Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, отметивший 27 августа 75-летний юбилей, ушёл на покой. Он сам попросил Священный Синод об отставке в связи с достижением преклонного возраста. Вместо него главой Симбирской митрополии назначен митрополит Курганский и Белозерский Иосиф. А сегодня в здании Епархиального управления прошла первая пресс-конференция, на которой ульяновские СМИ познакомились с новым Владыкой и задали ему вопросы.

В начале глава епархии немного рассказал о своих впечатлениях от Ульяновска, ведь он впервые приехал в наш регион. При этом митрополит Иосиф отметил, что ему предстоит решать целый ряд вопросов и проблем, которые здесь существуют:

- В Симбирске я никогда не был, посещаю его впервые. Первые впечатления от города и от жителей очень хорошие. Может быть, еще и потому, что город праздновал свой день (8 сентября Ульяновск отметил свой 371 день рождения - прим. ред.). Это был праздник, люди находились в приподнятом настроении. Наверное, как и в любой другой епархии мне предстоит решать ряд вопросов и проблем - это обычная жизнь, не только церковная. Везде и всюду приходится решать вопросы и проблемы. Есть они наверняка и здесь, иначе не было бы нужды в епархиальных архиереях, если бы нечем было заниматься. Стоит ли касаться моей биографии - не знаю, потому что на просторах интернета можно узнать все. Просто скажу, что мне пришлось служить 20 лет в сане священника и уже более 20 лет - в сане архиерея. Сколько еще Господь даст служить церкви - это его всеблагая воля, но надеюсь на милость Божью, что остаток лет мне удастся посвятить служению церкви и народу, и еще что-то успеть сделать здесь, на этой земле.

Владыка, отвечая на вопросы журналистов, рассказал, что был знаком со своим предшественником Анастасием:

- Анастасий был рукоположен довольно давно. Поэтому я встречался с ним на поместных и архиерейских соборах. В близких отношениях с ним я не был, потому что служили мы немножко в разных регионах. Вчера Анастасий прибыл в Ульяновск из Казани, как и положено, передал все дела по акту - документы, печати, и отбыл назад.

Оказалось, что новость о переезде из Курганской области в Ульяновск застала Иосифа врасплох, такого события в своей жизни он не ожидал и морально готов не был.

- Как вы отнеслись к переезду в Ульяновск? С каким настроением сюда ехали? Курганские СМИ пишут, что вы с неудовлетворением воприняли эту новость, просили продлить вашу службу там хотя бы на год, чтобы продолжить работу по восстановлению Чимеевского храма после пожара.

- Эта информация не соответствует действительности. Назначение в Симбирскую митрополию для меня было полной неожиданностью. Во-первых, Синод собрался несколько раньше обычного, его никто не ждал, а во-вторых, заранее меня никто не информировал, что будут такие перемещения. Знаете, я на Дальнем Востоке прослужил 13,5 лет и никуда не просился, хотя Дальний Восток намного труднее, как вы понимаете. В Курганской епархии у меня были определенные планы, поэтому, конечно, это вызвало некоторую озадаченность. Морально я к этому не был готов.

- Как решение Священного Синода и кадровые перестановки пересекаются с той ситуацией, которая сложилась в Кургане? Отстранением священника в Рябовском храме и петицией об отставке митрополита (многие прихожане были возмущены решением митрополита Иосифа отстранить священника Владимира Дедова, который стал участником скандального ДТП с дочерью экс-депутата гордумы Ивана Камшилова, и инициировали сбор подписей за отставку Иосифа - прим. ред.)

- Думаю, это не связанные вещи. Меры, принятые к этому священнику, правомерны. Мне никто не сказал, что я поступил неправильно, что я что-то не так сделал. Церковный суд полностью признал решение епархиального суда. В таком случае вопрос: а за что меня наказывать? Это не связанные вопросы. Когда на улице кто-то собирает подписи прохожих и говорит: "Это петиция против митрополита", это серьезно стоит воспринимать? Если есть к митрополиту претензии, то их надо рассматривать. Вы считаете, что перевод из Кургана в Симбирск - для меня понижение? Вопрос исчерпан.

- Какие вопросы вы назовете самыми сложными для решения в качестве архиерея?

