Первый киносеанс состоялся в Симбирске в мае 1898 года. Однако это событие стало разовым, эпизодическим. А самым первым кино, или как тогда говорили - электротеатром, был «Пате», который находился в доме купца И.И. Сусколова на углу Большой Саратовской и Верхней Чебоксарской (сегодня это улицы Гончарова и Бебеля, а в здании находятся ресторан «Забытый причал», магазин Хлебторга и ряд других торговых предприятий). «Пате» был открыт в 1907 году и проработал аж до 1923-го.

Спустя год - 8 февраля 1908-го - крестьянин Д.Л. Байков снял в аренду за 325 рублей в месяц городское здание на Б. Саратовской улице для кинематографа сроком с 1 марта по 1 ноября 1908 года. Это был к тому времени уже порядком обветшавший театр «Одеон», находившийся примерно там, где сейчас стоит гостиница «Волга».

А через полгода все на той же Гончаровской появилось еще одно подобное заведение – электротеатр «Модерн», «крутивший фильму» на 2-м этаже дома купцов Карташевых-Зеленковых.

И вскоре выяснилось, что трех очагов культуры на одной улице – слишком. Конкуренции не выдержал Байков, обратившийся в городскую думу с прошением о снижении арендной платы. «…Конкуренция, несмотря ни на какие затраты (а они простираются до 10 тысяч рублей) с моей стороны, убивает мое дело, и без сокращения расходов на театр я вынужден буду закрыть его. Ежемесячный расход на театр простирается до 1500 рублей, доходность же не соответствует расходу», - писал он. Так отчего же публика не шла в электротеатр? Может быть от того, что, по словам самого же просителя, «фойе при театре выглядит сараем. Первоначально фойе было обито картоном, но по постановлению технической комиссии картон был сорван». В случае же снижения арендной платы до 200 рублей, неудачливый прокатчик обещал отремонтировать фойе и провести другую необходимую перестройку. Дума просьбу удовлетворила, но это не помогло – «Одеон» закрылся. Однако не повезло не только Байкову.

В январе 1910 года мещанин Крупенников обратился в городскую управу с предложением построить «на городской земле деревянное помещение под железной крышей для электрического театра» на Новом Венце. За свой счет он оборудует заведение динамо-машиной мощностью в 100 и нефтяным двигателем в 20 лошадиных сил. Однако в прошении было отказано, потому что «Венец и прилегающий к нему Николаевский сад являются в летнее время местом для гуляния всех городских жителей, и что нефтяные двигатели, при помощи которых производятся кинематографические представления, издают сильный неприятный запах на далекое пространство, что замечается и в настоящее время на Б. Саратовской».

Тем не менее, кинобизнес в Симбирске развивался: в 1911 году неугомонный Крупенников все же открыл на Дворцовой улице (бывшая К. Маркса) электротеатр «Экспресс», известный людям старшего поколения как «Пионер».

А в 1912 году купец Н.С. Зеленков построил на Гончаровской монументальное здание, где помещался, пожалуй, самый большой на тот момент в городе электротеатр «Ампир», больше известный нам, как «Художественный». А зрителей в них зазывали такие вот афиши:

«С 26 декабря открыт новый первоклассный общедоступный кинотеатр «Калейдоскоп» в доме Д.С. Булычевой, рядом с главным входом в номера Троицкой гостиницы.

СЕГОДНЯ НОВАЯ ПРОГРАММА!!

Только один день.

«Развитие мотылька» (научная картина в красках).

«История одной розы» (инт. мелодрама).

«Жизнь и смерть А.С. Пушкина» (живая биография).

«Горе-охотник» (комическая).

«Виды Швейцарии» (красивые виды и другие картины).

Всего 4 отделения.

Цены местам значительно ниже обычных цен кинематограф.

1 место – 40 к., 2-е – 25 к. и 3-е – 15 к. Детския и уч. 10 к.

Завтра новая программа.

Дирекция т-ва М.М. Данилова и А.С. Кошелева.

Упрвляющий А.Б. Опель».

Всего же к 1914 году в Симбирске было уже шесть кинотеатров. «Владелец кинематографов «Пате» и «Идеал» А.П. Пузанков уведомил инспектора сельского хозяйства, что им будет предоставлен бесплатно зал для демонстрирования сельскохозяйственных картин командированными департаментом земледелия специалистами во время симбирской выставки животноводства и поволжского съезда деятелей животноводства», - сообщала газета «Симбирянин» 20 июля 1912 года.

По материалам Государственного архива Ульяновской области