100 лет назад, 7 ноября 1921 года, в 4-ю годовщину Октябрьской революции в центре Симбирска, напротив губкома большевистской партии, бывшего губернаторского дома, был торжественно открыт памятник Карлу Марксу (1818 – 1883), основоположнику учения марксизма, автору «Манифеста Коммунистической партии» и увесистого труда «Капитал. Критика политической экономии», которым в XIX и XX веках зачитывались не только революционеры, но и все мало-мальски сведущие люди.

И в Симбирском крае Карл Маркс получил известность уже при жизни. В 1876 году его «Капитал» поступил в фонды Симбирской Карамзинской общественной библиотеки. На смерть «известного писателя-социалиста Карла Маркса» краткой заметкой-некрологом отозвались даже очень официозные «Симбирские губернские ведомости».

Конечно, едва ли бы кто стал украшать губернский Симбирск изваяниями Карла Маркса, если бы не симбирский уроженец Владимир Ильич Ульянов-Ленин, считавший себя идейным последователем основоположника научного социализма. В 1918 году, в канун первой годовщины Октябрьского переворота, в честь Карла Маркса была переименована главная улица Симбирска, Гончаровская, до 1912 года — Большая Саратовская. 7 ноября 1918 года на улице Карла Маркса был открыт памятник Карлу Марксу: выкрашенный под бронзу гипсовый бюст увенчал внушительное основание памятника императору Александру II — 35-пудового бронзового Царя-освободителя, выстоявшего в дни Февральской и Октябрьской революций 1917 года, ради Карла Маркса демонтировали с постамента.

Памятник Карлу Марксу выглядит серым, невзрачным и нелюбопытным монументом — а ведь на самом деле это один из самых занимательных и даже таинственных симбирских-ульяновских монументов!

Его ваял «русский Роден», известный российский и советский скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров (1881 – 1952), уроженец армянского города Гюмри, который тогда назывался Александрополем. Впрочем, себя Сергей Меркуров считал не армянином, а греком, потомком последних византийских императоров Палеологов. Он был двоюродным братом всемирно знаменитого мистика и мага Георгия Гурджиева (1866 – 1949) и сам состоял членом тайных и оккультных организаций.

Посмертная маска Надежды Крупской, супруги В. И. Ленина, выполненная С. Меркуровым

При этом большевики, стремившиеся к идеологической монополии и жёстко подавлявшие инакомыслие, тем не менее жаловали Сергея Дмитриевича. Помимо прочего, Меркуров был профессиональным революционером, эмигрантом. Он был знаком с Лениным ещё с начала 1900-х годов. После революции Владимир Ильич на выбор предлагал скульптору занять одну из 75 помещичьих усадеб в ближнем Подмосковье, когда Меркуров отказался от немалого казённого продовольственного пайка и пожелал заняться собственным хозяйством. Видимо, вождь революции провидел, что именно Сергей Дмитриевич будет снимать с него посмертную маску, а изваянные им монументальные Ульяновы-Ленины будут считаться среди лучших и эталонных в изобразительной Лениниане.

Сергей Меркуров ваяет памятник писателю Льву Толстому, установленный в рамках Ленинского декрета о монументальной пропаганде

За свою жизнь Меркуров снял более 300 посмертных масок с великих людей своего времени. В числе его «клиентов» были писатели Лев Толстой, Максим Горький, Михаил Булгаков, Католикос всех армян Мкртич I и более полусотни руководителей большевистского государства. При этом Сергей Дмитриевич был человеком весёлым и жизнелюбом: по сетям гуляет изготовленный им в 1931 году эротический алфавит: Меркуров утверждал, что вычертил его с самой благородной целью: хоть так завлечь неграмотных взрослых идеей учиться!

Молодая советская власть была заинтересована в скульпторах. В голову Владимиру Ленину ещё весной 1918 года пришла казавшаяся блестящей мысль, которую назвали «ленинским планом монументальной пропаганды»: понаставить по стране бюсты и памятники выдающимся деятелям прошлого, по преимуществу революционерам: люди бы смотрели на них и вдохновлялись их идеями. Для этого монументально изображение следовало дополнять соответствующими цитатами и лозунгами.

Не вся монументальная пропаганда пережила эпоху первых лет советской власти. Памятники нередко варганили на скорую руку, используя мало подходящие для вечности материалы: бетон, гипс, фанеру и картон. Монумент Карлу Марксу тоже кажется памятником эпохи революционной бедности. Фигура отца-основателя научного социализма собрана из пяти кусков чёрного гранита — не нашлось подходящего монолита, нередко объясняют этот факт. Но так ли это?..

Сергей Меркуров стяжал тайные знания и стремился выразить их в своём творчестве, за что, кстати, потом неоднократно порицался коммунистическими критиками. Симбирский Карл Маркс — не исторический персонаж, родившийся в Германии и умерший в Лондоне. Маркс здесь — мифологический персонаж, титан Атлант, на плечах своих словно бы удерживающий груз небесного свода, всю тяжесть всемирной истории, близящейся к своему завершению, к радости коммунистического рая. Древнегреческие мудрецы уверяли, что Атлант не просто держит какое-то там небо — он несёт божественную мудрость, мистические знания, которые готов передать тем, кто рискнёт принять их груз и выстоять под ним.

Пятёрка — а именно из пяти камней изваян Карл Маркс — символизировала у древних пять органов чувств, а, значит, всего человека, пять стихий, землю, воду, воздух, огонь и эфир, обозначая полноту мира и жизни. Пятёрка символизировала свет, несмотря на то, что памятник изваян из чёрного гранита. Чёрный, поглощающий всякий свет, как бы содержит в себе всю полноту мира и знания о нем — почти как «Капитал» Карла Маркса, который казался универсальной книгой, дающей, хлеще всякой Библии, любые ответы на вопросы о человеческом существовании.

