Петербуржец Андрей Данилов работает худруком Ульяновского государственного академического симфонического оркестра чуть больше месяца. На этом посту он сменил итальянца Фабио Мастранджело. Данилов — дирижер, работавший со многими именитыми коллективами — Национальным филармоническим оркестром России, оркестром RTE (Дублин) и Южной Ютландии (Сондерборг, Дания), театрами Европы — мадридским Театро Реал и Баден-Баденским фестивальным театром. Он лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска». В интервью 73online Андрей Ефимович не раз подчеркнул, что сегодня для него УГАСО на первом месте, он душой и сердцем с нашим оркестром. Такой подход подкупает: хочется надеяться, что коллектив получит новый толчок для развития, а не тему для очередных «скандалов, интриг, расследований».

— Андрей Ефимович, прошел месяц с того дня, как Вас официально представили худруком Ульяновского симфонического оркестра. Расскажите, какие эмоции, чувства, ощущения Вы испытали за это время? Изменилось ли что-то?

— Я очень много слышал об Ульяновском симфоническом оркестре до нашей первой встречи, хорошо представлял его высокий уровень. Но, конечно, когда ты сам выходишь за пульт, общаешься с музыкантами, у тебя возникают совершенно другие эмоции. За этот месяц я достаточно хорошо узнал музыкантов как с профессиональной точки зрения, так и в личностном плане. Оркестр — очень богатый организм, который состоит из различных характеров, людей талантливых и во многом непростых, со своими особенностями. Эти нюансы можно уловить, почувствовать только в процессе работы.

— Оцените наш оркестр взглядом профессионала высочайшего класса.

— У коллектива большой потенциал. На сегодняшний день мое впечатление от работы с оркестром самые позитивное. Но, думаю, это не последняя отправная точка, когда можно сказать: теперь я знаю о коллективе все. С каждым новым концертом мы будем узнавать друг о друге больше. И музыканты, поняв мой метод работы, манеру дирижирования тоже смогут раскрыться по-новому, эмоционально полнее.

Никто не может сказать: вот это уровень данного коллектива. И с уже имеющимся составом музыкантов можно достичь новых высот.

— В целом, насколько сильно отличаются провинциальные коллективы от столичных? Чувствуете ли разницу в публике?

— Я никогда не делил оркестры на провинциальные и столичные. Для меня Ульяновский симфонический не является провинциальным. Я много лет работаю в крупных городах России, не только в Санкт-Петербурге и Москве, — в Новосибирске, Перми, Самаре, где тоже замечательные коллективы. В Ульяновске работают музыканты высокого класса, многие из которых закончили консерваторию и высшие учебные заведения в столицах.

Что касается ульяновского слушателя, то у меня было пока только несколько встреч на концертах. Мне кажется, публика здесь теплая, благодарная.

— Оркестр — это огромный коллектив, в котором работают творческие (и, возможно, сложные) люди. Так ли это? В чем Ваш секрет выстраивания отношений с музыкантами? Бывают ли конфликтные ситуации, как Вы из них выходите?

— Секрет взаимоотношений с музыкантами — сделать так, чтобы они сами захотели работать с отдачей, не из-под палки, а с собственным отношением. Нельзя людей заставить, сказать: вы сейчас должны работать по-новому. Они должны прочувствовать, в чем состоит цель, какие творческие задачи ставит дирижер. Если это интересно, увлекает, они сами проявят максимум своих возможностей.

Конечно, никаких конфликтных ситуаций не должно возникать. Но оркестр — сложный организм, всегда есть моменты, когда видение процесса у дирижера и отдельных личностей может не совпадать. Это нормально. Нужно всегда эти ситуации разрешать самым деликатным способом, выстраивать отношения в доверительной, уважительной прогрессии.

И в то же время, музыканты должны понимать, что они находятся на интересной, творческой, но работе, где руководитель вправе требовать высокого уровня ответственности и высокого качества.

— Вы уже заявляли, что будут созданы небольшие камерные оркестры и ансамбли, чтобы артисты могли реализовываться — многие из них хотят играть соло. Расскажите об этом подробнее. Не идет ли это во вред основной работе?

— В этом сезоне мы создаем на базе симфонического оркестра камерный струнный оркестр. Мне кажется, это очень важное событие. Струнная группа является основой любого оркестра. Внутри нее нужно налаживать ансамблевые связи. И это очень удобно и правильно делать на репетициях камерного струнного оркестра. Именно для такого коллектива написано огромное количество прекрасной музыки, которую я мечтаю исполнить в наших программах.

В камерном оркестре будет молодежная команда, это дополнительный шанс попробовать себя в качестве лидеров групп, солистов. Я всячески поддерживаю эти намерения и планирую провести полноценный концерт, где целиком вся программа будет составлена из произведений, солистами в которых будут выступать артисты оркестра. Когда музыкант готовит сольную программу, он занимается больше, совершенствуется. Это все идет на пользу работе симфонического оркестра.

— Актеры — суеверные люди, а дирижеры? Есть ли у Вас свои приметы, касающиеся выхода на сцену, работы? Есть ли талисманы, ритуалы, традиции?

Не могу сказать за всех дирижеров, но я не суеверный человек, я верующий. Нет никаких специальных примет или ритуалов. Для меня главный залог успеха на концерте, когда репетиции проведены профессионально, а оркестр точно знает, чего дирижер от него хочет. И тогда во время выступления можно позволить себе некую свободу, импровизационность. Никакими талисманами и ритуалами этому не поможешь.

— Какой из коллективов, с которыми Вы работали, запомнился больше всего?

