Проблема с трамваями в Ульяновске достигла пика. Во время недавних морозов на маршруты не вышло большинство «Львят» (инновационных трамвайных вагонов модели 71-911ЕМ), купленных за более чем миллиард рублей в лизинг. Парк «Ульяновскэлектротранса» сегодня насчитывает 190 вагонов. 50 из них стоят в депо — они либо безнадежно изношены, либо нет возможности их отремонтировать. 73online.ru разбирался, почему в городе сложилась патовая ситуация с электротранспортом, и что с этим делать.

Ненадежный бандаж

«Мой ребенок сегодня 40 минут стоял на остановке, чтобы уехать от школы на кружок, при заявленном интервале [движения трамваев] в 8 минут. Сильный ветер, ребенок застыл. Звоню в «Ульяновскэлектротранс», чтобы спросить, что случилось и сколько это будет продолжаться. Дают номер, на который невозможно дозвониться в принципе, линия занята. Что за безобразие? Почему нет никаких оповещений, что такая обстановка сложилась?» — написала эмоциональный комментарий, адресованный губернатору, жительница Ульяновска Надежда Сазонова.

Что произошло с трамваями, когда в Ульяновске стукнули сильные морозы? Врио главы города Дмитрий Зверев рассказал, что на 10 «Львятах» лопнули бандажи (они насаживаются на стальные диски колес). Плюс в нескольких вагонах из-за морозов произошли сбои с электродвигателями.

— Сейчас занимаемся претензионной работой. Лопнули бандажи одного производителя; проводится экспертиза, которая определит качество металла, применяемого при их изготовлении. Но мы дожидаться итогов не стали, в экстренном порядке закупили комплектующие. В среду-четверг вагоны будут выпущены на маршруты. Это обошлось в более чем семь миллионов рублей, — пояснил Зверев.

Это не все «трамвайные» расходы, которые понес бюджет. Перемотка одного двигателя обходится в 300 тысяч рублей. Выяснилось также, что у «Ульяновскэлектротранса» нет нужных комплектов инструментов для съема и установки запчастей и колес — приходится заимствовать у других предприятий. Поэтому есть потребность в закупке и этого оборудования.

Миллиарды на рельсы

— «Львята», как и другие трамваи, рассчитаны по ГОСТу на работу до минус 40. Но с учетом нагрузки критическими оказались и меньшие морозы. Год назад, кстати, тоже лопались бандажи. Это случалось не только у нас, но и в других регионах, — поясняет директор «Ульновскэлектротранса» Павел Тимаков.

Он дает иные данные по состоянию «Львят», нежели Зверев. Сейчас на ходу восемь из 29 имеющихся в парке трамваев новой модели. Через неделю планируется привести в порядок еще восемь, а до конца февраля «реанимировать» все новые трамваи. Обновление одного колеса (всего их у вагона восемь) обходится в 50 тысяч рублей.

Тимаков говорит, что сегодня износ подвижного состава МУПа составляет 80-90%. На маршрутах до сих пор ходят чешские «Татры» 70-х годов прошлого века, которые давно отслужили свой ресурс (и не один). Всего в парке 190 вагонов, из них более 50 уже около трех-пяти лет стоят мертвым грузом. Обновление парка крайне необходимо, однако прежде нужно отремонтировать все рельсы в городе.

— Современный подвижной состав требует современных путей. Но чтобы обновить рельсы только на двух магистральных маршрутах — №22 и №4 (а это 39,7 километра) и забыть о них лет на 15, нужны миллиарды рублей. Последняя цена, которую нам предлагали белорусы год назад, — 1 миллион евро за 1 километр, — отмечает Тимаков.

Город в курсе этой проблемы, однако решить ее пока возможности нет.

Дорогие «Львята»

Закупка инновационных «Львят», похоже, обходится городу боком. В 2020 году трамваи приобрели через Государственную транспортную лизинговую компанию (она управляется Минтрансом) у «ПК Транспортные системы». Сумма контракта составила 1,36 миллиарда рублей, срок лизинга — 10 лет. Областные власти преподнесли это как большое достижение: «Львята» — низкопольные, имеющие интерактивное управление, наружную систему видеоконтроля зон посадки-высадки пассажиров и многое другое.