- Это больные вопросы, когда приходится принимать меры в отношении своего собрата священника. Я всегда воспринимаю это как некое братство, которое должно друг друга во всем поддерживать. Что я смогу сделать без священников? Ничего, один в поле не воин. Священникам нужен архипастырь, на которого они могут опереться, в поддержке которого они уверены. Это общность такая. И когда архиерей вынужден принимать какие-то меры против своего собрата, поверьте, это очень больно. К сожалению, такое бывает.

- Какие качества вы цените в священниках?

- Веру, прежде всего. Если есть вера твердая, крепкая, горячая, то это священник, на которого можно всегда положиться, он не спасует перед трудностями.

- Как вы относитесь к тому, что в прессе все чаще стали писать о случаях гомосексуализма и педофилии со стороны служителей церкви?

- Мы веру не придумываем, мы ее получили от Господа. Основы нашей веры изложены в Священном писании. Если наша жизнь противоречит тому, что нам открыто им, значит, мы не соответствуем своей вере. На основании Священного писания разработана целая концепция РПЦ, там все эти вещи изложены. Там говорится, что для христианина это недопустимо, мы не можем оправдывать этих людей, фактически это потеря веры. Мы с одной стороны молимся, постимся, совершаем литургию, добрые дела - и тут же грешим. Мы можем надеяться на воздаяние Божие? Нет конечно, мы сами своими поступками перечеркиваем все эти дела. Компромисса не может быть. Но с другой стороны, я бы очень аккуратно относился к таким вещам. Сегодня кого-то в чем-то обвинить, не имея на это достаточных оснований, очень легко. Мы знаем, что такое часто тоже бывает.

- Вы аполитичный человек? Известно, что в начале 90-х годов вы были депутатом Серпуховского городского совета народных депутатов. Как сегодня будете выстраивать отношения с правительством? Вы славитесь своими делами по восстановлению храмов на Кургане, как планируете взаимодействовать в этом направлении?

- Думаю, мы и здесь будем продолжать то, что начато моими предшественниками. Я несколько был знаком с Владыкой Проклом, Владыка Феофан довольно активно начал развивать церковную жизнь. Все это требует продолжения, нельзя бросать начатое. Возникнут, вероятно, какие-то новые проекты. Это жизнь, будем рассматривать все возможности, и по мере этих возможностей стараться делать что-то созидательное: и в плане строительства, и в плане развития церковной жизни. Сегодня возможности российской провославной церкви практически неограниченны, можно работать в самых разных направлениях, о чем раньше можно было только мечтать. Что касается политичности, я готов сотрудничать со всеми людьми по доброй воле. Если они что-то захотят вносить позитивное, мы готовы сотрудничать.

- Как вы намерены строить отношения с исламским духовенством?

- Вопрос правомерный, но мне несколько трудно на него ответить. Я служил в тех местах, где присутствие ислама было минимально. Здесь, конечно, другая ситуация. Думаю, мы найдем общие точки соприкосновения, надеюсь, я последую примерам своих предшественников.

- Наверное, и с другими конфессиями придется плотно взаимодействовать?

- Я пока не знаю, что здесь, кроме ислама, присутствует. По всей вероятности, да. Мне приходилось служить в Еврейской автономной области, там была ситуация довольно непростая, но трений никаких не было, наоборот. Бывало, еврейская община участвовала в наших мероприятиях, они очень любили наши праздники, широкую Масленицу, например.

- Если уж вы заговорили о возможностях - расскажите о финансировании Симбирской епархии?

- Я пока не могу ничего сказать про будущее Ульяновской области, потому что пока не знаком с ситуацией. Но утверждение о том, что РПЦ финансируется из федерального бюджета, в принципе неверно. Из казны финансируются объекты такого федерального уровня, как храмы, монастыри, комплексы. И то не все, только те, которые находятся в собственности государства, не более того. В основном церковь осуществляет свою деятельность за счет пожертвований. Иногда нас критикуют, мол, свечку нужно купить, иконку купить, за крещение заплатить, за отпевание. Но церковь по-другому не может существовать, потому что нужно содержать и ремонтировать храмы, поддерживать людей, которые трудятся там, не только священники, но и сторожи, уборщицы, певчие. Все это делается на пожертвования. Люди покупают свечку, ставят ее, передают записку... На эти же средства церковь и строит! Есть еще, конечно, состоятельные люди, которые готовы жертвовать какие-то средства. В связи с непростой ситуацией в стране таких людей становится все меньше. Ситуация непростая, в сельской местности зарплаты невысокие и храмы сильно разрушены. Обращаются к нам с просьбой восстановить храм, но епархия может помочь это сделать в том случае, если у нее останутся какие-то средства от текущей жизни. Это как семейный бюджет - вы получаете зарплату, распределяете ее на коммунальные платежи, питание, одежду, а потом уже думаете, сможете ли съездить отдохнуть. Не всегда это получается. Поэтому представление о том, что мы живем на бюджетные деньги - неверно.

