В этом году на экологию Ульяновска выделяется беспрецедентная до сих пор сумма — недавно мэрия подняла финансирование с 47,7 млн до 68,3 млн рублей. Однако в корне ситуацию это не меняет, так как едва ли не все эти деньги идут на противооползневые работы. Оставшегося хватает только на обрезку деревьев в парках. Эксперты указывают, что проблема не только в отсутствии денег в городской казне, но и в вялой работе профильных чиновников.
Программа по охране окружающей среды рассчитана на 10 лет — с 2014 до 2024 года. Всего на этот период заложено 112,6 млн рублей. До сих пор бюджеты на год были скромными: от 218 тысяч до 4,4 млн рублей. Только в 2021-м произошел первый резкий скачок до 21,8 млн рублей. Причиной стала активная работа по нацпроекту «Экология» — регион дополнительно профинансировал проектирование противооползневых работ на волжском склоне.
Начальник управления по охране окружающей среды Евгения Головина говорит, что плановые показатели по всем направлениям достигаются. Исключение — доля рекультивированных земель, загрязненных коммунальными и промышленными отходами. Показатель застыл на уровне 69%, потому что блок передали на кураторство управлению по благоустройству. В Ульяновске осталось девять несанкционированных свалок, например, в поселке Борьба, на улице Пригородной у дома №20 или на Урицкого, 7. В этом году федеральный центр выделил деньги на ликвидацию залежей мусора в Петровом овраге, на Сельдинском шоссе и улице Любови Шевцовой. Корпорация «Дом 73» разрабатывает проектную документацию — определяет объемы, класс опасности отходов и возможность рекультивации.
Еще одно крупное направление расходов — восстановление и развитие особо охраняемых природных территорий местного значения. Это парки «Победы», «Юности», «Дружбы народов», «Владимирский сад», «Приморский», «Молодежный», «Прибрежный», «40-летия ВЛКСМ», парк им. Матросова, а также «Винновская роща», экопарк «Черное озеро», Свияжская эколого-рекреационная зона.
— Бюджеты программы по охране окружающей среды довольно небольшие — на этот год 1,8 млн рублей, на следующий — еще меньше. Денег хватает только на уборку сухостоя, частичную вырезку поросли. В прошлом году работали над парком «Приморский» у Речпорта и парком «Дружбы народов» — его доделывали уже в этом году. Из-за небольшого финансирования приходится делить работы. Все выполняется силами Городского центра по благоустройству и озеленению, — рассказывает Евгения Головина.
Другая значительная статья расходов — благоустройство родников. Деньги на это идут из регионального бюджета. В 2016 году завершили работы на родниках в селе Кротовка, в 2019 — в Анненково. На каждый направлялось в районе 100 тысяч рублей. В программу до 2024 года включены родники «Маришка», «Сахарный» и в селе Белый Ключ. На «Сахарный» выделили 300 тысяч рублей, в следующем году ожидают субсидии в 900 тысяч на «Маришку».
— Там очень медленно течет вода, нужно вскрывать всю дренажную систему, делать обе лестницы, хотя бы частично. Прогнили навесы, над ними тоже нужно работать. Если денег хватит, то хотелось бы еще сделать второй мостик на роднике «Сахарный», который связывает родник и Винновку, — рассказала начальник управления.
Чиновникам не хватает активности
Если управление по охране окружающей среды пеняет на маленькие бюджеты, то депутаты указывают, что проблема не только в этом — но и в вялой работе самого ведомства. Зампред ульяновской Гордумы Денис Седов считает, что мероприятия экологической программы в основном носят «местечковый» характер, а все основные глобальные работы выполняются в рамках нацпроектов.
— Долгое время управление не являлось самостоятельным юридическим лицом, ссылалось на недостаток сотрудников. Но это безучастная позиция. Чтобы появилось финансирование, нужно эту тему поднимать, прорабатывать новые экологические мероприятия, работать с коллегами из области для выделения дополнительных средств, участвовать в региональных и федеральных проектах. Но мы ничего этого не видим, — отмечает Седов.
По его мнению, помимо денег, в программе не хватает комплекса мер по защите зеленых насаждений. Например, в городе есть программа предоставления субсидий управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК на посадку деревьев. Но нужно не только выделять саженцы, но и определять места для них, резервировать в муниципальной собственности. Иначе после вырубки не остается мест для дальнейших посадок и деревья сажают где попало.
Депутат Юрий Мухин, директор парка «Прибрежный» отмечает, что с деньгами на экологию сейчас непросто, в том числе из-за необходимости «ужиматься» в новых экономических условиях. Но расширить программу по охране окружающей среды нужно. По мнению парламентария, городским зеленым территориям нужны экопаспорта.
— Для парка «Прибрежный» такой паспорт разрабатывался. Он предусматривает комплексное обследование территории и выявление конкретных защитных зон, где нельзя ничего строить и прокладывать инфраструктуру, где природа должна остаться в первозданном виде. Таких экопаспортов должно быть много — у аллей, парков, скверов. Но работа эта тоже требует особых компетенций и, соответственно, денег, — говорит Юрий Мухин.