В марте на одном из ключевых транспортных предприятий региона ПАТП-1 сменился руководитель — вместо Михаила Рожкова должность занял московский топ-менеджер Кирилл Жуков. Новый директор рассказал 73online.ru о настоящем и будущем ПАТП-1: текущей крыше и утекающих кадрах, долгах перед перевозчиками и допросе, на который попал сразу после выхода на работу. По словам Жукова, в планах у предприятия увеличить выручку, отказаться от региональных субсидий и купить 150 новых автобусов.

— О вас практически ничего неизвестно, в открытых источниках лишь информация о том, что вы приехали из Москвы и якобы являетесь протеже бизнесмена Сергея Полбина. Расскажите о себе и своем предыдущем опыте работы.

— На протяжении 25 лет я руководил крупными отраслевыми предприятиями в различных регионах России, в основном топливно-энергетического комплекса. Последнее место работы — первый заместитель генерального директора в АО «ТЭК Мосэнерго». С Полбиным я знаком, но не более того. Точно так же, как и со многими другими бизнесменами в Ульяновской области и других регионах — Самарской области, Татарстане, Башкирии. С бывшими и нынешними руководителями многих субъектов также поддерживаю отношения. У меня довольно обширные связи.

— То есть транспортная сфера для вас вновинку?

— Не совсем так. Именно в пассажирских перевозках не работал, но так как я был замдиректора в одной из крупнейших российских нефтесервисных компаний, в моем подчинении находился в том числе и транспортный блок — это порядка 1,5 тысячи единиц подвижного состава.

— Кто вам предложил возглавить ульяновское предприятие?

— Предложение поступило от руководства Ульяновской области. Конкретизировать имя я бы не хотел, это было бы некорректно. Скажу только, что у меня есть доверие к этим людям, поэтому согласился. Меня попросили вывести предприятие из того тяжелого финансового положения, в котором оно оказалось. Мне интересна антикризисная работа, для меня она не нова.

— Что вы сделали в первую очередь, придя в ПАТП?

— Собрал сотрудников, познакомился, повесил для всех листок со своим именем и номером телефона, чтобы каждый мог ко мне обратиться в случае необходимости. Это простые, но важные вещи.

— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние предприятия и его финансовые показатели? По вашему мнению, что мешало улучшить ситуацию?

— Состояние — тяжелое, но стабильное, с потенциалом к восстановлению! Кредиторская задолженность предприятия была порядка 20 млн, за полгода моей работы удалось сократить ее на 5 млн. Это долги ПАТП-2, но так как мы одна компания, нагрузка ложится на все предприятие. С каждого проданного билета наши автовокзалы берут комиссию в 20%, а остальные 80% предприятие должно заплатить перевозчикам, которые пользуются этим автовокзалом и забирают отсюда пассажиров. А эти деньги не платились.

Я бы вам рассказал о доходности, но ее, по сути, нет, ПАТП-1 работает в убыток и полностью зависит от субсидий. Ежегодно выделяется порядка 100 млн рублей — 90% из регионального бюджета, остальное из городского. Но стоит сказать, что налогами мы возвращаем порядка половины, мы же полностью «белая» компания.

ПАТП-1 обслуживает в основном нерентабельные маршруты, за которые не берутся частники. Также были проблемы с кадровым составом — катастрофически не хватало водителей из-за низких зарплат. Это в целом отраслевая проблема.

Состояние объектов предприятия тоже плачевное — в ремонтном отделе текла крыша, стояло целое озеро. В таких условиях работать людям было тяжело. За последние 15 лет в ремонт будто бы не вкладывалось ни рубля. Сейчас мы приводим в порядок все кровли, готовимся к зиме. Окна в здании меняем — они деревянные, люди мерзнут. Уровень оплаты труда тоже влияет на эффективность работы, зарплаты у слесарей были и по 13 тысяч рублей. Как нанять дополнительных людей на такие деньги?

— Какую финансовую модель вы сегодня выбрали, как будете решать накопившиеся проблемы? Кстати, что можете сказать о работе предыдущего руководителя Михаила Рожкова?

— Предшественника я оценивать не буду — о прежнем руководстве либо хорошо, либо никак. Все-таки это госпредприятие, и объективную оценку может дать руководство региона, а также совет директоров, которым я также подчиняюсь.

Из основных планов — в ближайшие три года мы планируем вообще отказаться от бюджетного финансирования. Но для этого, конечно, нужны изменения в транспортной системе Ульяновска — в городе много дублирующих маршрутов. Сейчас важная цель — погасить долги перед кредиторами, увеличивать выручку на обслуживаемых маршрутах. В ПАТП-2 мы перешли на терминальную продажу билетов на автовокзалах. В ПАТП-1 на городских перевозках совместно с МКУ «Организатор пассажирских перевозок» запустили контрольно-ревизионную службу для выявления безбилетников и отслеживания пассажиропотока и чистой выручки. Отремонтировали и запустили на линию автобусы, которые ранее были на простое. От этого также растет выручка. За это время она выросла в два раза.

Также ищем новых водителей — сейчас работают 90 человек, нам нужно еще 40. Мы повысили зарплату до 55 тысяч рублей, и к нам на работу пришли устраиваться семь человек. Думаю, что люди получат первую зарплату по итогам августа и это разойдется сарафанным радио по городу. Ввели премии для работников за привлечение новых водителей.

Открыли на базе предприятия пункт технического осмотра для авто, который был закрыт из-за отсутствия аккредитации в Российском союзе автостраховщиков. Мы ее получили, здесь находятся представители ГИБДД, так что теперь к нам приезжают за техобслуживанием. Это тоже дополнительный заработок, к тому же мы проводим техосмотр своих автобусов.

