Десять лет назад, 30 ноября 2009 года, президенты России Дмитрий Медведев и Азербайджана Ильхам Алиев официально и торжественно открыли новый мостовой переход через Волгу в Ульяновске. В память об этом событии и в ознаменование российско-азербайджанской дружбы новый мост назвали Президентским.

Мостовой переход в Ульяновске планировался как величайший в Европе – 12 976 метров, из которых собственно мост составлял 5832 метра, и два подхода к нему: правобережный в 1776 метров и левобережный в 5375 метров. Теперь он сдвинулся на седьмое место, пропустив вперёд ещё три российских моста: Саратовский через Волгу, Камский в Татарстане и, наконец, Крымский мост. Но наш мост по-прежнему уникален именно тем, что не только служит транспортному транзиту, но и решает важную транспортную проблему конкретного населённого пункта - Ульяновска.

В XXI век, в эпоху глобальной автомобилизации Ульяновск, город на двух берегах Волги, вошёл с единственным автомобильным проездом через Куйбышевское водохранилище. Он был сооружён в 1957–1958 годах по временной схеме, вместо второго железнодорожного пути. Проезд имел ширину всего в шесть метров, вместо нормативных даже для того времени девяти!

Первоначальный проект вантового моста

Необходимость для Ульяновска второго автомобильного моста через Волгу осознавалась уже с конца 1960-х годов, особенно в перспективе промышленного и социально-экономического развития Заволжья. В конкретное русло она вошла после того, как в 1975 году на берегу Волги началось сооружение крупнейшего в СССР Ульяновского авиапромышленного комплекса. 19 августа 1976 года строительство нового автодорожного моста через Волгу в г. Ульяновске обсуждалось на совещании по рассмотрению схемы генерального плана левобережного района Ульяновска. В августе 1980 года техническое задание на разработку технико-экономического обоснования строительства моста представил Ульяновский облисполком. В ноябре 1981-го издано соответствующее постановление Совета министров РСФСР.

Обеспечение проектирования и строительства в Ульяновске автодорожного моста через Волгу в 1985–1995 годах было внесено отдельной строкой в постановление Совета министров СССР «О мерах по комплексному развитию г. Ульяновска и Ульяновской области» от 2 октября 1984 года.

Перевозка на плаву пролётного строения

1995 год – не случайная дата, это 125-летний юбилей Владимира Ульянова-Ленина, что в советской действительности мыслилось мощнейшим стимулом для развития его родного города. В этой советской перспективе Ульяновск рисовался эдакой «Кремниевой долиной», крупнейшим в Европе центром авиастроения и микроэлектроники, с населением более миллиона человек. Статус города-миллионника позволял рассчитывать на собственный метрополитен! Именно для движения метропоездов на новом мосту был спроектирован и отстроен специальный нижний ярус. Пять тысяч автомобилей в час – такова была расчётная транспортная нагрузка на мостовой переход.

Новыми жителями Ульяновска стали мостостроители, прибывавшие с Дальнего Востока, где заканчивалась эпопея по сооружению Байкало-Амурской магистрали. В Ульяновске строители также столкнулись с непростыми климатическими, геологическими и гидрологическими условиями, а также с бытовой неустроенностью, которая для некоторых из них продолжается вплоть до нынешнего времени.

Установка первого пролетного строения, июль 1992 года

Мы привычно называем Волгу рекой. На самом деле это Куйбышевское водохранилище, водоём с особым, практически морским режимом, требующим повышенного внимания и соответствующего технического обеспечения. Рассказывают, что когда в советское время проект мостового перехода согласовывали в Москве, там шутили по поводу его длины: «Вы как там, в Ульяновске, мост строить собираетесь? Вдоль, а не поперёк Волги?!».

Советская эпоха оборвалась в 1991 году – но потребность в мосту не пропала, а стала только острее. Город задыхался в многочасовых пробках, дожидаясь возможности попасть на работу, учёбу или домой по единственному узкому автомобильному мосту. И хотя за двадцать с лишним лет ожидания окончания строительства ульяновцы прониклись понятным скепсисом, надежда на мост всё равно жила.

Установка пролёта на опоры моста в тёмное время суток

Фактически движение по новому мосту открылось вечером 13 ноября 2009 года, в день, омрачённый в истории Ульяновска взрывом и пожаром на 31-м Арсенале ВМФ, где хранились и утилизировались корабельные боеприпасы. Чтобы дать людям возможность попасть домой к себе в левобережье, было разрешено пустить машины через новый мост. За десять лет Президентский мост стал одним из монументальных символов Ульяновска – он стал частью ежедневной жизни нашего города.

Иван Сивопляс