За год объем дистанционной розничной торговли в Ульяновской области вырос на миллиард рублей: на Ozon за полгода вышло порядка 80 предпринимателей региона, а на Wildberries — около тысячи. Это общероссийская тенденция, сформировавшаяся после наступления пандемии и вызванных ею локдаунов. Глава Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов рассказал 73online.ru, для чего регион инвестирует в вывод местного бизнеса на маркетплейсы, а ульяновские предприниматели поведали, чем хороши торговые онлайн-площадки, в чем сложность работы на них и почему возвращаться в офлайн невыгодно.

Электронная коммерция с приходом пандемии коронавируса начала набирать обороты стремительнее, чем раньше. Локдауны вынудили российских предпринимателей постепенно перебираться из офлайна на электронные платформы и реализовывать свою продукцию через маркетплейсы. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российский рынок онлайн-продаж в январе-феврале 2021 года увеличился на 44% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и достиг 431,3 млрд рублей. В АКИТ связывают такие показатели с ростом конкурентной активности и качества услуг российских компаний.

По информации Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области, доля дистанционной торговли в общем объёме оборота розничной торговли в регионе выросла почти на полмиллиарда рублей. В первом полугодии 2020 года показатель составил 1,3 млрд, а в 2021 году — 1,7 млрд рублей. Выросло и количество товаров ульяновских предпринимателей на полках ведущих электронных торговых площадок. В 2020 году 70 предпринимателей торговали на Ozon, в первом полугодии 2021 года — 153. С 253 до 1202 выросло число продавцов товаров на Wildberries.

Как рассказал глава Корпорации развития Руслан Гайнетдинов, регион стимулирует вывод местных производителей на онлайн-площадки спецпрограммой: в Корпорации помогают с сертификацией товара, разработкой товарного знака и бренда, упаковки и этикетки, с генерацией штрих-кодов. 120 предприятий, воспользовавшихся этой мерой поддержки, впервые вышли на онлайн-площадки и реализовали продукции на 100 млн рублей в этом году. Это увеличивает объем налоговых доходов региона. На помощь компаниям по программе регион потратил порядка 10 млн рублей, и на каждый затраченный рубль в бюджет должны вернуться 8 рублей.

— Если взять 100 млн рублей и порядка 20% налогов, то мы только с продаж должны заработать 20 млн рублей. Если брать показатели не за полгода, а за год, то в целом на Wildberries и Ozon наши предприятия наторговали на миллиард рублей больше, чем за предыдущий год. Миллиард! Сколько это налогов. Теперь мы в нашей экспортной программе задействуем международные площадки, такие как eBay и Amazon, — прокомментировал Гайнетдинов.

Предприниматели отмечают выгодность работы с электронными площадками — взаимодействовать с конечным потребителем на маркетплейсах обходится дешевле, чем B2B-сотрудничество через торговые сети в офлайн-формате.

Индивидуальный предприниматель Линда Егорова владеет собственной мебельной фабрикой по производству столов и стульев в стиле лофт, с мая этого года начала продавать их на маркетплейсе Wildberries под брендом Prostolloft. Сейчас с помощью Корпорации развития предпринимательства регистрирует второй бренд Prostulloft. Параллельно Егорова заключила договор с онлайн-площадкой "Первый гипермаркет мебели".

— Маркетплейсы гораздо выгоднее, ведь реализуя продукцию там, мы минуем бизнес в лице крупных торговых сетей и мебельных салонов, которые закладывают в цену себе от 40 до 100%. Поэтому либо потребителю товар достается дороже, либо предприниматель получает меньше прибыли. Маркетплейсы себе забирают в среднем 15-20%. Тем самым мы можем продавать конечному покупателю продукцию дешевле, — рассказывает собеседница.

Еще одним плюсом онлайн-площадок ульяновские предприниматели называют широту охвата — размещение на маркетплейсах позволяет представить свою продукцию жителям разных регионов и повысить шанс попасть в свою целевую аудиторию. Не нужно оплачивать работу менеджера, который будет искать клиентов по всей стране.

Как отмечают опрошенные 73online.ru предприниматели, большинство покупателей на маркетплейсах приходят из центральной части России. Однако, делятся производители, чтобы Wildberries предлагал товары жителям всей страны, необходимо отправлять продукцию на склады Казани и Москвы. К примеру, краснодарский склад охватывает только южную часть России. В Ульяновской области такого отгрузочного пункта нет.

Еще один ульяновский предприниматель, работающий в мебельном сегменте, Антон Первушкин вышел на маркетплейсы год назад. Он реализует продукцию шести поставщиков мебели — заключил дилерские контракты и представляет эти производства на Wildberries, Ozon и "Яндекс.Маркет" под брендом Toni.meb.

