Публикация портала 73онлайн о создании в Старомайнском районе села Успенского, которое должно стать IT-деревней для работников интернет-индустрии, породило множество дискуссий. Один из известных ульяновских предпринимателей в сфере IT, основатель платформы AdvantShop Камиль Калимуллин высказал свою точку зрения, которую мы приводим полностью. Камиль уточнил, что его слова не относятся к конкретному проекту "село Успенское", о котором пока мало что известно. Он считает, что практика создания территорий для айтишников в целом в стране вряд ли может быть успешной.
Как известно, в России модно строить города и посёлки для IT-шников: «Сколково», «Иннополис», «Футурополис» и т. д. Поддерживать отрасль — считается трендом. Кажется, что если мы всех IT-шников соберём в одну деревню, то действительно наступит счастье. К сожалению или к счастью, это не работает. Но давайте разберемся в причинах. Почему так происходит?
Надо понимать, что подобные проекты существуют в основном за счет вложений государства (иногда это деньги, иногда ресурсы). Да, управленцы в органах власти преследуют правильную, благую цель — развитие IT-индустрии и инновационного производства. В качестве основного посыла используется логика: если мы сейчас всех айтишников посадим вместе, то отрасль начнет активно развиваться.
Почему так мыслят управленцы и в чем ошибка? Это действительно когда-то работало. Пример с Ульяновском. В советское время государство решило запустить самый большой транспортный самолет в мире. Спроектировали, построили инфраструктуру (заводы, жилье, школы, детские сады), свезли специалистов со всей страны. Так родился АН-124 Руслан и один из элементов этой инфраструктуры - завод «Авиастар».
Управление осуществлялось на ресурсной основе, также смотрели и на кадры. Людям транслировали идею, предлагали и это очень ценилось: «Ты будешь жить и работать здесь, тут новые возможности. Мы даем тебе квартиру бесплатно, дадим садики, школу, дадим работу, интересный проект». И люди этим действительно занимались со всей душой. Уникальный транспортный самолет подняли в небо за пять лет, выстроили все производственные цепочки и построили соответствующую инфраструктуру (и социальную, кстати, тоже).
Сейчас пытаются это подменить: «Вот мы город построим, дорогу проложим, а там айтишники сами набегут...». С чего они набегут? Что они там найдут такого, чего не могут найти в своем городе или там, где они живут сейчас? И чем вообще IT-шник, отличается например, от учителя или врача?
Интернет везде есть, люди рядом — интереснее, офисы можно построить или снять. Зачем же тогда используется риторика IT для того, чтобы строить новые города или поселки? Часто это просто освоение ресурса. Государство имеет ресурс, а кто-то хочет его получить. Ресурсом может быть дорога, земля, подряд или что-то еще, но сути это не меняет. Это хороший способ объяснить такую раздачу ресурса. Мы за хорошее, видите, IT развиваем. И в целом, это может быть вполне неплохая задача — что-то где-то построить, но причём тут IT-шники?
Что же действительно нужно делать? Так как добавленную стоимость создают таланты нужно начать с вопроса: «Что нужно сделать, чтобы в город/регион/на конкретную территорию приехали новые таланты, остались и развивались текущие?».
Нужна ли для этого инфраструктура? Да, нужна, все хотят жить в удобном и комфортном городе. Нужна ли она отдельно от города? Вероятнее всего, нет.
Является ли это самым важным? Нет, чаще всего не является. Люди чаще хотят работать в крутых командах, делать интересные проекты, обмениваться опытом. Кому-то нужно иметь возможность нанять специалистов именно тут, чтобы вместе с ними изменить мир, а кому-то приехать, чтобы ему дали возможность заниматься его любимой темой с передовыми учеными.
Если мы думаем о развитии IT, инноваций, то мы должны говорить не о заводах, домах, каких-то зонах, где развиваются айтишники, а начать работать с образовательными проектами, со студентами и талантами всей страны. Привлекать их в регион, продавать им идею работы именно на нашей территории, создавать ценность, ради которой люди захотят приехать и работать именно тут.