Чтобы закрепить эту символику, не вполне понятную для большинства потенциальных зрителей, на обороте памятника помещены слова Карла Маркса: «Идеи, овладев массами, становятся величайшей движущей победоносной силой».

Лично Ленин на правах председателя Совета народных комиссаров распорядился передать Сергею Меркурову заказ на изготовление памятника Карлу Марксу 30 декабря 1919 года. Специальная правительственная комиссия утвердила проект 16 апреля 1920 года. Странно думать, что при таком уровне заинтересованности в монументе у Сергея Дмитриевича возникла бы нужда в гранитном монолите, если бы составление скульптуры из отдельных частей не были частью авторского замысла скульптора.

Неизвестно, какой советский город украсило бы творение «талантливого скульптора Меркурова», не подсуетись gредседатель Симбирского губкома РКП(б) Иосиф Михайлович Варейкис (1894 – 1938) с предложением установить монумент на родине Ленина. По его инициативе 19 июля 1920 года Президиум Симбирского губисполкома заключил с Меркуровым договор с обязательством «выполнить для города Симбирска гранитную статую – монумент Карла Маркса величиною до 5-6 аршин». Чёрный цвет вполне резонно показался симбирякам мрачным — согласно договору, Маркс должен был быть изваян из розового гранита. Цена вопроса определялась суммой в пять миллионов рублей.

Установить монумент собирались к 7 ноября 1920 года. В Симбирске ударными темпами благоустраивался сквер напротив губкома партии — его назвали площадью Октябрьской революции. Местными силами, но по проекту выдающегося российского и советского зодчего Владимира Алексеевича Щуко (1878 – 1939), одного из создателей архитектурного стиля «сталинский ампир», возводился постамент памятника и обустраивалось окружающее его пространство — дата 1920 год доныне красуется на основании монумента. Впрочем, скоро казённый энтузиазм сошёл на нет — «мотор» сооружения Иосиф Варейкис в августе 1920 года получил новое назначение и убыл из Симбирска, а у новых начальников не хватало его распорядительности и связей.

Часть постамента с датой 1920 г.

Симбирск просил и требовал от Москвы к осени 1920 года 15 мастеров-гранитчиков, а их прислали только в декабре и всего двух человек. А в новом, 1921 году грянула «новая экономическая политика», НЭП, а за нею — неурожай и страшный голод 1921–1922 годов в Поволжье. В результате роста цен расходы на сооружение памятника превысили первоначальную смету в семь раз, составив в итоге 35 миллионов рублей. И тем не менее Карл Маркс оказался выгодным вложением средств — уже в сентябре 1921 года в Советской России стали печать купюры номиналом в 10 миллионов рублей, и скоро не один десяток «лимонов» стала стоить буханка хлеба.

Митинг на открытии памятника Карлу Марксу в Симбирске 7 ноября 1921 года. На заднем фоне видны Симбирские соборы

Памятник был торжественно открыт 7 ноября 1921 года. На сохранившихся старых фотографиях видна процедура торжества: войска, транспаранты, зеваки, мальчишки на деревьях, Сергей Меркуров собственной персоной, в пенсне и с черной бородой. Памятник поставили лицом к Дому Свободы (бывшему губернаторскому), спиной к отживающему прошлому — действующим ещё Симбирским соборам на центральной площади, бывшей Соборной, а в те годы — площади 1 Мая.

Открытие памятника К. Марксу 7 ноября 1921 года. У подножия монумента, в меховой шапке и с бородой скульптор Меркуров

Те, кто успел застать монумент на историческом месте, говорили, что смотрелся Карл Маркс «не очень»: тёмный и смотрящий «лицом» на север, он выглядел мрачным во всякое время дня и в любой сезон года. Даже не верилось, что композиция памятника проектировалась выдающимся архитектором — а на самом деле здесь решалась не эстетическая, а в чистом виде идеологическая задача. Маркс действительно максимально «задом» поворачивался к отжившему, как казалось, церковному прошлому. А север, на который он взирал своим скульптурным ликом, считался стороной нечисти и мрака. На северных стенах европейских соборов специально помещали скульптуры архангела Михаила — в Симбирске в роли архангела выступал целый Карл Маркс!

Памятник К. Марксу на месте первоначальной установки, лицом на север. Конец 1960-х годов

И да, гранитный Карл Маркс оказался весьма неугомонным! В 1969 году монумент развернули лицом на восток, чтобы так «вписать», как казалось, памятник в эспланаду до вновь построенного Ленинского Мемориала. В 1985 году, при деятельном первом секретаре Ульяновского обкома КПСС Геннадии Васильевиче Колбине (1927 – 1998) весь памятник «съехал» на 120 метров от первоначального места на юго-восток по эспланаде. Опыт показался неудачным — и в 1986 году Карла Маркса вернули почти на место, сместив на 30 метров от первоначального местоположения к зданию гимназии. Немало людей объясняют «швы» на монументе именно падениями при этих перемещениях.

Впору посмеяться, но… 1985 год – началась перестройка, 1986 год — перестройка усугубилась: катастрофа в Чернобыле, гибель теплохода «Адмирал Нахимов», наконец, декабрьские волнения в Алма-Ате, вызванные назначением того самого Колбина первым секретарём Компартии Казахстана… Совпадения — или мистика?

Иван СИВОПЛЯС