В воскресенье в Засвияжье рядом с ТЦ «Звезда» произошёл крупный пожар. Столбы черного дыма наблюдал весь район. Возгорание ликвидировали за два часа, но обсуждать происшествие продолжают до сих пор. Оказалось, что огонь затронул здание самарской компании, производящей тару для спиртовых настоек «Гиппократ» — горели палеты с упакованными пузырьками. В компании, как и в МЧС, утверждают, что очаг возгорания находился на территории гаражно-строительного кооператива «Двигатель», в ГСК же эту информацию отрицают. Минприроды и Росприроднадзор не могут определиться, кто должен оценивать вред окружающей среде.

В МЧС сообщают, что пожар начался в 15:48 на улице Минина. Как стало известно 73online.ru, затем пламя перекинулось на территорию компании ООО «Остров Джус» на улице Октябрьской, 22д. Там расположен завод по производству тары из коричневого стекла для фармацевтических предприятий по всей России и ближнего зарубежья, в их числе известный мулловский завод «Гиппократ».

Несмотря на то, что предприятие зарегистрировано в Самаре, производство порядка восьми лет находится в Ульяновске. Общая площадь территории — 32 тысячи квадратных метров. Максимальная мощность — до 1,5 млн флаконов в сутки. По данным kartoteka.ru, за прошлый год выручка компании составила 960 млн рублей, а чистая прибыль — 5 млн. Бенефициарами являются Сергей Капустяк (он же генеральный директор) и Дмитрий Островский — бывший совладелец «Гиппократа». При этом руководство мулловского предприятия сообщило 73online.ru, что берет комплектующие и на других заводах, а Островский в последние годы отношения к их компании не имеет.

В пресс-службе МЧС сухо прокомментировали, что причины пожара еще устанавливаются, ведется проверка. Гендиректор «Острова Джус» Сергей Капустяк утверждает, что возгорание произошло со стороны гаражно-строительного кооператива. По его словам, члены ГСК регулярно жгут мусор на своей территории, а в день происшествия подожгли его прямо у бетонного забора предприятия, за которым складируются деревянные поддоны и пластиковая упаковка.

— Пострадала площадка в 1500 квадратных метров, которая была заполнена поддонами и комплектующими для упаковки, уничтожена часть архива. Также загорелся товар, готовый к отправлению на следующий день. Дым шел от полиэтиленовой пленки, которой продукция была обтянута. Производство в момент пожара работало, но никто не пострадал. Сейчас оно также функционирует, никто из людей без работы не остался, — рассказал Капустяк.

По словам гендиректора, после пожара прошло два дня, а вдоль забора снова складывают мусор неизвестные лица, рядом расположены сухая трава и кусты, из-за которых опасность воспламенения в разы усиливается.

В компании сейчас подсчитывают убытки, примерные цифры назвать не смогли. Капустяк уверяет, что никакого вреда экологии пожар нанести не мог: «У нас есть все сертификаты на упаковочные материалы. В них дерево, полипропиленовая прокладка и полиэтилен».

Экологи судить об ущербе окружающей среде пока не решаются и отмечают, что все зависит от количественных показателей выбросов веществ в атмосферу. «Есть утвержденная методика оценки вреда. Предположения можно делать только после результатов исследования, это определяет Роспотребнадзор. Органов и структур в таких случаях задействовано много, и сейчас о чем-то судить рано», — считает эколог, экс-глава Росприроднадзора Александр Каплин.

Другой ульяновский эколог Лев Левитас согласен с Каплиным. По его мнению, пока не рассчитано количество фактически сгоревшего материала и тип этого материала, судить о вреде экологии невозможно: "Даже если дело в пластике, то важно, что это за пластик, как и из-за чего он горел, какие вещества были там помимо него".

Министр природы и цикличной экономики Гульнара Рахматулина в комментарии 73online.ru рассказала, что сотрудники ведомства выезжали на место и взяли пробы, чтобы исследовать их и оценить вред окружающей среде. Но так как «это компания федерального уровня надзора, все документы были отправлены в Росприроднадзор».

В Росприроднадзоре на звонки журналиста не ответили. Источник, близкий к теме, рассказал, что ведомство никаких данных от минприроды не получало и в принципе это не его зона ответственности. В природоохранной прокуратуре журналисту сообщили, что происшествие в органе также не рассматривают: «Такого рода пожары не являются предметом нашего надзора».

— Очаг возгорания находился на улице Минина, 16 — на территории ГСК «Двигатель». Это объект надзора минприроды, а не Росприроднадзора. Пожара как такового на территории предприятия «Остров Джус» не было, но к ним перекидывался огонь и пострадала упаковка. Сейчас говорят, что горели чуть ли не «фанфурики», это неправда. К тому же у любого предприятия есть санитарно-защитная зона, которая устанавливается Роспотребнадзором, и все, что происходит в этой зоне, подведомственно ему. Все замеры, выезды и контроль должен производить в таком случае он, — рассказал собеседник.

Председатель ГСК «Двигатель» Валерий Вялов отрицает, что очаг возгорания находился на территории кооператива. По его мнению, пожар начался именно на территории завода.

— Пожарную машину вызывал член нашего ГСК из 59-го гаража, это произошло прямо напротив него. Мусор мы никакой не складируем, у нас есть договор на вывоз. Даже по видео, как полыхало, видно, откуда шло больше огня, так что возгорание произошло не на нашей территории, — рассказал Вялов.

Фото на главной: Telegram @igor_Litva

Дарья Косаринова

Дарья Гордеева