Каждая копейка, которая появляется, остается здесь и вкладывается в нужды организации. Это самый важный момент в любой финансовой модели.

— Еще при вашем предшественнике заявлялось об увольнениях сотрудников из-за тяжелой финансовой ситуации, а спустя полгода руководства вы уже строите грандиозные планы. Как возможна такая резкая перемена?

— Я не могу объяснить, в чем была проблема раньше. Трудности есть и сейчас, сразу и полностью их не решить. Но мы направили все ресурсы, чтобы не допустить срывов рейсов, чтобы предприятие больше зарабатывало — и пока это удается. Отсюда и улучшения, и планы. Срывы происходили не только из-за нехватки водителей, а еще из-за поломок. Автобусы вовремя не проходили ТО, ремонты и так далее. У некоторых был перепробег на 80 тысяч километров, не менялось ни масло, ни запчасти. Ехать нужно, а на чем?

— Премьер Владимир Разумков сообщал, что 20 мая состоялось заседание рабочей группы по оказанию методической помощи муниципальным и областным предприятиям в сложной ситуации, в том числе ПАТП-1. Можете рассказать, что это была за помощь?

— Это было рабочее заседание, обсуждались проблемы предприятия. По итогам мне поручили подготовить бизнес-план по оздоровлению организации. Я уже представил все материалы губернатору Алексею Русских и Владимиру Разумкову, они одобрили мою стратегию. В целом в ней были как раз все те планы, цели и способы их достижения, что я вам перечислил ранее, они уже применяются на предприятии.

— Автовокзалы сейчас находятся в плачевном состоянии. Есть ли планы у ПАТП-1 на участие в их ремонте?

— Конечно, все 17 автовокзалов и автостанций в регионе — это имущество предприятия. Мы уже ведем ремонт. Начали с автостанции в Старой Кулатке, также снова вводим в работу станцию в Тереньге, которая была закрыта 3,5 года из-за отсутствия теплого туалета. Это было решение суда, а оно не выполнялось, завели уголовное дело. Я пришел на работу и попал на допрос. Почему за все это время нельзя было сделать то, что предписал суд? Не знаю. Но мы начинаем строить туалет на этой неделе.

В планах заняться Центральным вокзалом в Ульяновске, но полноценный ремонт и реконструкция требуют серьезных финансовых вложений, пока у нас нет таких денег, их еще нужно заработать. Пока мы занимаемся текущими работами — чиним кровлю, покрасили перрон.

— Сколько маршрутов сейчас обслуживает ПАТП-1? Сколько автобусов в автопарке и какой вместимости? Этого достаточно для работы по новым контрактам?

— Мы обслуживаем 10 городских маршрутов, в этом году выиграли контракт на маршруты №4 и 28. На балансе у нас 117 автобусов средней вместимости, малой вместимости транспорта нет в принципе. В рейс ежедневно выходит порядка 50 автобусов. В целом технические ресурсы для работы у нас есть, побольше бы человеческих.

— Вы заявили о намерении приобрести 150 новых автобусов средней вместимости. Как именно они будут закупаться? Сколько потребуется финансовых вложений? Как вы считаете, они окупятся?

— Считаю, что необходимо увеличивать долю ПАТП-1 на рынке пассажирских перевозок, а для этого нужны новые автобусы. Об этом я также заявлял руководству региона, и механизмы приобретения этих автобусов пока находятся на рассмотрении — пытаемся выбрать оптимальный с точки зрения затрат. Если это будет лизинг, то хотелось бы, чтобы он был на минимальном проценте. С поддержкой региона может быть и под нулевой процент. Также можно остановиться на аренде, например. Так что точно о затратах сказать сложно, пока не определились со способом приобретения. Но если вас в целом интересуют цифры, то 150 SIMAZов будут стоить порядка 1,5 млрд рублей. Окупятся ли они? При той работе на увеличение выручки, которую мы сейчас ведем, да.

— На первой пресс-конференции по реформе общественного транспорта вы довольно пространно отвечали на вопросы, в том числе и про закупку автобусов.

— У меня с детства страх публичных выступлений, мне это в принципе тяжело дается. Ранее я мало имел такого опыта. Вообще я человек контактный, но не публичный, не люблю все это. Но, видимо, придется над собой работать.

— За полгода вы уже успели познакомиться с депутатским корпусом? В ЗСО критически отнеслись к новости о вашем появлении.

— Я взаимодействую со всеми уровнями депутатских корпусов. На днях на предприятие заходил депутат Госдумы Алексей Куринный. Я всем рад. Негатива я лично на себе не заметил, готов к диалогу. Из депутатов ЗСО заходил Михаил Рожков — мы попрощались.

— Вы сами пользуетесь общественным транспортом?

— Считаю, что за ним будущее. Пока жил в Москве, четыре года назад отказался от личного авто — продал и ездил на метро и автобусах. Машина в большом городе — это долго и с каждым годом все дороже. Что уж говорить об оплате парковочных мест. В Ульяновске пока с транспортом ситуация сложная, но над ней нужно работать, развивать его. Я сталкивался с дикими ситуациями, особенно как гоняют маршрутчики, так что в Ульяновске такси и собственное авто пока актуальны. Я вообще думаю, что если планомерно повышать зарплаты водителям общественного транспорта, то многие водители из такси пересядут за автобусы.

— Вы окончательно переехали в Ульяновск? Как вам город для жизни?

— За 25 лет я пожил в 8 регионах. Ульяновск — далеко не самый депрессивный город, так скажу. Я гибкий человек относительно смены места для жизни, мне комфортно.

Дарья Гордеева