Но из-за плохого состояния путей в Ульяновске «Львята» практически сразу же начали сходить с рельсов. Первое ЧП произошло в 2020-ом, спустя неделю после выхода трамваев на маршрут.

Для областного бюджета лизинговые платежи оказались обременительными. В июле прошлого года ГТЛК подала два иска на более чем 82 миллиона рублей в адрес «Ульяновскэлектротранса». 76,6 миллиона из них — долг перед госкомпанией. МУП не получил от областного минтранса деньги на платежи за четыре месяца, с апреля по июль. Счета предприятия оказались под угрозой ареста. В конце 2022-го в министерстве пообещали проблему решить и в нынешнем году гасить платежи перед ГТЛК.

Для самого МУПа все эти расходы — просто космические. По данным kartoteka.ru, в 2021 году баланс «УЭТ» составлял 409,8 миллиона рублей (плюс 14,9% к 2020-му), выручка — 597,9 миллиона (плюс 10,3%) чистая прибыль — минус 21,1 миллиона.

Для того чтобы поддержать предприятие, ульяновские власти пошли на непопулярный шаг: отменили в сентябре 2022 года бесплатный проезд для школьников. Эта мера поддержки, как заявили в мэрии, была актуальна в ковидные времена и обходилась городской казне в 283 миллиона рублей (расчет на 70 тысяч учеников).

«Сейчас в связи со стабилизацией ситуации острая необходимость в такой помощи отпала, а вот финансовая ситуация МУП «Ульяновскэлектротранс» за это время ухудшилась. Ежегодный объем выпадающих доходов предприятия составляет 100 млн рублей», — пояснили чиновники. Напомним, школьники, не относящиеся к льготным категориям, теперь ездят по транспортным картам стоимостью 440 рублей.

Жертва безответственности

Ульяновский урбанист Азат Усманов, глубоко погруженный в тему работы электротранспорта в нашем городе, считает, что проблема системная: «Сегодня трамваи живут, как в самом страшном кошмаре. Ткни в любой элемент — беда!».

— Взять состояние путей — их у нас почти 130 километров. За последние пять лет обновили около 17 километров. Причем большая часть уже не нова: РЖД подарили свои списанные рельсы. Эффект от них — на несколько лет. Есть улицы, где до сих пор лежат рельсы с советских времен: Гая, Локомотивная, Можайского, Нариманова. Это несет прямую угрозу жизни и здоровью пассажирам, персоналу, другим участникам движения, негативно влияет на график, скорость движения, повышает износ ходовых частей вагона, — говорит Усманов.

По его данным, «УЭТ» испытывает сложности с запчастями.

— Осенью на «Львятах» начали заканчиваться масло и смазка. Аварийные ремонты проводятся в стиле «крякнем, плюнем и надежно склеим скотчем». С бандажами проблема тоже не новая: прошлое руководство тщетно пыталось судиться с изготовителем. Это можно было просчитать, но увы. Ни в одном из семи других регионов, где есть «Львята», не было такого, чтобы они массово не вышли на линию, — говорит урбанист.

Что делать? «Всё, — считает Азат. — Нужен комплексный подход и интенсивные действия в моменте, потому что «УЭТ» сейчас в полном запущении». То есть закупить рельсы и запчасти с запасом, модернизировать путевое хозяйство, вернуть старых сотрудников, найти новых, обучить текущий технический персонал, повысить им зарплату, разработать новую маршрутную сеть, перенастроить светофоры, чтобы убрать пробки, внедрить терминалы…

— А еще нужно новое тарифное меню: скидки при пересадке, разумные виды проездных, кешбэки и мотивирование переходить на безналичный способ оплаты. Обновление парка необходимо! Но только после устранения хотя бы половины проблем. Иначе новый подвижной состав снова рискует стать жертвой безответственности, — уверен Усманов.

Фото: сайт УЭТ, архив Азата Усманова.

Виктория Чернышева