8 мая 1906 года Симбирская городская дума утвердила устав кружка парусного и гребного спорта, включив его в реестр обществ и союзов города.
Учредителями новорожденного общества были сплошь представители городской интеллигенции: присяжный поверенный Виктор Феофанович Соколов, кандидаты на судебные должности Иван Иванович Ищерский и Владимир Павлович Мартынов, губернский секретарь Сергей Евгеньевич Разумов, коллежский советник, доктор медицины Илья Александрович Стрелков, надворные советники Федор Александрович Дивногорский и Владимир Федорович Соловьев, а также Николай Степанович Касаринов.
Целью провозглашалось «распространение в обществе охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, умение на них управляться, улучшение постройки судов и изучение вообще речного дела». Для этого кружок «учреждает гонки судов, назначает маневры, устраивает беседы по предметам, относящимся до речного дела, строит и покупает по силе средств суда и модели, заботиться об устройстве собственной шлюпочной мастерской. Кроме того, кружок имеет в виду, как полезное вспомогательное средство при своих занятиях, изучение всякого рода гимнастических упражнений и игр, так, например: плаванья, катанья на коньках, фехтования, бега на лыжах и т.п.».
Во главе кружка стоял командор, избиравшийся на год из числа членов объединения. А его членами могли стать лица всех сословий, достигшие 20-летнего возраста, за исключением воспитанников средних и низших учебных заведений. Кроме них, в кружок не допускались «те дамы, присутствие которых оскорбительно для семейств г.г. членов». Что имелось в виду, можно только догадываться.
Единовременный взнос при вступлении составлял 10 рублей, ежегодный – 6 рублей. В уставе особо отмечалось, что азартные игры в помещении кружка категорически не допускаются.
Что касается плавсредств, то они «…суть общественные или частные. Первые приобретаются на средства кружка и находятся в ведении комитета. Они, как гребные, так и парусные, предназначаются для надобностей кружка, в том числе для практических занятий его членов. Парусные выдаются не иначе, как членам кружка, признанными опытными в управлении ими. Вторые находятся в полном распоряжении своих владельцев, которые обязаны содержать их в исправности и опрятном виде».
Однако все эти суда, независимо от их принадлежности, должны были иметь свою гавань. И 22 мая того же года дума решила «отвести бесплатно кружку парусного и гребного спорта место для постановки дебаркадера на одну навигацию ниже пристани «Дружба».
В дальнейшем такие решения принимались ежегодно. Но не всегда единогласно. Так, на заседании думы в апреле 1909 года гласный И.И. Стеклов заявил, что не видит оснований к даровому отводу места, поскольку это общество существует для людей зажиточных, и ничем полезным по отношению к населению оно себя не проявило. Поэтому, считал гласный, следует назначить плату за пристань в 100-150 рублей, которые кружок, несомненно, заплатить может.
Коллегу поддержал гласный И.М. Сахаров. По его мнению, занятие гребным спортом доступно лишь людям богатым, а «так как пользы от этого мы не видали, то назначение небольшой платы возможно».
Против высказались члены кружка и некоторые другие гласные. В конце концов, дума назначила ежегодную плату по 100 рублей. Однако это решение продержалось недолго, и в июле того же года «из-за недостатка средств у кружка» плата была снижена в 2 раза. «За» проголосовало 22 гласных, «против» – 6.
Видимо, это спасло кружок от разорения, позволив ему существовать дальше. Во всяком случае, 22 декабря 1911 года газета «Волжские вести» сообщила о том, что «комитет кружка парусного и гребного спорта с 1 января предполагает оборудовать на одной из окраин города станцию, как место сборного пункта и отдыха лыжистов и помещение для хранения лыж. Помещением могут пользоваться кроме г.г. членов кружка и их семейств также и посторонния лица на правах гостей. Сезонные билеты для г. гостей - 2 рубля, учащимся – 1 рубль».
А 12 августа 1912 года «Симбирянин» известил горожан о том, что в парке кружка Колки (Колками в то время назывался лесной массив на волжском косогоре в районе современной улицы Тухачевского) открыта площадка для игры в лаун-теннис (старое название современного большого тенниса). Окончательную черту под детищем симбирских любителей водных прогулок подвела революция.
По материалам Государственного архива Ульяновской области