В Ульяновске на улице Набережной реки Свияги стоит один «фантомный» дом за номером 83. Вот уже девять лет в нем живут люди. Но по документам объект — что дом Шрёдингера: формально в эксплуатацию не введен, хотя квартиры — на кадастровом учете. Жители дома через редакцию 73online.ru просят обратить внимание чиновников и общественность на проблему.
Дом с приключениями
Корнями история дома на Набережной Свияги уходит в уже далекий 2014-й. Тогда ООО «МонолитСервис», принадлежащее Андрею Глухову и Умару Атаеву, получило разрешение на строительство в центре города семиэтажки на 41 квартиру. Год спустя аппетиты партнеров подросли: они добавили дому один этаж и шесть квартир. Мэрия изменения согласовала, выдав новое разрешение на строительство.
29 декабря 2016 года объект сдали. На следующий день городская администрация выдала разрешение на ввод в эксплуатацию.
В квартиры заселились собственники, начались ремонты... Так прошел еще год. В конце 2017-го на дом у Свияги обратила внимание прокуратура. Действуя в интересах неопределенного круга лиц, надзорники подали иск в суд: выяснилось, что дом введен в эксплуатацию незаконно. Застройщик не получил в Агентстве госстройнадзора заключения о соответствии построенного проектной документации и требованиям техрегламентов, кроме того, дом не был оснащен счетчиками, а «Газпром» не взял его на обслуживание.
Ленинский районный суд отменил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Засвияжский суд обязал застройщика устранить нарушения и заново получить документы.

Выхода нет?
В ответ «МонолитСервис» подал апелляционную жалобу. В компании настаивали на том, что получить новое разрешение на ввод в эксплуатацию невозможно: квартиры и помещения находятся в собственности покупателей, которые успели провести ремонт, к тому же для осмотра помещения никто не предоставит. Еще одним доводом стало то, что земля под объектом не в собственности застройщика. Областной суд не внял таким аргументам.
Корреспонденту 73online.ru соучредитель «МонолитСервиса» Умар Атаев заявил, что компания, как и жильцы дома, была против решения суда:
— Написали там чушь всякую, якобы приборов учета нет, приборов газа. Мы обратились в суд: «Как нам исполнить решение суда?». Судья пишет: «Все написано в решении». Написали в прокуратуру — прокуратура советует написать жалобу на суд. И так по кругу. Юридический тупик.
В халатности в 2017-м заподозрили чиновников администрации: по материалам прокурорской проверки возбудили уголовное дело. Полтора года спустя следствие не смогло предоставить никакой конкретики — в деле тогда пытался разобраться «Ъ», но тщетно. Госслужащие кивали друг на друга, обвиняя несовершенство законодательства, позволившего застройщику получить бумаги в обход Госстройнадзора. Контроля же за процессом строительства фактически не велось.
Новые возможности
Как пояснили в региональном Агентстве строительного и жилищного надзора, решение суда было обеспечительной мерой. Но сложившуюся ситуацию осложняют нюансы.
— Так как дом был введен в эксплуатацию, люди успели поставить объекты недвижимости на кадастровый учет. Потом суд отзывает разрешение на ввод и обязывает застройщика его получить. Для этого нужно получить заключение о соответствии от нас. Но объект снят с государственного строительного надзора, дом исключен из реестра. То есть фактически этот дом не числится под надзором, поэтому мы не можем дать документ. Выходом может стать создание жилищно-строительного кооператива как юрлица, которое сможет, к примеру, провести частичную реконструкцию здания, получить необходимые документы и ввести в эксплуатацию объект, — пояснили в Агентстве.

Застройщик, по словам собственников дома, предлагал другой вариант решения проблемы: «проголосовать жильцами» за ввод объекта в эксплуатацию, наделив от имени собственников полномочиями строительную компанию.
— Но это невозможно — проголосовать должны все жильцы, однако многие там не живут и найти их нельзя, — рассказал жилец дома Александр.
Он добавил, что собственники инициативу прокуратуры в свое время не поддержали, оценив иск как медвежью услугу. В нынешнем статусе дом не может претендовать на участие в госпрограммах по ремонту, подчеркнул собеседник редакции. Кроме того, не соблюдаются обязательства по гарантийным срокам, отметил представитель УК «Консилиум» Сергей Воронин:
— Этот дом считается стройкой. Он у нас на обслуживании с 2011 года, мы пытаемся бороться с надзорными органами, но никто не знает, что с этим делать. Все ссылаются на решение суда, которое застройщик не может исполнить.
Процесс оформления разрешений может быть долгим и дорогостоящим, подчеркнули собственные источники редакции.
При этом распоряжаться имуществом собственники могут свободно. Например, однушка площадью 50 кв. м предлагается на одной из онлайн-площадок за 5 млн руб.

Юрист партнерства «Ваш Конфидент» Артем Селезнев также считает, что жильцы вправе свободно распоряжаться собственностью — каких-либо проблем отсутствие документа о вводе в эксплуатацию не влечет. Тем не менее, разобраться в хитросплетениях законодательства в этом конкретном случае жильцам может помочь грамотный юрист.
Скандал. Еще скандал
Нужно отметить, скандалы для «МонолитСервиса» — не в новинку. В 2014-м название фирмы звучало на весь Ульяновск: компания собиралась построить в пойме реки Симбирки на ул. Кролюницкого 24-этажную гостиницу, но продавала в будущей высотке квартиры. Трудовая инспекция нашла тогда множественные нарушения в работе застройщика. Поводом для проверки стала гибель трех рабочих, «шабашивших» на «МонолитСервис». В итоге строить на Кролюницкого фирме запретили.
В 2015-м компания взялась за строительство медцентра на ул. Жигулевской — но под видом объекта здравоохранения появился жилой дом. Сроки сдачи тоже вызывали вопросы. Ввело объект в эксплуатацию в 2018-м уже другое юрлицо – «СЗ СимбирскРемДизель», руководит и владеет которым Айна Атаева (в учредителях ранее значился Умар Атаев, а Андрей Глухов был директором, по данным «Коммерсант.Картотеки»).
Громкая история связывает компанию с Музеем-заповедником «Родина В. И. Ленина», на территории которого в 2017 году ООО «Янтарный дом» начало незаконно возводить четырехэтажный жилой дом. «МонолитСервис» работал генподрядчиком. А учредителем «Янтарного дома» был сын Атаева – Раджаб.
Последние объекты застройщика отстроились спокойно: под конец 2024 года «СЗ СимбирскРемДизель» сдал многоквартирник на Ленина, 10. Умар Атаев также занимает пост директора «СЗ Отрада» (учредитель — Айна Атаева), который сдал дом на ул. Отрадной и строит девятиэтажку на ул. Мира.
Неоднократно Атаева и «МонолитСервис» пытались обанкротить: в 2017-м иск к Умару Атаеву подавала его кредиторша, в 2018-м и 2019-м из-за долгов компании обращалась в арбитраж налоговая, в 2019-м признать несостоятельным «МонолитСервис» требовала мэрия Ульяновска. Суд каждый раз отказывал в банкротстве.
Справка 73online.ru:
ООО «МонолитСервис» — учреждено в 2012 году, уставный капитал — 10 тыс. руб. (данные «Коммерсант.Картотеки»). Учредители в равных долях — Умар Атаев, Андрей Глухов. Гендиректор с 2016-го — Юрий Данилов. Последняя опубликованная финансовая отчетность относится к 2021 году, выручку и прибыль организация показала нулевые.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
При участии Елизаветы Слизько
Татьяна Лисицына









