В компании «Соллерс» — кадровые перестановки, причем сразу во всех ключевых активах, крупнейшим из которых является УАЗ. С 1 февраля гендиректором предприятия назначен опытный управленец из команды председателя Совета директоров ПАО «Соллерс» Адиля Ширинова, уроженец Самарской области и многодетный отец 45-летний Алексей Спирин.
Это назначение вряд ли можно назвать неожиданным, ведь Спирин руководит операционной деятельностью УАЗ с 2019 года в должности исполнительного директора. Как пояснили редакции на автозаводе, с 1 февраля, после назначения Спирина гендиректором, прежняя его должность в организационной структуре ликвидируется.
Председатель Совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов в свою очередь отмечает, что состоявшаяся кадровая ротация отражает уже сложившуюся за 2022 год структуру управления, в которой операционные руководители автозаводов приняли на себя всю полноту полномочий по обеспечению текущей деятельности, а Совет директоров и менеджмент «Соллерс» сосредоточились на вопросах стратегии, развития продуктовой линейки, формирования новых партнерств в области производства автомобилей и компонентной базы, а также на вопросах подготовки и реализации инвестиционной программы всей группы.
— Молодое поколение производственных управленцев, которое возглавило наши предприятия, уже в полной мере проявило свою способность эффективно управлять операционными процессами в условиях сложнейших вызовов, с которыми мы столкнулись в минувшем году. Принятые изменения организационной структуры позволят нам лучше распределить ресурсы внутри группы «Соллерс» для одновременного наращивания производственной программы, проработки и запуска новых проектов и более быстрого движения к нашим стратегическим целям, — пояснил Ширинов.
Известно, что ранее Спирин возглавлял завод «Форд Соллерс» в Набережных Челнах, а с 2019 года занял пост исполнительного директора УАЗа и фактически руководит производственной площадкой уже четыре года.
Мы связались с новым руководителем и попросили рассказать о себе поподробнее.
— Известно, что вы родились не в нашем регионе. Из какого города вы приехали? Ваша семья на данный момент проживает в Ульяновске?
— Я родился в 1977 году в Тольятти. Мой отец родом из Ульяновской области, мама — из Тетюшского района Республики Татарстан. Родители приехали работать на Волжский автозавод. Это определило мою профессиональную судьбу. В Ульяновске со мной вся семья, мы давно переехали сюда. В ноябре прошлого года у нас было пополнение чудесной девочкой, для которой наш город теперь — малая родина (в семье Спириных пять детей — прим.).
— На каких проектах вы еще работали? Расскажите о вашем карьерном пути.
— В 1999 году я окончил политехнический институт по специальности «Автомобилестроение». Как и мой отец, пошел работать мастером на Волжский автозавод, попав в механосборочное производство. Этот опыт в короткий срок научил быть требовательным к себе, быстро реагировать на любые сложности. Готовым узлом, над которым трудилось более 800 человек для подачи на конвейер, был передний привод автомобиля в сборе.
В 2004-м году я решил «оглядеться», и сразу же получил предложение от компании BASF поучаствовать в проекте запуска завода «Автофрамос-Рено» с практикой в Германии. Работал по профессии инженер-роботист по нанесению лакокрасочного покрытия. Поскольку я достаточно неплохо знал немецкий язык, меня сразу взяли. Запуск нового завода (а это были именно новые цеха с новым оборудованием с «нуля») — это всегда яркие, запоминающиеся события со своими победами и ошибками.
Важный опыт дали французские специалисты и менеджеры компании «Рено», которые принесли на завод свою производственную систему общепринятого европейского стандарта.
С 2007 года уже на позиции менеджера я работал в Санкт-Петербурге в компании «Тойота» — это был новый завод со своим управленческим и технологическим колоритом в японском стиле, традициями и, конечно же, 14-ю принципами «Toyota Way».
— Как долго вы работаете с Адилем Шириновым? Были ли вы знакомы до вашего назначения на Ульяновский автозавод?
— 2008 год был важным, можно сказать поворотным, в моей карьере. Из компаний — мировых лидеров, гуру автопрома, я перешел в малоизвестную мне на тот момент компанию «Соллерс». Или это был какой-то знак свыше, или я уже не мог жить без этого драйва и динамики развертывающегося производства. Однако после непродолжительного собеседования в отделе кадров, я был согласен приступить к работе на новом месте уже через неделю. Не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Татарстане, на новом заводе совместного с «Фиат» предприятия по производству легкого коммерческого транспорта. Там я и познакомился с Адилем Шамильевичем Шириновым — на тот момент гендиректором завода. Несмотря на мой опыт работы, мне еще многому предстояло научиться. Завод запускался буквально в поле (хотя и на территории особой экономической зоны), во вверенном мне цехе окраски кузовов был значительный дефицит персонала. С этим предстояло разобраться и отладить технологию.
2011 год — реорганизация в совместное предприятие «Форд-Соллерс» в Елабуге и назначение директором по производству, освоение технологии крупноузловой сборки автомобилей. Подготовка и запуск производства по полному циклу и последовательно за 1,5 года запуск модельного ряда — Explorer, Kuga, Transit.
В 2015 году был назначен исполнительным директором завода «Форд-Соллерс» в Набережных Челнах. Опять новый старт и развертывание серийного производства моделей Fiesta, Ecosport. Здесь получил более глубокое и широкое понимание принципов работы производственной системы, четкое убеждение в важности внимания к людям, а не к «человеческому ресурсу», глубокое погружение в экономику производства. Целью было не только качество и количество штук, а получение прибыли и увеличение маржинального дохода с каждого автомобиля.
