Приоритет качества над ценой в организации школьного питания — тренд, четко озвученный на федеральном уровне. Об этом на днях заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. 73online выяснил, насколько реален такой расклад в ульяновских школах и что для этого планируют сделать региональные власти.

Видимость дешевизны

О том, что при закупках продуктов питания для школ и отбора поставщиков услуги в рамках контрактной системы качество должно преобладать над ценой, Вячеслав Володин заявлял еще два года назад. Спикер Госдумы предложил внести в 44 ФЗ соответствующие поправки. На днях он очень эмоционально снова поднял этот вопрос на заседании парламента.

— У нас все разговоры сводятся к «Дайте денег на приобретение кухонного оборудования». А потом отдают его бизнесу, но это никак не влияет качество и количество приготовления. Все извлекают из этого прибыль. Вопрос — какая должна быть прибыль, ниже какой цены нельзя опускаться, чтобы было питание у ребятишек было качественным, — заявил Володин.

Что именно вызвало такую реакцию у спикера Госдумы? Источники в сфере соцпитания пояснили 73online, что это реакция на заявления «рачительных» чиновников, которые по сути не воспринимают (или не хотят воспринимать) посылы из федерального центра и до сих пор говорят, что нужно организовывать питание для детей «дешевле», чем это делают некоторые операторы соцпитания. При этом сравнивают либо стоимость урезанного рациона, либо скрытое финансирование из бюджета.

Расклад для примера. Одна из ульяновских школ обеспечивает детей питанием самостоятельно. Обед для старшеклассника стоит здесь 119 рублей. В другой школе кормит оператор. Обед обходится ребенку в те же 119 рублей. Но сопутствующие расходы (оплата труда поваров, доставка продуктов и прочее) в первом случае также оплачиваются из казны, а во втором — ложатся на плечи оператора. В итоге стоимость питания в школьной столовой оказывается на 20 процентов дороже чем у операторов и составляет 147 рублей. Вот такая «экономия».

Председатель правления Ассоциации предприятий отрасли социального питания, член Общественного совета при Минсельхозе РФ Андрей Плышевский рассказывает, что это глобальная проблема. И связана она с отсутствием централизованного управления питанием в школах.

— Образовательный процесс находится в региональном ведении. А вспомогательная деятельность — уборщицы и обеспечение детей питанием — полностью отдано на муниципальный уровень, а, точнее, в ведение директора. В итоге даже в одном муниципалитете качество питания в разных школах может отличаться кардинально. Федеральные средства, выделяемые на бесплатное питание школьников 1-4 классов, покрывают только стоимость продуктов; остальное — зарплата работников, доставка продуктов и прочее — ложится на муниципалитет. В среднем это 25-65% плюсом к тому, что лежит на тарелке. Где-то ситуация лучше (в частности, в Ульяновске), где-то хуже — это касается сельских районов, отдаленных регионов. Чтобы выровнять ситуацию — и об этом говорит Вячеслав Володин — нужно переводить питание, как и учебный процесс по возможности на региональный уровень, чтобы везде были одинаковые условия и качество предоставленной услуги, — говорит Плышевский.

Кормить одинаково

В конце октября прокуратура провела масштабную проверку в ульяновских школах и выяснила отклонения от типового регионального меню при заключении контрактов директорами школ. Это значит что исполнители по контрактам могут потратить деньги на более дешевые продукты, причинив ущерб ущерб бюджету и накормив детей некачественными продуктами.

По итогам проверки образовательным учреждениям предписали заключить дополнительные соглашения с операторами питания, в которых будут установлены требования по соблюдению регионального меню. Представление прокуратуры также внесено начальнику Управления образования городской администрации – заключение контрактов должно было контролироваться, в том числе, с их стороны.

Зампредседателя правительства Ульяновской области Сергей Кучиц рассказал о разработке законопроекта, который следует федеральному тренду. Документ закрепит действие единого регионального меню для всех образовательных учреждений области. Сейчас идет работа над концепцией законопроекта, он доработан с учетом мнений Роспотребнадзора, прокуратуры, профильных министерств.

— До 1 декабря документ будет внесен на правовую экспертизу и пройдет первое обсуждение на комиссии Общественной палаты Ульяновской области. Планируем, что закон вступит в силу с началом следующего учебного года. Принять в окончательной редакции планируем до лета 2023 года, чтобы у организаций было достаточно времени подготовиться к его реализации, — уточнил Кучиц.

Главная новелла закона —то региональное правительство будет утверждать типовые меню для всех категорий детей и всех типов организаций (в том числе, муниципальных), определять характеристики продуктов, перечень блюд, норматив затрат на организацию питания. В документе пропишут все необходимые требования к организации питания детей: соблюдение типовых меню и характеристик продуктов питания в соответствии с ГОСТами, согласование контрактов и изменений в меню с уполномоченным органом, определенный режим питания детей, требования к питанию детей с заболеваниями и так далее.

— Все это позволит обеспечить питание всех детей в соответствии с единым меню и едиными нормами, — считает Сергей Кучиц.

— Наша позиция — вне зависимости от того, льготник ребенок или нет, учится он в начальной школе, или в 5-11 классе, — питание должно быть одинаковое. И этого действительно можно добиться принятием соответствующего регионального закона, — считает руководитель Агентства здорового и социального питания Ульяновской области Алексей Волков.

Личная ответственность

Что же касается приоритета качества над ценой, то обещание Володин выполнил. В 44-ФЗ были внесены поправки, которые предполагают, что поставщика услуги и продуктов можно выбирать разными способами.

— Есть конкурсы, где можно установить качественные критерии, и аукционы и запросы котировок, на которых роль играет исключительно цена. Вывод — нужно использовать конкурсы. Также в Ульяновске уже применяется практика заключения между поставщиками услуги и школами долгосрочных контрактов, где главный критерий — именно качество. Так что тенденция эта правильная, полностью соответствующая федеральному тренду, — уточняет Алексей Волков.

По его мнению, для того, чтобы повысить качество питания в школах нужно также решить вопрос с тем, чтобы из бюджета на эти цели выделяли достаточно средств. Кроме этого, необходимо повысить ответственность самих руководителей учебных заведений. Зачастую поставщики привозят продукты без документов, ненадлежащего качества. Однако директора смотрят на это сквозь пальцы, не занимают жесткую позицию, вплоть до расторжения контракта. Строгий контроль и личная ответственность за качество питания должны снять эту проблему.

Фото: Госдума РФ

Виктория Чернышева