с влюбленностью - ты одержим своей идеей настолько, что просто не замечаешь преград на пути к цели… В 2013 году у меня стало уже три зала, еще через два года - шесть залов.

Ольга Богдашкина и Николай Жиляков

По словам Ольги Богдашкиной, чаще всего начинающие бизнесмены хотят придумать такую идею, "какой ни у кого нет", и на этом разом обогатиться. Но забывают спросить себя: если эту идею никто не реализовал, так может, для этого есть причины? Лучше не изобретать велосипед, а улучшать и развивать то, что уже было сделано до вас.

- Лучший способ начать свое дело - это франчайзинг, - советует Ольга Богдашкина. - Идея глубоко проработана до вас, вся документация вам тоже приходит уже готовая, вас обучают, как ее вести, сопровождают весь процесс открытия, подскажут с рекламой и местом. В общем, вам ничего не надо выдумывать - просто следовать инструкциям. Для начинающего бизнесмена - самый удобный вариант.

В качестве примера она привела сервис "Кофе с собой", который сейчас бурно (увеличивая объемы продаж до 400% в месяц!) развивается в Москве и Санкт-Петербурге и пока совсем не представлен в Ульяновске. Фишка этого автокафе в том, что цена на кофе там фиксированная, она не зависит от сорта и не ставит человека перед необходимостью совершать вычисления перед покупкой - кофе стоит 60, 120 или 180 рублей, в зависимости от объема. Пирожные - либо за 60, либо за 120 рублей, салаты - 120 или 180 рублей. Согласитесь, так считать гораздо удобнее, чем калькулировать разные ценники. Казалось бы, мелочь, но она оказывается решающей, когда люди выбирают, где попить кофе в обеденный перерыв или при разговоре с другом. Это простая, но хорошо продуманная бизнес-модель.

Еще одно перспективное направление - внутренний туризм. Любая необычная идея в этой сфере может привести к успеху - йога-туры, фитнес-туры, поездки в нетуристические места, о которых мало кому известно… Такой бизнес лучше всего получается у людей увлеченных, которые сначала сами ездят в путешествия, потом берут с собой кого-нибудь, чтобы переложить на него свои расходы, а потом еще несколько человек сверху - уже ради получения дохода. Так и начинается хороший надежный бизнес - с собственного хобби.

Основатель и директор компании "Декор-завод" Ольга Ягирская поделилась лайфхаком, как получить федеральную рекламу для своего бизнеса по цене изделия. Все оказалось очень просто: Ольга написала во все "хозяйственно-ремонтные" передачи на телевидении (в "Фазенду", "Дачный ответ" и "Квартирный вопрос"), просто заполнив и отправив форму на их сайтах. Эти компании охотно идут на сотрудничество, с "Квартирным вопросом" оно продолжается до сих пор. Выполнив достаточно строгие условия (изделие, которое будет применяться в передаче, должно быть сделано точно по заказу и в срок), вы получаете место на их сайте, который выведет вашу небольшую компанию на федеральный уровень.

Ольга Ягирская

Следующий спикер форума Сергей Кротков, который руководил направлениями HR в МТС и Почта Банке, отметил, что ульяновцы часто недооценивают свой город - на фоне других поволжских городов Ульяновск и весьма богат, и довольно прогрессивен. И даже осуществляет международную экономическую экспансию - Сергей Кротков работал в ульяновской компании "Быстроденьги", которая успешно, несмотря ни на какие политические проблемы, внедряется на Украине под названием "Твои гроши"... Ульяновцам в зале этот забавный, но патриотически приятный пример пришелся по душе.

Еще почти месяц в Ульяновске еженедельно будут проходить бизнес-лекции до завершения стартап-марафона в марте большим форумом "Прорыв". Число спикеров постоянно увеличивается: если на старте их заявлялось лишь пятеро, то теперь называются 15 известных в деловых кругах фамилий, и до 19 марта их число может вырасти.

Спикеры стартап-марафона

Александр Стрельцов