— Раньше я работал гендиректором мебельной фабрики, так что сегмент хорошо знаю. Конкуренция на маркетплейсах большая и с каждым днем увеличивается. Там могут один и тот же товар одного и того же бренда продавать 4-5 поставщиков. Естественно, конкурировать с одним и тем же товаром и одной и той же ценой тяжело. Но здесь, как и в любом бизнесе, выживает сильнейший — тот, кто лучше приспособился к площадке. На маркетплейсы заходят многие, но не все показывают хорошую прибыль. Это большая работа, ведь продает не маркетплейс, а ты сам, — считает Первушкин.

Ульяновские предприниматели говорят, что зарегистрироваться на маркетплейсе — дело несложное. Настоящие трудности начинаются после, когда нужно наладить процесс продаж, вести статистику и анализировать её, продумывать маркетинговую стратегию, чтобы выделяться среди бесконечного перечня товаров одной категории.

Предприниматель Алексей Ростовцев летом этого года вышел на площадку Ozon — продает зеленую гречку под брендом "Росток". По его мнению, маркетплейсы — хороший способ вывести свой продукт на всероссийский уровень, находятся покупатели даже из ближнего зарубежья. При этом, говорит Ростовцев, на крупных торговых онлайн-площадках нужно постоянно работать над маркетингом, иначе тебя задавят продукты самого же Ozon.

— Конкуренция очень серьезная, в каждом сегменте она своя, но, например, продуктов питания очень много, это факт. К тому же Ozon продает товары под собственным брендом, и они всегда предлагаются потребителю больше, да и по цене всегда более выгодные. Так что приходится конкурировать с самой же площадкой. Но даже с учетом этого, чтобы развиваться, предпринимателю никак без выхода на электронную коммерцию. Она открывает гораздо больше возможностей, чем сложностей, — считает собеседник.

Уже опытные предприниматели, работавшие в офлайне, сделали шаг в мир онлайн-торговли в период пандемии. Соучредитель сети салонов одежды для женщин Business Line Наталья Ланкова рассказала 73online.ru, что в период распространения коронавируса условия торговли резко изменились. Из-за закрытия салонов пришлось экстренно искать новые пути продаж, чтобы компания осталась на плаву. Наиболее разумным решением сочли выход на Wildberries.

— У маркетплейсов, как и у других направлений, есть ряд плюсов и минусов. И в определённых вопросах они действительно являются наиболее выгодным решением. Маркетплейсы вкладывают большее количество ресурсов в построение маркетинга, активно взаимодействуют с аудиторией и модернизируют сервис. Также немаленькие бюджеты инвестируются в рекламу и организацию удобных пунктов выдачи товаров. Всё это ведет к росту популярности площадки и увеличению потока клиентов. Предприниматель может быть спокоен и не волноваться о вопросах привлечения и обслуживания покупателей, а сосредоточиться на качестве продукции и расширении ассортимента, — объясняет Ланкова.

При этом она отмечает, что на данный момент всё-таки лидирует офлайн-сегмент, но не исключает, что в будущем показатели могут уравняться или даже кардинально измениться. При этом в компании заметили важную положительную тенденцию совмещения офлайн и онлайн-торговли: маркетплейсы повышают узнаваемость бренда. Увидев изделие на сайте, потребитель приходит за покупкой непосредственно в магазин, если ему так комфортнее. Ещё один неоспоримый плюс — это прямая обратная связь от потребителя производителю.

Сооснователь брендов бижутерии Light up и детских игрушек Fanzo.Toys Ольга Амирова в офлайне работать не стала изначально и продавала изделия через социальные сети, там же покупала рекламу. Последние два года реализует продукцию через Wildberries, Ozon и KazanExpress.

— Упор делаем именно на маркетплейсы, потому как через них идет почти весь трафик продаж. В сравнении с инстаграм-магазином на маркетплейсах можно раз в сто больше продавать. У нас оборот порядка 1,5-2 млн рублей в месяц сейчас. Больше всего продаж идет с Wildberries, а меньше всего — с KazanExpress. Вероятно, это связано с популярностью площадок для поиска товаров в конкретном сегменте, — рассказывает Ольга Амирова.

Несмотря на все преимущества онлайн-торговли, предприниматели сходятся во мнении, что офлайн-рынок имеет слишком большие обороты, чтобы серьезно пострадать, даже учитывая пандемию. Электронная коммерция быстро развивается и растет, но обогнать офлайн-сегмент пока невозможно.

— Если взять всю торговлю в регионе, товарооборот оптовый и розничный составляет порядка 350 млрд рублей. Дистанционная торговля из этого — всего 1-2%. Поэтому говорить о полном переходе торговли в онлайн даже в связи с пандемийными ограничениями невозможно. Спрос на онлайн-торговлю растет, в целом это направление будет продолжать расти, но в ближайшее время о кардинальном замещении одного рынка другим говорить не приходится, — считает Руслан Гайнетдинов.