73online.ru продолжает следить за громким делом бывшего замгубернатора Ульяновской области Анатолия Озернова. На прошлой неделе мы публиковали стенограмму допроса ключевого свидетеля против него — бизнесмена Константина Вершинина, который якобы и давал экс-чиновнику взятки — ремонтировал дачу его тестя, покупал сруб для бани и шкаф в квартиру. Тогда беседу вела прокурор, теперь передаем слово адвокатам. Со свидетелем говорили об уважении, просили отдать ключи от дачи Озернова и намекали, что только на свою премию замгубернатора мог купить десять таких шкафов, который ему якобы приобрел Вершинин.

«Верните ключи от дачи!»

Адвокат Анатолия Озернова Александр Паулов (на фото) начал с вопросов о том, какие отношения связывали свидетеля с бывшим замгубернатора.

— Вы упоминали, что у вас были дружеские отношения с Озерновым. В чем это выражалось?

— В моем к этому человеку уважении.

— А оно взаимное было?

— Мое субъективное восприятие, что это было обоюдно.

— Что изменилось за прошедший период времени?

— Я этого не говорил. Я сказал, что нейтральное отношение на данный момент.

— Озернов обвиняется в получении взяток. Вы в свое время обвинялись, что эти взятки давали. Дружба какая-то странная, честно говоря. В чем она проявлялась, в даче взяток?

— Вы мое субъективное восприятие человека спрашиваете или оценку действиям?

— В чем дружба проявлялась, я спрашиваю?

— В уважении.

Определившись, наконец, с характером взаимоотношений между бизнесменом и бывшим чиновником, перешли к обсуждению ремонта дачи, принадлежавшей тестю Анатолия Озернова в СНТ «Оазис-1». Работы выполнял подконтрольный Вершинину предприниматель Армен Абрамян, и следствие считает это взяткой. Стратегия защиты, судя по вопросам, заключалась в том, что на самом деле на ремонт была потрачена куда меньшая сумма, чем указанные в обвинении 2,5 млн рублей. По словам Паулова, одновременно Вершинин строил дачу для родителей и ремонтировал губернаторский дом в Карлинском — расходы на эти объекты следствие якобы «переписало» на дачу Озернова. Отметим, что от размера взятки зависит квалификация обвинения и, соответственно, наказание.

В явке с повинной Константин Вершинин при этом называл даже большую сумму — 3 миллиона рублей. Предприниматель объяснил это тем, что мог ошибаться при даче первоначальных показаний — потом, когда во время следствия изучили его записи и документы, размер вложений уточнили.

— В ходе следствия вами были добровольно выданы счета, но ни в одном не указан получателем ни Озернов, ни его тесть, а указаны ООО «Ин-сервис» (следствие считает, что фирма аффилирована Вершинину — прим.), сам господин Абрамян, ИП Абрамян. Как можно доказать, что эти материалы шли именно на дачу тестя Озернова?

— Надо смотреть [записи], я так вам не отвечу на этот вопрос.

<…>

— Применялся ли такой материал при ремонте дачи, как мрамор?

— Не вспомню, по-моему, нет.

— А на вашу дачу?

— По-моему, нет.

— Тогда как вы объясните, что в ваших черновых записях упоминается докупка мрамора на дачу тестя Озернова?

— Просто не могу сказать, давайте посмотрим записи. Не помню этого.

Во время допроса выяснилось также, что предприниматель Армен Абрамян, который ремонтировал дачу по просьбе Константина Вершинина, до сих пор не вернул от дома ключи. Адвокат заявил, что направил Вершинину заказное письмо с требованием их отдать. «Никаких проблем», — ответил свидетель.

«Считаю, все законно»

Часть вопросов защиты касалась контракта на ремонт помещений ситуационного центра в правительстве. Константин Вершинин рассказывал, что сроки на проведение работ были сжатые, и чтобы успеть, надо было приступить еще до начала конкурсных процедур. Анатолий Озернов на совещании, где присутствовал бизнесмен, якобы просил тогдашнего начальника «Ульяновскоблстройзаказчика» Константина Алексича обеспечить победу в аукционе компании «Ин-сервис», аффилированной Вершинину. Бизнесмен зарекомендовал себя после реконструкции здания представительства Ульяновской области в Москве, работы тогда курировал Озернов. «Было сказано, что было бы здорово, чтобы этот аукцион выиграла моя компания», — рассказывал Вершинин в своих показаниях в суде.

Фирма в итоге получила контракт. Завысив при исполнении сметы, бизнесмен похитил 245 тысяч рублей. По его словам, он стремился получить максимальную прибыль, чтобы компенсировать расходы на ремонт дачи Анатолия Озернова, который делал по его просьбе. Отказывать вице-губернатору он не хотел, так как надеялся на его дальнейшую помощь с контрактами.

— Когда решался вопрос о заключении контракта по ремонту ситуационного центра, Озернов вас как специалиста хвалил, ругал, какое отношение было? Вы еще его не подкупали на тот момент.

