Во дворце «Губернаторский» с большим успехом прошла постановка по легендарному произведению Михаила Булгакова. Сразу три роли в нем играл известный юморист и куплетист, Заслуженный артист России Николай Бандурин, а великолепного Воланда исполнил актёр и врач-психотерапевт Александр Рапопорт. Поговорили с ними о мистике и новой экранизации, которая сейчас активно обсуждается в обществе.

— Вы смотрели новый фильм «Мастер и Маргарита»? Как вам?

Николай Бандурин: Смотрел. Не совсем согласен с основной идеей. Мне не понравилось, что там много антисоветчины. Причем, она довольно агрессивная. Не понравилось, как показана Москва – загаженная, вся в ремонтных лесах. Она никогда такой не была, на самом деле. Даже в годы войны и после. Это всегда был чистый город. Не со всеми актерскими работами согласен, но мне понравились некоторые спецэффекты. Впрочем, каждый автор, наверное, имеет право на свое видение и высказывание, потому что сложно однозначно сказать, о чем это произведение. Оно обо всем, об очень многом. И тем, наверное, ценно, что каждый для себя выбирает, что хочет видеть. Мы с коллективом постарались не отходить от Булгакова. На мой взгляд, вряд ли кто-то будет гениальнее в прочтении произведения, чем он.

Александр Рапопорт: Скажу так. Фильм, как фильм, как картина и продукт – достойный и дорогой. Что касается персонажей, у меня свое видение Воланда. Мне кажется, он более спокоен по отношению к окружающему миру и к себе.

— О чем для вас это произведение?

Н.Б. Сложно сказать однозначно. Для меня оно тоже многогранно. В первую очередь, безусловно, о любви. Оно же называется не «Воланд», не «Бездомный», а «Мастер и Маргарита». Кроме того, это история о самопожертвовании, но абсолютно сатирическая вещь. Некоторые персонажи – как у Ильфа и Петрова или у Зощенко. Нужно уметь их подать, разглядеть. Мы стараемся это делать. Еще для меня оно о Боге. О том, что не стоит забывать о Сатане. В данном случае – о Воланде, который любил Бога. И мстил всем, кто забыл о его существовании, как и вся пришедшая с ним команда: Азазелло, Бегемот, демоны. Все они пришли посмотреть, а помнят ли люди. Вот такая инвентаризация душ. Очень многогранное произведение.

А.Р. Про любовь. С этим согласен. Ведь любовь – самое главное на земле. Помните, как Мастер сказал: любовь выскочила перед ними внезапно, как убийца в переулке и поразила обоих. А еще про справедливость. Например, мой персонаж. Он сделал что-то плохое? Нет. Он сделал что-то хорошее? Конечно! Он дал человеку возможность. То, что он сделал с ним – это уже его проблемы. Он сводит и даёт возможность сосуществовать. Понимаете?

— Есть ли у вас любимый персонаж?

Н.Б. В этом спектакле, я играю в двух составах. В одном — кота Бегемота, а сегодня у меня сразу три роли: профессора Стравинского, Босого и ведущего варьете Жоржа Бенгальского. Моя задача перепрыгивать из одного образа в другой и делать это достаточно быстро. Мне все эти роли нравятся, но, конечно, мой любимый персонаж — это Воланд. Потому что он действительно необычный дьявол. Творящий, как ни странно, добрые дела. Но фактура не позволяет мне его играть. Александр Раппопорт в данном случае прекрасный антуражный персонаж.

А.Р. Конечно, Воланд! И Понтий Пилат по-своему трагическая фигура (Рапопорт также исполняет роль Пилата пр.ред.). Они оба мне близки. На самом деле, я пока играл только Воланда. У нас в группе два актера, которые играют Понтия Пилата (еще Анатолий Журавлев пр.ред.). Но роль знаю. Это на случай, если что-то случится. Например, кто-то не успеет на самолет. Но на самом деле люблю всех персонажей. Вся моя свита – это люди со своей судьбой, со своей историей. К сожалению, ни фильма, ни спектакля не хватит, чтобы все это показать.

— Верите ли вы в разные мистические суеверия, связанные с этим произведением?

Н.Б. Об этом очень много говорят, но я на себе пока, слава Богу, не ощутил никакой чертовщины, никакого негатива, поэтому надеюсь, так дальше и будет.

А.Р. Мне очень сложно верить в суеверия. Потому что я же все-таки по ранее полученному образованию – традиционный врач (психотерапевт пр.ред.). Кстати, и продолжаю им оставаться. Поэтому мне сложно привязывать суеверия к конкретному произведению. Знаю, что их много. Этакие поверья, которые с удовольствием поддерживаются большинством актеров, режиссеров, продюсеров. Даже, когда они противоположны, но человек верит, значит, он прав. Например, если мы с вами будем говорить противоположные вещи, но каждый из нас верит в свое высказывание, мы оба правы.

— Вы впервые в Ульяновске?

Н.Б. Нет, конечно. Вообще, очень люблю бывать на Волге. Запомнилась, правда, здесь, в основном, рутина. Выступление, выступление, выступление. Я, честно вам скажу, не могу какого-то отдельного случая такого описать. Но то, что хорошо запомнил: здесь прекрасный зритель, который всегда тепло принимает.

А.Р. Я здесь впервые. К сожалению, видел город только из окна автобуса, но зал – классный!

Елена Скворцова