Непросто, ой как непросто быть сегодня политиком в России. Особенно региональным. Вот представьте, занимаетесь вы каким-нибудь делом, допустим, водите самосвал, а вас в одночасье лишают предмета труда – возить нечего и некому. Так получилось. И каждое утро вы идете на работу, осматриваете машину, но после никуда не едете. И так день за днем. Нет, зарплату платят, но с каждой такой «рабочей» сменой становится все неуютнее. Понимаешь: рано или поздно начальство задумается, а нужен ли им такой дорогостоящий балласт. И начинаешь лихорадочно искать, как бы покопошиться полезно у него на глазах.

Что делать, если ругаться нельзя

Представили? Вот примерно так же, как этот шофер, сегодня чувствуют себя многие наши политики. Вот как здорово было раньше! Покричали друг на друга, кого надо обличили, пресс-релизы согласовали, пост в соцсети сделали – все при деле. А сейчас что? Ругаться категорически не с кем, не о чем и вредно – курс на политическое единство, взятый после назначения Русских руководителем региона, после начала СВО максимально укрепился и стал абсолютно безальтернативным. Со значимым законотворчеством объективные проблемы – все сколько-нибудь важные документы принимаются централизованно, ответственность и пиар-сливки вертикаль оставляет себе. И как нашим политическим работягам показывать свою полезность? Волнуются они и очень переживают. Ждут.

Критический энтузиазм

И дождались – вдруг стало можно критиковать отдельное начальство за неудачи в мобилизации и военных за отступление на фронтах. Нет, безусловно, и то и другое в принципе плохо и печально, но с цинично-профессиональной стороны прям отлично – наконец-то, снова при деле! Это как долго не оперировавший хирург радуется не тому, что у пациента язва желудка открылась, а возможности применить свое мастерство. Поэтому не будем сильно ругать особо ретивые персоны за чрезмерный энтузиазм, с которым они внезапно обрушились на военкомов и чиновников. Во-первых, критика действительно нужна, пусть даже не совсем органичная и в строго очерченных рамках. Если хоть одному мобилизованному станет легче в результате, то уже не зря. Во-вторых, людей можно понять – соскучились по работе. Другое дело, что если сказал А, то придется говорить и Б, а потом В и Д. Главное качество для любого политика – последовательность. Если однажды взял на себя смелость обличать и критиковать, придется проявлять ее постоянно и по самым различным поводам. В том числе и федерального уровня. В том числе и очень неудобных. В том числе и лично для себя.

Непраздный вопрос

Еще одна замечательная возможность проявить себя, которой воспользовались многие отечественные политические и общественные деятели (в том числе и ульяновские) – громкая дискуссия по поводу трат на новогодние праздники во время специальной военной операции. Вопрос действительно сложный, сродни «Можно ли улыбаться на похоронах и смеяться в палате тяжелобольного?». Однозначного ответа на такие нет и быть не может, тут все зависит от контекста, окружения и миллиона нюансов. И совершенно неуместно провозглашать свое мнение единственно правильным в максимально категоричной форме. Уж если в современных трендах принцип «Давайте разговаривать, обсуждать и советоваться друг с другом», то, может быть, именно так и сделать? Выслушать все аргументы, не пытаясь заклеймить носителей другой точки зрения как безответственных и малодушных. Действительно, с подобными вызовами наше общество еще никогда не сталкивалось, многое необходимо менять, в первую очередь отношение ко всему происходящему – но что именно и как? Вообще ничего и никак не праздновать или только Новый год? А Путину и губернаторам выступать с новогодними поздравлениями или нет? Прекращать работу торгово-развлекательных центров или пока пусть торгуют и развлекаются? И так далее, и тому подобное. А еще не лишним будет подумать о том, как подобные ограничения скажутся на моральном состоянии людей и как это, в свою очередь, повлияет на их жизненный тонус, на производительность труда. Что сказать деткам, которые так ждут Новогодья? А ведь среди них есть дочери и сыновья тех, которые сейчас на фронте. В этих семьях уровень тревоги и так зашкаливает – добавим? И начать этот сложный разговор нужно с того, что Новый год нам точно не враг. Потому что враги у нас другие.

Соревнования в патриотизме

Это не про то, чтобы все оставить как было – все УЖЕ не как было. И это не риторические вопросы, ответы на них обязательно нужно искать. Но именно искать, а не устраивать публичные выволочки. Партия власти в России много лет отвечала на обвинения в конформизме примерно так: «Мы одна команда, острые вопросы решаем во внутренней дискуссии, выступаем со взвешенным и консолидированным мнением». Конечно, далеко не всегда все происходило именно так. Но именно сейчас такой подход был бы очень кстати. Неужели ульяновское единороссовское руководство перестало быть в широком смысле слова одной командой с муниципальными управленцами? В принципе, сегодня все мы, жители России – одна большая команда. Самое время эту тему серьезно и глубоко разобрать между собой, взвесить все за и против, сформулировать общую позицию. А эффект от подобных громких заявлений, кроме личного пиара – дополнительная невротизация людей. А еще – ложное и очень вредное ощущение того, что в чиновничьих кабинетах сидят недостаточно патриотичные люди. А это точно не так. Да и не время соревноваться в патриотизме, ой не время.

Андрей Арсентьев