— Это происходило после того, как был закончен проект в Москве. Человек остался доволен тем, как было сделано, в какие сроки. После этого [решил, что] да, хорошая компания, устраивает в плане того, чтобы в максимально ближайшее время исполнить контракт, связанный с ситуационным центром.

— Каким образом Озернов мог повлиять на заключение контракта, если это не входило в его полномочия никоим образом?

— Я не знаю, как комментировать... Я не знаю.

— При вас Озернов давал команды участникам совещания, чтобы конкретные фирмы победили в конкурсе? Если да, каким образом это должно было происходить.

— Формулировки точно не помню, наверно, это есть в моих показаниях. Прошло два года, я не помню.

— Может, Озернов приказывал Алексичу, чтобы только фирмы Вершинина выигрывали?

— Приказов в таком виде не звучало.

<…>

— По вашему мнению, торги прошли законным путем?

— Если мы выиграли контракт, с нами заключили, я считаю, все законно.

— Как на это мог повлиять, по вашему мнению, Озернов, может, вам известно что-то?

— Мне об этом ничего не известно.

Первая крупная премия Озернова

Как считает следствие, взяткой Озернову была и покупка мебели: Константин Вершинин заказал и заплатил 120 тысяч рублей за шкаф, который установили в квартире бывшего замгубернатора.

— Почему, заказывая шкаф, договор на изготовление вы оформили от своего имени, а не жены Анатолия Озернова, которая была заказчиком шкафа?

— По-моему, это было пожелание «Русского леса» (производитель мебели — прим.), так как деньги отдал я. Если честно, не вдавался в детали, пришел, определился, что будем делать, принес деньги.

— Вы, наверно, слышали запись вашего разговора с сотрудником «Русского леса» Антоном. Он вас спрашивает, на кого договор оформлять, вы отвечаете: «Только на меня, на Ольгу (жена Озернова — прим.) не надо». Почему, если люди просили на них, вы на себя оформляете?

— Не отвечу на этот вопрос.

<…>

— Правильно понимаю, что все расходы по семье Озерновых вы записывали в черновые записи?

— Возможно, там и не всё. Не могу конкретизировать на 100%.

— Можете объяснить: по документам вы дали аванс [за шкаф] 65 тысяч 25 января 2020 года, но в ваших записях нет упоминания этих денег.

— Скорее всего, это туда не попало.

— Тогда почему 15 апреля появляется запись «50 тысяч Толя шкаф»? Она не вписывается ни в 65 тысяч, ни в 45 тысяч, заплаченные как вторая сумма?

— Мы говорим о документах, не видя документов, — пришел Вершинину на выручку его адвокат. Ответа на вопрос не прозвучало.

Александр Паулов также поинтересовался, в курсе ли бизнесмен, что в декабре 2019 года, то есть за месяц до заказа шкафа, замгубернатора «впервые в жизни» получил крупную премию — «миллион двести с копейками рублей», по словам адвоката. Видимо, таким образом защита намекала, что Озернов и сам был в состоянии оплатить эту покупку. Бизнесмен ответил, что об этом ему неизвестно.

«Не вижу хищения»

Анатолию Озернову и начальнику Управделами Ульяновской области Павлу Прокофьеву вменяют еще один уголовный эпизод. В 2020 году Управделами задолжало около 300 тысяч рублей организации, которая обслуживала правительственную столовую. Константина Вершинина попросили помочь с выплатой. Тот погасил долг со счета Армена Абрамяна по фиктивному договору — якобы организация кормила работников предпринимателя. Чтобы вернуть Вершинину деньги, чиновники позже заключили еще один фиктивный договор на ту же сумму — якобы Абрамян постриг кусты в Карлинской роще, хотя на самом деле ничего не делал.

— Кто предложил вам сумму [долга] оплатить — Озернов или Прокофьев?

— Если правильно помню, как написано в протоколе, Прокофьев обозначил проблему, Озернов обратился с просьбой, могу ли я помочь в этой ситуации, на что я согласился.

— Почему сразу не заключили договор от Прокофьева на службу обеспечения питания? Минуя вас.

— Да я был бы счастлив. Ситуация сложилась таким образом, что какие-то сложные перемещения на статьях расходов у бюджета, и на статью расходов на питание не было финансирования — возможно, так.

— Тогда почему ровно через неделю деньги появляются и вам их возвращают?

— Мне было все равно. Меня попросили помочь, я помог. Вернули через неделю — замечательно. Это же не бизнес-проект.

После оглашения явки с повинной Вершинина в допрос вступила адвокат Прокофьева Ирина Савельева.

— Сейчас моего подзащитного обвиняют в хищении денежных средств путем растраты. В эпизоде со столовой было хищение средств?

— Если вы меня спросите, то я не вижу хищения, потому что я деньги потратил, мне деньги вернули.

— Вы что-нибудь похищали в эпизоде со столовой?

— Нет.

— А с денег, которые вам вернули, отдавали что-то Прокофьеву?

— Нет.

Андрей Семёнов