73online опросил экспертов о плюсах и минусах сделки "Яндекс.Такси" с компанией "Везет" и, по мнению правозащитницы Елены Гращенковой, главное - это безопасность сервиса такси для пассажира, а также размер страховых выплат, предусмотренных компанией. Гращенкова рассказала, какие сервисы на какую сумму страхуют пассажиров в случае ущерба их здоровью в ДТП.

Правозащитница оказывает консультационную помощь людям из разных регионов, пострадавшими в ДТП во время поездки в такси. Елена Гращенкова описала базовый алгоритм действий пассажира в таких случаях:

1. Лечитесь до полного восстановления и возвращения к деятельности (работа, учеба). Собираете все чеки, больничные листы, главное - выписной эпикриз. Берёте на работе справку 2 НДФЛ о размере заработной платы. Преимущественно старайтесь лечиться по ОМС. Расходы на коммерческую медицину придётся обосновывать. "Иски по вреду здоровью не имеют срока давности, поэтому лечиться можно спокойно до полного восстановления", поясняет Гращенкова.

2. Получаете Постановление ГИБДД о возбуждении административного (лёгкий вред и средняя тяжесть) или уголовного (от тяжкого вреда и выше) производства.

3. Получаете в ГИБДД копию полиса ОСАГО.

4. Со всеми этими документами обращаетесь в организацию, которая приняла ваш заказ к исполнению. Традиционно - агрегатор такси. На основании этих документов получаете страховку за ущерб здоровью. Ещё обращаетесь в страховую ОСАГО, там тоже получаете деньги за ущерб здоровью.

5. Считаете в деньгах остальную часть ущерба - моральный и материальный вред, утрата трудоспособности, иждивенцы, оценка будущих расходов на операции, реабилитацию, прочие. Направляете претензию организатору перевозки в случае вины водителя такси.

- Обычно это агрегатор, но в отдельных случаях может быть и таксопарк. Руководствуетесь Законом о защите прав потребителя и Постановлением Пленума Верховного суда №26 от 26.06.18, п.18. В случае неприятия претензии обращаетесь в суд. В случае решения в вашу пользу организатор перевозки заплатит штраф в размере 50%, то есть сумма к выплате возрастет. Отдельно участвуете в уголовном процессе над водителем в качестве потерпевшего. Приговор используете в качестве доказательства вины работника организатора перевозки (агрегатора, таксопарка), - перечислила Гращенкова.

Правозащитница отмечает, что "на каждом шагу вас все будут пытаться ввести в заблуждение. Это связано с массовым распространением мошеннической юридической схемы, в которую многие уже поверили, но вы не должны отступать от данного алгоритма ни при каких условиях, за исключением мирового соглашения".

Также Елена Гращенкова рассказала, какие агрегаторы страхуют ответственность перед пассажирами по статье ущерб здоровью и на какую максимальную сумму: "Яндекс.Такси", "Ситимобил" и Maxim - до 2 млн рублей. Причем Maxim организует выплаты не только в случаях дорожно-транспортных происшествий, но и других чрезвычайных ситуаций с причинением вреда здоровью и жизни, в том числе — в результате противоправных действий третьих лиц. "Везет", по словам правозащитницы, не страхует пассажиров. Таксовичкофф на своем сайте заявляет о дополнительной страховке жизни и здоровья водителей и клиентов, максимальная сумма не раскрывается. В Ultaxi 73online сообщали, что иной страховки, помимо ОСАГО, в сервисе нет.

Фото: Кирилл Зыков, агентство «Москва»

Дарья Гордеева