Основной финансовый удар пандемии коронавируса приняли на себя представители малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что правительство придумывает разные компенсационные схемы для смягчения последствий, бизнесмены не скрывают своего негодования. Впрочем, даже в этой ситуации некоторые предприниматели ищут новые пути развития, как минимум, на перспективу. Как ульяновский малый бизнес пытается пережить нашествие коронавируса и сколько приходится тратить на одноразовые перчатки - в материале 73online.ru.
На этой неделе Ульяновскстат опубликовал новый доклад о социально-экономическом положении региона, который наглядно показывает, как на предпринимателях сказались ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса. Согласно этим данным, за период нерабочих недель и ограничительных мероприятий обороты организаций по региону упали существенно. В числе отраслей, где произошло наибольшее сокращение оборотов, оказались многие отрасли, в которых высока доля малого и среднего бизнеса. В том числе, например, бытовые услуги, к которым относятся ремонт жилья, обслуживание транспорта, ателье, химчистки, бани и т.д. В остальных секторах - сокращения в два раза и более. Ряд отраслей, по сути, остановились совсем - падение оборотов близко к 90-100%. Так, в денежном выражении в первом полугодии объем оказанных платных услуг составил только 26,5 млрд рублей, или 87,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, объем гостиничных услуг по сравнению с 2019 годом обрушился до 59,6% (178,9 млн рублей), учреждений культуры - до 52,7% (180,8 млн рублей), туристических агентств и туроператоров - до 49,3% (194,9 млн рублей).
Пандемия COVID-19 и борьба с новым вирусом, очевидно, будут еще долго сказываться на ситуации в экономике. В связи с этим 73online.ru запускает опросы предпринимателей, как на их дело повлияла эпидемиологическая ситуация, что они делают для его спасения, на какую помощь от государства рассчитывают…
Олег Алексеенко, владелец сети барбершопов «Барабас»:
- У нас два разных формата - стрит и торговый центр. Две разные ситуации. Когда всё закрыли, весь персонал был на измене. Никто не понимал, что делать, никто ничего не мог пояснить, и каждую неделю шла разная информация, которая еще больше людей вводила в заблуждение. Но нас открыли очень быстро. И я считаю, что нам повезло, что губернатор с пониманием относится к бизнесу. Если сравнивать с соседними регионами, например, Мордовией, то там все плохо. У них до сих пор действуют жёсткие ограничения. И очевидно, что в положение предпринимателей никто входить не хочет. Нам навстречу пошли все: и правительство, и арендодатели, плюс сработал эффект отложенного спроса, благодаря этому в совокупности нам уже удалось компенсировать все потери. Клиенты были очень лояльны и ждали открытия, за что мы им очень благодарны.
Дарья Степанова, сооснователь диджитал агенства Flightpaith:
- У нас в городе и до кризиса были проблемы с социальными сетями, так как почти у всех бизнесменов или их маркетологов нет понимания того, что вообще делает smm-специалист или агентство. Знаете, когда приходит какая-нибудь девочка и за 5 тысяч рублей обещает вам золотые горы и поток клиентов, а по факту вы получаете накрутку ботов и лайков... К тому же, очень многие как огня боятся слова «фриланс» и хотят посадить себе человека в офис, не понимая, что грамотный специалист отдаст предпочтение удалённой работе. С кризисом ситуация усугубилась. Предприниматели начали сокращать затраты в первую очередь на рекламу. Некоторые вообще отказались от какого-либо продвижения. Это было их большой ошибкой. Люди находятся дома, соответственно, активность в социальных сетях возросла. Кто продолжил рекламную кампанию, очень неплохо заработал. Утверждение «Вас всегда должны помнить и знать, иначе другие вытеснят вас с рынка» работает на практике. Найти работу фрилансеру в это время было практически нереально. Особенно если он сотрудничает с проблемными бизнесами: рестораны, досуг, развлечения - то, что закрылось. Мы не потеряли своих клиентов и даже смогли найти пару новых, но это, скорее, исключение, чем правило. Сейчас все потихоньку просыпаются и запускают рекламные механизмы, поэтому самое время фрилансерам предлагать свои услуги или учиться работать удаленно, помогать бизнесам выходить на прежний уровень.
