«Ульяновскому областному водоканалу» катастрофически не хватает денег: при годовых расходах в миллиард рублей собственные доходы не доходят и до 200 млн. Приставы заблокировали счета предприятия из-за долгов энергетикам. Директор организации Алексей Шмырев объясняет ее бедственное положение низкими тарифами для населения и анонсирует возможное слияние с «Водоканалом» Ульяновска. Ситуацию разбирали на комитете жилищной политики и коммунального хозяйства в Законодательном собрании региона.

При формировании бюджета на 2022 год депутаты ЗСО раскритиковали скудное финансирование отрасли ЖКХ. Было заключено соглашение с региональным правительством о выделении профильному министерству еще 1,5 млрд рублей из планируемых дополнительных доходов. Часть средств распределят между ключевыми и проблемными предприятиями. Одним из таких является ОГКП «Ульяновский областной водоканал». На совещании с представителями министерства ЖКК и членами профильного комитета ЗСО директор организации Алексей Шмырев доложил о ее проблемах и количестве необходимых вложений.

* Алексей Шмырев руководит ОГКП «Ульяновский областной водоканал» с 2018 года, был назначен в бытность губернатором Сергея Морозова. В конце прошлого года его неожиданно сменил на посту газовик-экономист Олег Дьяченко, привезенный из Москвы нынешним вице-губернатором Игорем Эделем. Правда, спустя месяц Шмырева вернули в кресло директора, а Дьяченко отправили заместителем по экономвопросам в МУП «Ульяновскводоканал». Дьяченко объяснял журналисту 73online.ru свои переназначения «просьбой» руководства региона изучить финансово-экономическую ситуацию обоих предприятий. Не исключено, что это и стало отправной точкой в подготовке двух структур к слиянию — об этом далее в материале.

«Водоканал» обеспечивает питьевой водой население в девяти районах Ульяновской области: Радищевском, Новоспасском, Старокулаткинском, Сенгилеевском, Тереньгульском, Ульяновском, Майнском, Карсунском, Сурском. Общая протяженность сетей — свыше 1 863 километров, которые охватывают 132 тысячи жителей.

В сравнении с 26 «Водоканалами» регионов Приволжского федерального округа областная структура по мощности занимает 9 место. При этом ее заметно обгоняет «Водоканал» Ульяновска: протяженность его сетей составляет 2 693 километра, охват населения — 650 тысяч человек, а объемы реализации — свыше 80 млн кубометров воды, как по направлению водоснабжения, так и водоотведения. У «Облводоканала» общий показатель не достигает и 5 млн. При этом у сотрудников региональной структуры самая сильная загруженность в ПФО — на каждого из 568 сотрудников приходится по 3 километра сетей (максимальные показатели среди других регионов 2,1 километра в Оренбурге и Арзамасе).

«В Ульяновске реализация услуг в 20 раз превышает областную, потому что конечных потребителей в городах кратно больше, плотность населения в разы выше», — объяснил такой разрыв предприятий по мощности Алексей Шмырев.

Предположительно, собственный доход предприятия в текущем году составит 191 млн рублей, а расходы — миллиард, в том числе кредиторская задолженность в 325 млн (из них свыше 150 млн — долг перед АО «Ульяновскэнерго»). Сейчас счета компании заблокированы судебными приставами.

Субсидии из регионального бюджета не компенсируют такие затраты — на следующий год организация получит почти 183 млн рублей, из которых 90 млн пойдет на погашение кредиторской задолженности, 40 млн — на лизинговые платежи. При этом общая сумма выплат по лизингу — около 200 млн, которые предприятию отдавать до 2024 года. Порядка 53 млн пойдет на проектирование и завершение начатых работ по долгосрочным контрактам. Даже с учетом дополнительных вложений предприятие в дефиците на 680 млн рублей.

Показатели по доходам и расходам предприятия за прошлый год:

Депутат Николай Мясников считает, что дать какую-то оценку жизнеспособности предприятия по представленным цифрам невозможно: «Если получится его оздоровить, то хорошо, а если это будет ежегодная дыра, которая всегда будет требовать денег, то это иная ситуация».

Глава комитета Андрей Седов выступил в защиту «Водоканала»: «Хочу напомнить, что организация эта некоммерческая, и то, что мы вливаем в нее бюджетные деньги, это нормально. А как иначе? К тому же раньше деньги предприятию выделялись, но далеко не в том количестве, в котором необходимо».

По словам Шмырева, две основные причины убытков — физический износ обслуживаемых сетей и оборудования более чем на 70%, что влечет за собой большое количество аварий, и утверждение тарифов ниже себестоимости ресурса. Глава предприятия считает, что для результативной работы в Ульяновской области необходимо принять закон о льготных тарифах — чтобы не обременять население ростом цен и дать организации возможность получать из областного бюджета компенсацию выпадающих доходов по экономически обоснованному тарифу. Замораживание тарифов и незначительное повышение ниже уровня инфляции также вносит свою лепту в убытки компании.

— У «Водоканала» исторически сложившиеся тарифы — 7, 10, 11 рублей! — поддержал Шмырева замминистра ЖКК Сергей Ципровский. — Это не вина предприятия, это вина муниципальных образований, которые долгое время сдерживали рост тарифов. К сожалению, плата граждан не позволяет поддерживать прибыль. Мы не можем населению поднять тариф, а предприятию выживать как-то надо. Отсюда и возникает необходимость его дофинансирования.

В этом году с 1 июля ожидается рост стоимости водоснабжения и водоотведения на 5,4%. При этом электроэнергия за 2021 год подорожала на 6%, поэтому тарифы по уровню роста даже не компенсируют затраты на работу предприятия. В прошлом году водоканалу пришлось сократить расходование электричества на 10%.

«А что дальше? Стратегия развития предприятия и отрасли в чем?», — обратился депутат Вячеслав Ковель к руководителю «Облводоканала».

— На уровне губернатора и Игоря Эделя (вице-губернатора — прим. ред.) обсуждается стратегия развития водоснабжения региона, нашего предприятия, разработана дорожная карта в два этапа. На первом прорабатывается вопрос объединения городского водоканала с областным для дальнейшей разработки инвестиционной программы, — заявил директор предприятия.

Не все депутаты восприняли идею объединения муниципального и регионального предприятий с энтузиазмом. Некоторые парламентарии опасаются, что может нарушиться координация работы организаций, что повлечет многократное увеличение бюджетных затрат. «Это какой-то стратегический план или стоит задача солидное муниципальное предприятие забрать?», — поинтересовался Матвей Володарский. По его мнению, присоединять к областному «Водоканалу» крупное муниципальное предприятие — технически неверно.

Парламентарии предложили пересмотреть структуру финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельностей «Облводоканала». Поручили главе предприятия подготовить программу развития организации и пути решения существующих проблем к грядущему профильному комитету.

Дарья Гордеева