Как это говорил наш великий земляк, Владимир Ильич Ульянов-Ленин?.. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». «Пока народ безграмотен», – дополняют недоброжелатели ленинскую фразу.

Да, кинематографу на заре его существования, на рубеже XIX – XX столетий отказывали в звании искусства: балаган для непросвещённых масс. На родине вождя пролетариата первый киносеанс состоялся в 1898 году, а середины 1900-х годов кинематограф уже уверенно утвердился, правда, в начале в виде брезентовых уличных балаганов, которые выставляли в дни ярмарок и праздников заезжие гастролёры.

В их неуютной темноте (летом – жарко, зимой – холодно) крутили немое чёрно-белое немое «синема». Сеанс обходился посетителям в ощутимые по тем «благословенным» временам 5-15 копеек. Он длился менее получаса, включая несколько не связанных по смыслу видовых, теперь бы сказали документальных и игровых кинолент, продолжительностью по пять-семь минут.

Но время менялось стремительно. Из балагана кинематограф превращался в индустрию, а сами балаганы перестали удовлетворять взыскательную публику – и полицию, имевшую к подобным сооружениям большие претензии из-за пожароопасности. Для киносеансов стали приспосабливать подходящие по площади помещения – например, в Симбирске таковыми стали фойе городского театра или зал в городской богадельне.

С 1909 года, одновременно со всей Россией, в нашем городе началась почти эпидемия открытия кино-, или как тогда говорили, «электротеатров»: «Патэ», «Модерн», «Идеал», «Зеркало жизни», «Экспресс» …

Моду в дореволюционном кинематографе диктовали основатели жанра – французы. Отсюда любовь к французским словечкам и интонациям в названиях и технических терминах тех давних лет.

Осенью 1911 года на Большой Саратовской улице началось строительство кинотеатра «Ампир». Владелец участка, симбирский купец-домовладелец Николай Семенович Зеленков, заказал проект симбирскому архитектору-новатору Федору Осиповичу Ливчаку.

Кинотеатр на открытке Симбирска 1930-х годов.

Получившееся сооружение стало одним из лучших в нашем городе памятников архитектуры в стиле модерн. Что ж, новая эпоха диктовала свои художественные вкусы. И не только эпоха, всё здание реализовывало совершенно новый, невиданный в Симбирске тип зрелищного сооружения – встроенный кинотеатр. Железобетонные перекрытия и стальная арматура. Собственная котельная парового отопления, собственная электростанция. Первый этаж трёхэтажного дома занимают магазины, а в двух верхних расположен непосредственно первоклассный кинотеатр.

Класс, в данном случае, означал уровень комфорта. Первый класс – это лучшая публика, готовая платить деньги, но и желавшая получать за них соответствующего уровня зрелище. Кинотеатр на заре киноэры старался подражать театру обыкновенному – отсюда сцена и зонирование на партер, бенуар, амфитеатр, балконы и ложи. Сцена была не лишней, ибо сеансы «великого немого» сопровождались внешним музыкальным сопровождением – в том же «Ампире» это было инструментальное трио, рояль, виолончель и скрипка, на которых играли известные симбирские музыканты. В то же время, очень рано развилась традиция встреч со зрителями гастролировавших по России кинозвёзд, чьи выступления сопровождали киносеансы с их участием. Это зрелище всегда особым образом привлекало публику.

«Ампир» по-французски значит «империя». Так назывался стиль в искусстве и архитектуре начала XIX столетия. Стиль этот отличался подражанием художественным формам Древних Египта, Греции и Рима, использованием колонн, пилястров, лепных карнизов и подчёркивал идеи воинской доблести, могущества власти и государства.

Название «Ампир» совсем не случайно. Здание было отстроено к осени 1912 года, когда Российская империя шумно праздновала 100-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и готовилась к куда как более пышным торжествам – грядущему в 1913 году 300-летию Царствующего дома Романовых. В имени «Ампир» сошлась слава великого прошлого – и ожидаемого великого будущего страны, переживавшей небывалые экономические и культурные подъёмы.

Оформляя «свой» кинотеатр Федор Ливчак не забыл и про исторический архитектурный ампир. Посмотрите на колонны, маски и лепнину главного фасада, а особенно на античные мотивы в оформлении интерьеров, и вы ощутите всю прелесть и возвышенность стиля.

Макет кинотеатра Ампир в музее Симбирское купечество.

Здание строилось по-петербуржски, в общую линию с соседними домами. Первый этаж дома купца Зеленкова занимали магазины – галантерейный Галиева, фруктовый братьев Аведовых. Чем-то это напоминает работу кинотеатров в современных торговых центрах, сочетание киносеанса и шоппинга, но только внешне. Магазины понятны – Гончаровская главная, самая бойкая улица города. Но кинотеатр и киносеанс были самоценными и самодостаточными зрелищами. Это подчёркивалось и архитектурно – лестницей, по которой поднимались зрители, чтобы попасть в зрительный зал: с набитыми сумками идти вверх не очень удобно. Но, поднимаясь по лестнице вверх, человек, как бы, готовился вступить в некий иной мир – в мир чуда, открывавшийся ему со зрелищем.

