Альберт Васильевич Радыльчук (1930 – 2005) – потомственный военный, краевед и архивист. Он шёл по стопам отца Василия Афанасьевича Радыльчука (1902 – 1975) – фронтовика, заместителя начальника Ульяновского военного училища связи. На пенсии Василий Афанасьевич занялся военным краеведением – Гражданской войной в Симбирской губернии, боевым путём освободившей город от белых 24-й Железной Симбирской пехотной дивизии, ульяновцами – Героями Советского Союза. Он был внештатным сотрудником Ульяновского областного архива.

Полковник Василий Радыльчук стал инициатором переименования в 1963 году улицы Слободской в улицу Тухачевского, в честь 45-летия освобождения Симбирска от белых. На этой улице семья Радыльчуков проживала с 1938 года. Они поселились в только что сданном четырёхэтажном доме напротив училища связи. Офицерский дом был одним из самых высоких зданий в Ульяновске. Но до Ульяновска Радыльчуки жили в Москве, в самом центре, в здании ГУМа! Василий Радыльчук служил помощником начальника отдела управления связи Красной армии в Наркомате обороны СССР. Но начальник отдела был арестован как «враг народа», а Василий Афанасьевич отправился в ссылку.

Дом, в котором жил А.В. Радыльчук

Ульяновск поражал тишиной: машина на улице – событие. Но город на Волге скоро стал привычным и полюбился - до того, что после службы военным моряком на Балтийском флоте и жизни в Таллинне Альберт Васильевич в 1982 году вернулся в Ульяновск, в родной дом. В том же году он поступил на работу в Государственный архив Ульяновской области, где проработал до 1995 года.

Альберт Васильевич был кладезем разнообразных историй. Он окончил в 1949 году 1-ю мужскую школу имени Ленина. Его одноклассниками были сразу два будущих писателя - Игорь Золотусский и Борис Дедюхин. Альберту Радыльчуку посчастливилось проходить практику на двух легендарных кораблях: крейсере «Красный Кавказ», флаг которого несли на параде Победы в 1945 году, и линкоре «Новороссийск», загадочно погибшем в октябре 1955 года, унеся при этом жизни более 800 моряков.

В.А. Радыльчук (справа) с ветераном Железной дивизии

А.В. Радыльчук, капитан 3 ранга

Но особый интерес, разумеется, имели рассказы Альберта Радыльчука про Ульяновск, особенно про Ульяновск военный. Алька видел и переживал эти события уже подростком, достаточно сознательным человеком, а историко-архивная подготовка помогла должным образом классифицировать и понять собственные впечатления, казавшиеся слишком странными и нелепыми.

Например, история эвакуированного «попа», жившего на Радищева. Породистой внешности немолодой мужчина в рясе носил на груди икону-панагию с драгоценными камнями. У «попа» была молодая жена, флиртовавшая с офицерами, к чему «поп» относился спокойно, а ещё - сын-«попёнок». Он был младше Альки и его друзей, но с ним соглашались играть в обмен на деньги, которые он «стрелял» у щедрого папаши.

Панагия на груди – значит, епископ, монах, а как же молодая жена и сын? А, оказывается, был такой митрополит, и даже первоиерарх православных церквей в СССР, как он сам себя называл, лидер так называемого обновленческого раскола Александр Введенский (1889 – 1946), эвакуированный в Ульяновск среди прочих религиозных деятелей, православных и старообрядцев. Обновленцы во всём стояли за Советскую власть и были не против многобрачия даже для высшего духовенства.

Митрополит Александр Введенский

Мирополит Александр Введенский с молодой женой

«Первые признаки войны в июне-августе 1941 года – это всеобщая мобилизация в армию. Ещё по рекомендации начальства на стёкла окон наклеивались бумажные кресты, от ударной волны при бомбёжке. Какая была наивность! От взрыва бомбы не только кресты, сами рамы вылетят». Ульяновск не бомбили, хотя немецкие самолёты-разведчики наведывались регулярно. По ним открывали огонь зенитки, и грохот их выстрелов был особенно неприятен. На случай обстрелов во дворе были выкопаны противовоздушные щели. Там же, во дворе, были устроены «удобства», поскольку скоро канализацию и водопровод отключили. Престижный четвёртый этаж отзывался другим боком: добежать бы до туалета, втащить наверх вёдра с водой из колодца…

А.В. Радыльчук, совхоз "Карлинский". 14.07.1994 г.

И – 9 мая 1945 года, Победа! «Был пасмурный день, но тёплый. С утра прошёл мелкий дождик, но вскоре перестал. У военных училищ и больших заводов и учреждений начались митинги. Зачитывали обращение Сталина к народу. Танкисты выкатили танки и салютовали из пушек. Где не было пушек, как, например, в училище связи, рвали тротиловые шашки. Когда читались заключительные слова про вечную славу героям, павшим в боях с врагом и отдавшим жизнь за свободу и счастье народа, многие женщины рыдали. Да, это был праздник со слезами на глазах. Мужики потом выпивали, крепко. К вечеру по всему городу началась стрельба – салютовали в честь Победы, кто из чего мог, оружие было у всех. Мы тоже залезли на крышу и стреляли из «маузера», который нашли однажды. Да, такой день бывает только один раз в жизни»…

Нестор (А.В. Радыльчук). 23.02.1993 г.

Иван Сивопляс