- В Зауралье был основан фонд "Чимеевская святыня" для восстановления храма, в число попечителей которого вошел продюсер Максим Фадеев. Вы наверняка с ним знакомы лично. Можете рассказать, как он вам помогал, в чем?

- В Чимеевском монастыре произошла трагедия, там буквально за полчаса сгорел дотла храм. Старый деревянный храм, в который много приезжало людей, в том числе и Максим Фадеев, он крестился там. Ему этот храм дорог, поэтому он одним из первых откликнулся помочь восстановить его в первозданном виде. Мы, конечно, благодарны всем людям, которые откликнулись. Надеюсь, что "Чидеевская святыня" исполнит свое предназначение, храм будет построен, ведь многие этого желают, для прихожан это большая потеря.

- Владыка, есть ли Бог?

- Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос. Вы другого ожидали? (смеется - прим. ред.).

- Считаете ли вы, что практику работы церкви в соцсетях нужно развивать?

- Эта практика верна. Работа с молодежью, в соцсетях должна проводиться активно. Архиерей с двумя помощниками не может заниматься всем и вся, нам нужны добровольные помощники. Если таких людей будет много, то это просто замечательно. Если есть возможности работать в этом направлении через студентов (в Ульяновске есть кафедра теологии - прим. ред.), то почему бы их не использовать.

- Вы слышали про ульяновский проект "Батюшка Онлайн"? Будете принимать участие?

- Слышал конечно, принимать участие обязательно буду.

- Есть ли у вас святой покровитель, к которому вы обращаетесь при молитвах?

- Для меня это, наверное, прежде всего, Преподобный Сергий Радонежский. Я родился и вырос в Подмосковье, это места, связанные с этим святым. 8 лет я был настоятелем монастыря, в который он пришел. Поэтому Сергий для меня особенный. Конечно, это Святитель Николай - помощник каждого человека. Здесь, на Симбирской земле, это Блаженный Андрей, он почитается и в окрестных областях, здесь его святые мощи, конечно, буду прибегать к его имени в своих молитвах, как помощнику этого града, этой земли.

- Есть какая-то особенная реликвия, которая везде и всюду с вами?

- Я с собой везде вожу общецерковную святыню - чудотворный Югский образ Пресвятой владычицы Богородицы, она явилась в 1615 году в Печерском монастыре. В 20-х годах монахи взяли эту икону и пошли на ярмарку, там на них напали обновленцы, отобрали ее, и больше она в монастырь не вернулась. Монастырь вскоре был закрыт, духовенство репрессировано. Постройки были взорваны, это место ушло на дно Рыбинского водохранилища. Это целая трагедия, люди не хотели оттуда уходить. Но икона сохранилась, сначала обновленцы ее передавали из храма в храм, потом стали органы НКВД репрессировать и их, отправляли в места не столь отдаленные. Икона переходила уже из рук в руки у мирян. Когда я уехал на Дальний Восток, эту икону мне передали. Она в храмах не была с 20-х годов. Пока икона у меня, я ее храню, передать ее фактически некуда. Но если в планах понижение уровня Рыбинского водохранилища, если это место будет осушено и есть надежда, что монастырь восстановят, то икона вернется в свой родной дом. Сегодня она со мной в Ульяновске. Если будет восстребовано и народ захочет, то я с радостью ею поделюсь.

Сегодняшним вечером состоится первое Богослужение нового главы епархии Иосифа в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе. Митрополит пригласил всех журналистов на службу.

Дарья Косаринова

Видео и фото на главной - 73online.ru

Для справки:

Митрополиту Иосифу 65 лет. Он родился в подмосковном городе Кашира. Крещен во младенчестве. После окончания средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1979 году был пострижен в монашество с именем Иосиф в честь святого Иосифа Прекрасного. В 1983 году назначили благочинным церквей Серпуховского округа Московской епархии. В 1998-м – епископом Угличским, викарием Ярославской епархии.

В мае 2015 года назначен Преосвященным Курганским и Белозерским, главой Курганской митрополии, возведен Патриархом Кириллом в сан митрополита.