В правительстве ликвидировали «Агентство социального питания» после обнародования информации о несоответствии использования школьных пищеблоков нормам санитарных правил. В начале учебного года депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области обнародовали информацию о том, что только 11 школьных пищеблоков работают в соответствии со своими планировочными решениями. Остальные же работают с нарушениями санитарных норм.
Анализ использования пищеблоков проводился программным комплексом, разработанным Новосибирским НИИ Гигиены Роспотребнадзора. Данный институт является одним из базовых научных центров федерального надзорного органа. В частности, именно он является разработчиком таких базовых нормативных документов, как МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций», МР 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией питания детей в образовательных организациях», и, собственно СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», так что сомневаться в компетенции его сотрудников никакого основания нет.
Тем не менее, в ответе на запрос по данной проблематике Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области снова старается не замечать проблему, прячась за выдернутыми из контекста абзацами санитарных правил:
«п.п. 2.4.6.1. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи» установлено что входит в состав комплекса помещений для приготовления и раздачи пищи, работающих на сырье, в состав комплекса помещений приготовления и раздачи пищи, работающих на полуфабрикатах, в состав комплекса помещений буфетов - раздаточных. Однако санитарные правила не дают характеристик и критериев для определения типа пищеблока образовательной организации».
Даже беглый поиск в интернете указывает на то, что существует не только перечень необходимых цехов, но и минимальный перечень оборудования в каждом. В частности, это указано в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания».
Очевидные нарушения в системе школьного питания в Правительстве решили исправлять странным образом и ликвидировали профильное агентство, которое на протяжении пяти лет занималось обеспечением методического сопровождения системы питания в регионе. Фактически вместо лечения болезни решили «разбить градусник».
Экс-руководитель агентства Алексей Волков информацию подтвердил, хотя и не стал увязывать это с результатами мониторинга.
- С чем связано решение о ликвидации учреждения?
- Решение о ликвидации ОГКУ связано с дефицитом средств. Имеющихся сейчас ресурсов, как людских, так и финансовых, недостаточно для полноценной работы агентства. Изначально в бюджете они были заложены не в полном объёме, а со временем ситуация никак принципиально не изменилась. В июне-июле окончательно стало понятно, что невозможно будет оплачивать аренду помещений, сотрудники были переведены на дистанционный режим работы. Организовывать работу в таком формате было практически невозможно, в сентябре мною окончательно было принято решение об увольнении. 11 октября был последний рабочий день.
- Какие планы у вас в дальнейшем?
- Продолжу работать по профилю, основное направление - консалтинг, кроме того, сотрудничество с экспертным отделом Федерального центра мониторинга питания обучающихся.
- Какие основные результаты работы агентства вы бы выделили?
- Создание полноценной нормативной базы системы социального питания. В Ульяновской области одними из первых были разработаны и утверждены соответствующие стандарты, связанные с оказанием услуги питания, единое региональное меню, методики расчёта объёмов инвестиций при использованиигосударственно-частного партнёрства, основы индустриального подхода. Собственно, это и является основой нашего взаимодействия в рамках семинаров федерального центра.
- И, всё-таки, возвращаясь к результатам мониторинга, что с ним?
- В санитарных правилах четко указано, что на предприятиях общественного питания, не имеющих цехового деления, работающих с полуфабрикатами, работа с использованием сырья не допускается. Также в правилах есть перечень помещений, входящих в состав каждого типа пищеблока и требования к укомплектованию этих помещений технологическим оборудованием. При этом вся ответственность за соблюдение норм лежит на руководителе общеобразовательного учреждения. Собственно сам мониторинг проводился именно в свете методической помощи для руководителей образовательных учреждений и их учредителей. Для централизованного проведения мониторинга было принято соответствующее распоряжение Правительства Ульяновской области. Мы, как агентство, обеспечивали консультационную поддержку, сами данные в систему вносили сотрудники образовательных организаций, они же получали соответствующие заключения в программе. Хотя, конечно, и так всем понятно, что если на площадях пищеблоков невозможно разместить все производственные помещения и укомплектовать необходимым оборудованием, то нужно использовать продукты высокой степени готовности.
Редакция связалась с руководителем комиссии по организации и контролю питания в образовательных организациях городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы Татьяне Хремчуковой и выяснила ее точку зрения на данную проблему.
- На безопасность питания школьников влияет множество факторов. Оборудование пищеблока полного цикла предполагает наличие холодильного оборудования, отдельных цехов для работы с овощами, мясной и рыбной продукцией. Только для мытья посуды нужно пять ванн. Для обработки овощей требуется две ванны, для обработки яйца - еще одна, так как их нельзя мыть в той же ванне, в которой обрабатывается мясо или рыба. Для каждого вида продуктов используется отдельный нож, отдельная доска и свой инвентарь. Иначе велик риск перекрестного заражения продуктов и массового отравления школьников. Таким образом, если в школе нет достаточных площадей или финансовой возможности для оборудования пищеблока в соответствии с требованиями, то работать на сырье нельзя. Крупные города постепенно уходят от модели пищеблоков полного цикла. В зависимости от оснащенности образовательного учреждения работают с полуфабрикатами или доставляют в школы готовые блюда. Меню в этом случае полностью стандартизировано. По этой системе работают многие школы Москвы. Такой подход гарантирует безопасность школьников и облегчает контроль за качеством организации социального питания.
Получается, что по мнению наших чиновников, они давно превзошли по оснащению школы столицы, хотя бы на бумаге.
Фото предоставлены Агентством социального питания Ульяновской области
Ирина Петрова