Во время совместной работы с «Форд» были командировки по обучению на передовые производства. Например, в Мексику, где сварщики работали в белых рубашках с длинными рукавами. Возможно, это была показная демонстрация, но тогда она сработала и впечатлила.
К сожалению, у «Форд» в России бизнес не сложился по ряду известных причин, и в 2019 году я заступил в должность исполнительного директора УАЗа. С одной стороны, завод по духу близок к моему старту — АвтоВАЗу. То есть они очень похожи по коллективу, технологии, многим подходам к работе. С другой — здесь уже требовалось дальнейшее развитие производственной системы и «шлифование» тех современных стандартов, которые были внедрены.
Здесь приходит значительный опыт, и связан он с технологиями более глубокого производства. То есть, помимо сварки, окраски, сборки, спецавтомобилей, есть прессовый цех, металлургия, своя кузница, производство автокомпонентов. Потребовался более широкий уровень знаний. Коллектив — в разы больше, чем, например, на Елабужском и Челнинском заводах вместе взятых. Здесь очень важно понимать макроэкономику завода, его влияние на бизнес компании в целом.
— Расскажите о планах УАЗа на 2023 год. Какие задачи ставите перед собой?
— Мы продолжаем стратегию концентрации автомобильного производства в так называемом «красном квадрате». Это оптимальный периметр, где сосредоточены сварка, окраска, сборка, штамповочное производство. Механосборочное и литейное производства, кузница и сварка рам — выделенный бизнес, что позволяет им более гибко работать на рынке. А УАЗ концентрирует свои усилия на автомобильном производстве.
Если говорить по цифрам на 2023 год, то они превышают предыдущий. Несмотря на то, что в прошлом году мы произвели более 35 тыс. автомобилей, планируем увеличивать объемы. Мы продолжим локализацию и обеспечение технологической независимости. В среднесрочной перспективе работаем над вопросом возвращения гидроагрегата управления АБС с системой курсовой устойчивости, а также подушек безопасности. Планируем вернуть их к концу 2023 — началу 2024 года. Сейчас ведется проработка и подготовка с нашими партнерами испытания автомобилей.
В части персонала продолжим набор и обучение кадров. Также планируем повышать заработную плату. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех, кто видит свое развитие на стабильном предприятии, у нас значительная потребность в кадрах.
— Планируете ли отказываться от каких-либо продуктов?
— На данный момент таких планов нет. Это нерационально, пока есть спрос.
— Появятся ли какие-либо новые? Выпуск каких автомобилей планируете увеличить?
— Да, конечно. Стоять на месте — значит, уступить свое место другому автопроизводителю. Планируем увеличить выпуск всех автомобилей.
— В автомобильной отрасли вы работаете давно (23 года — прим.). Что вы лично думаете о дальнейшем развитии автомобильного рынка в России?
— Ближайшие годы будет непросто. Но в перспективе — рост, как по качеству, так и по количеству. И предпосылки к этому есть. Это и поддержка развития автокомпонентных производств со стороны Правительства РФ, и объединение усилий автопроизводителей.
— Расскажите о своих увлечениях. Чем занимаетесь в свободное время?
— С удовольствием играю в волейбол, теннис. Также стараюсь регулярно ходить в спортзал. В летнее время — это пробежки на улице. Провожу время с детьми. У нас всегда большие планы на выходные. Дети также проявляют интерес к моему делу. Дома есть коллекция мини-автомобилей с тех заводов, где я работал.
— Какая музыка вам нравится? Есть любимая группа или исполнитель?
— Скорее, рок. С удовольствием слушаю «Арию», «Король и Шут», GNR. С детства очень уважаю группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Металлика», «Нирвана».
— Какая книга вам больше всего запомнилась? Есть ли время на чтение?
— Читаю в смартфоне, когда есть минутка, в основном новости, но с детства люблю классическую русскую прозу, историческую литературу. Книга, которую прочитал в 10 лет и запомнил на всю жизнь — «Порт-Артур» Александра Степанова. Досталась от деда. Она была сильно потертая, с переклеенным широкой изолентой корешком.
— На каком автомобиле передвигаетесь? На модели УАЗа или авто другой компании?
— Конечно, УАЗ. Эксплуатирую модель «УАЗ-Пикап». С этим у меня строго. Менеджер должен знать свой продукт. И никаких водителей, только сам, включая межгород. Когда мы запустили на конвейер «Пикап» с АКПП, я взял один из первых тестовых экземпляров. Два года он был у меня на испытаниях, и я лично писал в первый год регулярные отчеты в службу качества. В семье также есть «Форд».
— Теперь к вам будет повышенное внимание со стороны общественности, журналистов. Готовы ли вы стать публичной фигурой?
— Я отношусь к этому, как к новому фронту задач, которые несколько шире, чем были ранее. Для руководителя первоочередными задачами все же должны оставаться эффективность и развитие производства, трудовой коллектив и будущее предприятия. Да, без некоторой, пусть и внутренней публичности здесь не обойтись, но слышать коллектив, потребителей продукции и всю социальную среду — это то, без чего ни один руководитель не может состояться.
Фото: пресс-служба УАЗа