В среду судебная коллегия собрала заседание, на котором рассматривалась апелляция бывшего вице-губернатора и совладельца диатомового комбината Евгения Никифорова, признанного виновным в мошенничестве. Гособвинение потребовало ужесточить статью и запросило для него 7 лет лишения свободы в колонии. Защиту Никифорову обеспечивали сразу три адвоката, которые настаивали на его оправдании. Но решение суда было не в пользу обвиняемого.
В здание Ульяновского областного суда Евгений Никифоров пришел в хорошем расположении духа и с группой поддержки - дочерью и в компании адвокатов. В ожидании начала обсуждали политические новости.
Напомним, уголовная история Никифорова длится с 2017 года. Его обвиняли в особо крупном мошенничестве при исполнении контрактов с Министерством образования и науки РФ. Якобы он получил государственные деньги на проведение научной работы, но потратил их не по назначению, представив подложные документы о выполнении задания. Сумма вменяемого ему ущерба, по информации следствия, — более 140 миллионов рублей.
Сам Никифоров заявлял, что материалы дела сфальсифицированы. По его словам, федеральное ведомство приняло работу и претензий к ней не имело. Полтора года предприниматель находился в СИЗО. 1 июля был освобожден в зале Ленинского райсуда, но признан виновным по статье «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» (ст. 159.4). Она утратила силу в 2015 году, но действовала на момент вменяемого бизнесмену преступления. Подсудимому назначили наказание в виде трех лет лишения свободы, но так как сроки давности вышли, освободили от наказания. Также суд обязал его возместить ущерб Министерству образования — 140 млн рублей. Вину Евгений Никифоров так и не признал.
Председательствующий судья коллегии из трех человек - Дмитрий Старостин. Именно он два дня назад отказал депутату Гордумы Антону Антипову, арестованному за подозрение в посредничестве во взяточничестве, в апелляционной жалобе и оставил в СИЗО.
Гособвинитель Денис Герасимов не поддержал апелляционное представление Никифорова, якобы мошеннический умысел был еще до заключения контракта с Минобразования РФ в 2010 году, когда тот узнал о выгодных условиях госпрограммы. Прокурор просил суд ужесточить статью и квалифицировать действия Никифорова по части 4 ст. 159 УК РФ как мошенничество, совершенное в особо крупном размере с использованием служебного положения. Герасимов затребовал отправить предпринимателя в колонию общего режима на 7 лет и добавить штраф в 900 тыс рублей.
Адвокат Юрий Лысенко заявил, что приговор суда должен был быть оправдательный. С его слов, чтобы квалифицировать действия Никифорова, гособвинение якобы сформулировало ложные посылы: не получено доказательств о недостоверности подписей в контракте и не дано подтверждения от свидетелей по внесению сомнительных сведений в отчетные документы. Более того, сам Никифоров якобы постоянно был на всех совещаниях и требовал исправления недостатков.
Лысенко подчеркнул, что госконтракт был исполнен: продукция начала продаваться 2013 году после поставки специального оборудования и продается до сих пор. Также защитник считает, что в отзыве на апелляционную жалобу прокурор допустил ошибку. Так, Герасимов указывает, что госконтракт заключался между Минобразования РФ и аффилированной Никифорову компанией «Недра Поволжья». «Но контракт заключался с диатомовым комбинатом», - эмоционально выступил защитник.
Второй адвокат Константин Колосков заявил: «Судебная практика указывает, что при данных обстоятельствах и истечения срока давности в 2019 году приговор не может быть вынесен, дело должно быть прекращено». Третий защитник Игорь Лазарев был так же красноречив: «На скамье подсудимых человек, который решал государственные проблемы, вовлекал в оборот полезных ископаемых импортозамещение! Контракт исполнен, работы ведутся, в Инзе есть рабочие места. И все это благодаря ему».
Сам Евгений Никифоров заявил суду: «Прошу считать меня полностью оправданным и освобожденным! Что-то утащить при таком тотальном контроле невозможно. Тем более, зачем тащить у самого себя?». По его словам, все пять этапов госконтракта выполнены, а продукт не имеет аналогов в России.
Прокурор Герасимов взял реплику:
- Вся исполнительная документация оспаривается из-за наличия недостоверный сведений. Это подтверждается и экспертизой. В документах фигурируют подписи людей, которые уже не работали на тот момент на предприятии. Мы не оспариваем факт проведения производственных исследований, мы говорим о том, как они проводились - не соответствовали условиям госконтракта.
В последнем слове Никифоров подчеркнул, что этот проект считается одним из лучших в стране: «Наш контракт завершился созданием производства. То, что сделали наши ученые, которых я привлек со всей России, Ульяновска, сделали подвиг. Ведь то, что нами создано, действительно работает и является импортозамещающей продукцией!».
После того, как коллегия судей вышла из совещательной комнаты, Дмитрий Старостин зачитал решение - апелляционную жалобу Евгения Никифорова отклонили, но и наказание ужесточать не стали, оставили решение суда первой инстанции без изменений.
После того, как Евгений Никифоров получит решение областного суда на руки, защита примет решение по возможному обжалованию в кассации.
Дарья Косаринова