Какие фильмы показывали в «Ампире», а потом в «Художественном»? – да, самые разные! Первым фильмом, показанным на его экране, стала 265-метровая кинокартина, 15-минутная экранизация романа «Анна Каренина» известного на заре XX столетия французского режиссёра Альбера Капеллани. Помнит кто-нибудь такой фильм и такого режиссёра? Французский режиссёр Жан-Люк Годар переживал, что век кинокартин недолог, они подвержены моде и техническому прогрессу; мало кого теперь впечатляет чёрно-белый немой кинематограф…

Жанна Дельве, французская актриса, игравшая Анну Каренину, в фильме, первом показанном в кинотеатре "Ампир".

В начале XX века журналисты и публика немало сетовали по поводу, так сказать, морально-нравственного содержания кинокартин. Да, в «балаганные» времена кинематограф, случалось, «радовал» взрослых потребителей мужского пола специальными сеансами и картинами, как тогда выражались, «парижского» или «варшавского жанра». Но это было нечто из ряда вон выходящее: посмотрели – разбежались. В стационарных кинотеатрах, типа «Ампира», подобные сеансы не прокатили бы по многим причинам – и зоркая полиция, и зрительский контингент. В кинотеатры ходили семьи – и ходили дамы: «Кому не известно, что кинотеатры посещает публика весьма охотно. Но, увы, картины удается посмотреть далеко не всем благодаря модным дамским шляпам, которые иногда доходят до аршина в диаметре. Публика, сидящая сзади, кроме этих шляп ничего не видит, хотя платит деньги за то, чтобы видеть картины, а не шляпы, хотя бы и такие расчудесные, представляющие собой иногда громадный сад с изгородью из длинных колючих булавок, которыми с успехом можно выколоть глаза любому соседу» - иронизировала симбирская пресса.

За первый год работы «Ампир» посетило 66 тысяч человек, при 45 тысячах, населявших Симбирск. А в 1914 году грянула Первая мировая война… Оформление фасадов здания кинотеатра проводилось в 1915 – 1916 годах, среди её событий. За войной последовала революция 1917 года. «Имперское» название совсем не устраивало новую власть, и кинотеатр поменял своё имя на нейтральный «Электротеатр».

Поздним вечером 2 декабря 1921 года кинематограф «Электротеатр» загорелся. В факте пожара, в общем, не было ничего неожиданного – киноплёнка в те времена отличалась повышенной горючестью и способна была даже самовозгораться в результате сотрясений или ударов, и это нередко приводило к трагедиям: так, в историю России вписан пожар в Бологовском кинематографе, унёсший жизни 64 человек, 43 из которых были дети.

По счастью, пожар в симбирском «Электротеатре» начался уже после окончания последнего сеанса, поэтому от буйства стихии никто не пострадал. Но здание выгорело целиком, и его восстановление потребовало немалого времени.

Руководил процессом архитектор Феофан Евстихиевич Вольсов, добрый друг и свояк Федора Ливчака. В 1927 году, к 10-летию Октябрьской революции, кинотеатр должен был открыться с новым названием: «Художественный». Оно также было не случайно. «Художественным» назывался старейший из существующих, открывшийся в 1909 году московский кинотеатр. Именно в московском «Художественном» в 1926 году состоялась премьера знаменитого революционного фильма режиссёра Сергей Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин». Так, что кажущееся нейтральным название «Художественный» опосредованно отсылало к революционным событиям – и одновременно напоминало о шике столичного культурного заведения.

Боевой киносборник № 11 крутили в "Художке" 19 января 1943 года.

Торжественно открыть «Художественный» получилось только 18 марта 1928 года, в день Парижской коммуны. В этот день в кинотеатр пускали только начальство, депутатов горсовета по личным удостоверениям-мандатам. Ульяновские партийные «бонзы» смотрели фильм «Парижанка», снятый великим Чарли Чаплином в качестве продюсера и режиссёра. Драма из нравов высшего парижского общества, считающаяся вершиной режиссёрского таланта Чаплина, в Ульяновске не «покатила», обеспечивая только половинную заполняемость зала. Простых граждан отпугивала «кусачая», в 75 копеек, цена на билеты, и куча ремонтных недоделок, мешавших наслаждаться дорогим зрелищем.

Впрочем, скоро всё выправилось, и публика опять осаждала «Художественный», над которым, казалось, не властны ни стихии, ни драматические события отечественной истории. Так, о посещаемости «Художки» в годы Великой Отечественной войны косвенно, но красноречиво свидетельствует популярность этого учреждения культуры среди щипачей-карманников. После киносеанса 3 января 1943 года ульяновец Александр Коваленко недосчитался кошелька с удостоверением, двумя хлебными и тремя продовольственными карточками и 815 рублями. А 7 января сразу трое курсантов Авзамутдин Казаков, Аполлон Сахаров и Иван Кохно остались без карманных часов. С крадеными часами были задержаны 17-летний Виктор Ильин и 12-летний Валентина Акишина. Смотри на экран – да не забывай про карман!..

В самый день образования Ульяновской области, 19 января 1943 года в кинотеатре «Художественном» демонстрировался снятый в 1942 году в Ташкенте «Боевой киносборник» номер 11. Эта художественная кинолента объединяла в себе четыре сюжета, изображавших жестоких и карикатурных немцев и героизм советских партизан. Кино внушало оптимизм: враг был бит, победа – за нами! Очень хочется верить, что столь же оптимистичной будет судьба кинотеатра «Художественный», старейшего кинотеатра в нашем городе, одного из старейших во всей нашей стране.

Иван Сивопляс