— На данный момент все мысли и чувства связывают меня с Ульяновским симфоническим оркестром. Это не значит, что я не выступаю с другими музыкантами — как приглашенный дирижер я работаю и в Москве, и в Петербурге, продолжаю сотрудничать с Самарским оперным театром. Но самое важное, что происходит в моей жизни сейчас, — здесь, в Ульяновске.

— Какие у Вас творческие планы?

— В этом году мы делаем акцент на праздновании 150-летия Сергея Рахманинова. Весь сезон посвящен этому событию: мы исполним почти все произведения великого русского композитора. Кульминацией сезона, как и раньше, станет фестиваль «Мир, Эпоха, Имена» — мы постарались собрать самые яркие программы, представим концертное исполнение оперы Рахманинова «Алеко».

Есть амбициозные планы по исполнению произведений, никогда не исполнявшихся в Ульяновске. Главное желание и стремление получить, наконец, Большой зал Ленинского мемориала и зал камерной органной музыки. Думаю, через полтора года это случится, и это станет настоящим праздником для всех.

— Что для Вас главное при подборе репертуара?

— Есть два аспекта. Первый — это вкусы и запросы публики, чаще связанные с желанием услышать популярные произведения, а второй — желание исполнить что-то очень важное для нас, музыкантов. Мы не можем сосредоточить внимание только на часто исполняемых произведениях. Наша миссия в том, чтобы дарить людям встречи с музыкой, которую они раньше не слышали. Я хочу, чтобы в репертуаре оркестра были представлены все эпохи: старинная музыка, музыка венских классиков, романтическая музыка 19 века. Важно, чтобы мы исполняли музыку наших современников. В дальнейшем я планирую премьеры — у меня есть друзья-композиторы. Я хочу, чтобы они написали что-то специально для нашего оркестра. Все это только обогатит коллектив, даст дополнительный стимул для развития.

Оркестру должно быть интересно работать — для этого мы исполняем сложные амбициозные произведения, требующие большой самоотдачи. На них мы растем.

— Сможете ли вы, благодаря богатым связям, привезти в Ульяновск звезд, которые могли бы посотрудничать с оркестром?

— Да, в этом сезоне в Ульяновске будет созвездие великолепных солистов, лауреатов конкурсов Чайковского и Рахманинова. Они с большим интересом относятся к сотрудничеству с нашим оркестром — мне не пришлось их уговаривать, все моментально согласились. Это молодые пианисты, лауреаты многих конкурсов Ева Геворгян, Александр Ключко; именитые пианисты — Борис Березовский, Филипп Копачевский; виолончелист Сергей Антонов, скрипач Гайк Казязян.

— Каков ваш обычный день?

— Он включает в себя репетицию с оркестром — она начинается в 10 утра и длится до 14.00. После небольшого перерыва, помимо обязанностей худрука, которые включают встречи, решения текущих вопросов, я занимаюсь индивидуально сам. Изучаю новые партитуры, которые собираюсь исполнять в ближайшее время. Так что практически весь мой день занят общением с музыкальными произведениями. Стараюсь находить время для отдыха, чаще он активный: гуляю или хожу в бассейн.

— Где набираетесь сил?

— Иногда прогулка на природе дает много силы и энергии. Иногда хороший фильм, который я смотрю дома, или концерт какого-то исполнителя.

— Каким Вы увидели Ульяновск в первый раз? Изменилось ли впечатление сегодня?

— Ульяновск мне очень понравился, можно сказать, что это любовь с первого взгляда. Но в силу своей занятости я пока не видел многого, в основном гулял по центру. Мне очень приятно было отметить, что сохранилось немало исторических зданий. Ты ощущаешь связь времен, это очень важно, чтобы у города была аура.

Две вещи, которые меня поразили — это совпадение. Ульяновск назван в честь Владимира Ульянова-Ленина, а я петербуржец, родился и вырос в городе, который тоже носил в свое время имя Ленина. Эта взаимосвязь незримо существует. Санкт-Петербург и Ульяновск по-своему интеллигентные города, для меня это очень важно.

— Есть ли в Ульяновске место, которое особенно нравится?

— Безусловно, вид на Волгу с высоких берегов и центр города, который я успел изучить.

— Какие у вас увлечения?

Помимо музыки я с большим удовольствием хожу в драматические театры. Стараюсь много читать, люблю кинематограф и живопись. Также всегда любил спортивные занятия: когда-то играл в футбол, сейчас занимаюсь плаванием.

— Какими тремя словами вы бы себя охарактеризовали?

— О себе говорить очень тяжело, пусть это лучше делают другие. Но если говорить о самом важном лично для меня, то это увлеченность, заряженность и доброжелательность.

— Какая у вас творческая мечта?

— Есть большое количество произведений, которые я не исполнял никогда в жизни — для больших составов и оркестра, и хора, солистов. Это симфония Густава Малера, оперы Вагнера. Что-то из этогобудет воплощено именно в Ульяновске. Но главная моя творческая мечта — чтобы с каждым нашим концертом слушателей в зале было больше и больше, чтобы об оркестре узнали в других городах России, услышали бы его.

— Ваш жизненный девиз?

— Идти вперед и никогда не сдаваться.

— Дирижеры шутят?

— Дирижер должен обладать чувством юмора. В работе с оркестром важно удачно пошутить, разрядить ситуацию. Я очень люблю хорошие остроумные анекдоты и шутки, даже в работе с серьезным академическим коллективом допускаю и то, и другое.

— Если не дирижер, то кто?

— Сложный вопрос. Я занимаюсь музыкой с пяти, а дирижированием — с 13 лет. Почти непредставляю себя никем, кроме дирижера. Если же пофантазировать, то, возможно, я бы мог заниматься чем-то связанным с искусством. Точно не вижу у себя способностей к точным наукам, математике.

Виктория Чернышева