Станислав Санкеев, председатель совета НП «Ассоциация фермеров Ульяновской области», глава КФХ:
- У нас в регионе около сотни фермеров, которые занимаются мелким бизнесом и реализовывают свою продукцию на рынках, но их как таковых у нас в городе нет, есть места продажи, которые закрыли. Естественно, упала реализация, чтобы это всё не выливалось и не выкидывалось, мы в ручном режиме завязали их на работу с кооперативами. Конечно, фермеров это не устраивало, потому что они свое молоко продавали, например, по 45 рублей, а стали продавать в тот момент по 22 рубля. Есть фермеры, которые производят сыры, и у них была отлажена поставка в рестораны - они, конечно, пострадали. Многие быстро сориентировались на доставку. Я сам, как фермер, продавал мясо с 2009 года, у меня были магазины, но я от них отказался, потому что очень много нужно продать, чтобы окупить арендную плату и работу сотрудников. Теперь у нас отлажена онлайн-торговля. Город небольшой - от одной точки до другой ехать максимум полчаса, и за три часа мы можем объехать 30 точек. Во время пандемии производство очень сильно выросло, хотя обычно летом идет спад.
Сергей Жевлаков, владелец сети автокофеен Caffè il Carro:
- Нас ровным счетом вообще не задела пандемия, все планы свои мы реализовали. Даже вырос процент узнаваемости, появилась новая аудитория, потому что у людей особо альтернативы не было. Но на Пушкаревском кольце мы только начали тестировать новый формат с заходом внутрь, и нам пришлось эту гостевую зону закрыть. Мы переделали ее под окно выдачи заказов для пешеходов. Конечно же, увеличились затраты. На одноразовые перчатки мы за месяц потратили больше 100 тысяч рублей, но это тоже окупается.
Виктория Маркелова, ресторатор, владелица Fondue Club и Indigo Bar:
- У нас ничего не работает, потому что губернатор пока не разрешает, но мы понимаем, что это делается не для того, чтобы бизнес наш убить, а чтобы обезопасить людей. От коронавируса умирает очень много людей, и выбор стоит либо о своем кармане переживать, либо о людях. Поэтому мы исполняем все наказы, закрылись и сидим потихонечку дома. Сейчас все зависит от того, как экономика будет развиваться. Очень много людей остались без заработной платы, у кого-то она снизилась в разы. Безработных становится больше, а вакансий все меньше и меньше, потому что предприятия закрываются. Даже если мы сейчас откроемся, я не думаю, что огромная толпа людей, которая ходила к нам раньше, придет. Потому что люди в режиме экономии, а рестораны — это не первая необходимость. Поэтом спад числа гостей будет очевидным. Но арендодатели и поставщики, та команда с которой мы работаем, идут нам навстречу. Для понимания: в одном ресторане продуктов хранится в среднем на полмиллиона. И вот полмиллиона испортилось в одном ресторане, а у меня - в трех ресторанах. И эти деньги мы до сих пор возвращаем поставщикам. Выйти из этой ситуации, думаю, будет не так просто. Если до ноября мы не откроемся, то придется закрыться вообще. Как я поняла, готовятся дополнительные меры поддержки малого бизнеса, в котором, по подсчетам, сейчас занято 20% населения.
Илья Лисин, владелец бара «Дом культуры»:
- Сейчас у нас дела, конечно, лучше, чем в предыдущие три месяца. Но все равно это не то, непонятные ограничения. Сейчас мы подстроились, организовали летник. Когда сотрудники тоже хотят денег и кушать, они сорганизовываются и работают. У нас не просто бар, уже определенное комьюнити сформировалось, которое нас поддержало ногами, большое спасибо им за это. В первый день открытия многие пришли, чтобы просто купить что-нибудь. Но три месяца для маленько бара - это огромное количество времени, счет на дни сейчас идет, надеемся, что скоро нас откроют.
Евгения Ганина, фотограф:
- Когда все только началось, многие переносили и отменяли съемки, но не из-за финансовых трудностей, а именно из-за страха. Больше стало уличных фотосессий. И сейчас, после снятия ограничений, люди не ринулись фотографироваться.
Анна Ежова, Кирилл Биджанов