Кто бы мог подумать? В консервативном городе Ульяновске, там, где, кажется, до сих пор бродит призрак коммунизма в кепке Ильича, – рок-клубы, дискотеки, вечера под зарубежную поп-музыку… О музыкальной жизни Ульяновска 1970-80-х, первом рок-клубе города, создании одного из главных иллюстрированных справочников по легендарной группе The Beatles и других своих изданиях рассказал в интервью для проекта «Годы и люди» музыкальный библиограф Владислав Ястребов. Материал подготовлен студентами кафедры журналистики УлГУ.

- Владислав Викторович, в 15 лет вы приехали один из Казахстана в Ульяновск. Почему выбрали именно этот город?

- А меня никто не спрашивал. Я знал, что здесь Электромеханический техникум, хорошая профессия – отделение ЭВМ (приборы и устройства). И так получилось, по семейным обстоятельствам, в августе я сюда уехал учиться.

- На первом курсе у вас была своя музыкальная группа, с чего всё началось?

- Она просуществовала буквально несколько месяцев. Это получилось так: во время «картошки» я не поехал на неё, у нас в Казахстане ездят на хлопок, а здесь на картошку, и я как-то умудрился не поехать. Меня оставили в техникуме заниматься электрической проводкой и так далее. И вдруг я увидел одну комнатушку на первом этаже, где стояли какие-то музыкальные инструменты. Я это запомнил. А когда приехали мои друзья, с которыми я успел в сентябре подружиться, я говорю: «Давайте группу организуем». Они спросили меня: «А как»? И я им ответил, что есть инструменты.

Мы пошли к нашей классной – Тамаре Константиновне Николаевой, попросили поговорить её с завучем и директором, чтобы нам дали эту комнатушку с инструментами. Она говорит: «Это хорошо, но у меня есть хороший музыкант Юра Николаев. Он учится на втором курсе, вы с ним, наверняка, споётесь. Подойди к нему, может, он тоже захочет». Я нашёл его, подошёл, он на курс старше нас был:- Ты с нами хочешь?- Хочу!

Ну, и мы начали репетировать, а уже буквально через месяц - в это сложно поверить, но это так - уже попытались записать одну песенку «Дом восходящего солнца». Причём записать как? Не было многих приборов, например, ревербератора, но мы просто магнитофон поставили на пол в фойе, расположили инструменты вокруг, чтобы барабанная установка не заливала звук, и повернули в коридор. Получилось очень неплохо. Барабанная установка не заливала звук, там ещё своеобразное эхо получилось, и записали, но даже вокала, и смешно сказать, микрофона не было. Но потом, где-то через месяц, к новому году начались проблемы: я получил 11 единиц по черчению за несданные чертежи, у Юры тоже проблемы – надо к сессии готовиться. Потом уже выяснилось, что мой друг Вадим Шишкин параллельно устроился в ВИА «Радуга» при Центральном универмаге. Ну, и как-то всё само собой развалилось, беда только в том, что кассетка с этой записью не сохранилась.

- В каком жанре исполняли свои песни?

- Это такой поп-рок, стандартный такой вариант: две гитары, барабанная установка и, условно говоря, клавишный инструмент, но в то время называлось это ионикой - очень красивая и мелодичная.

- А в Ульяновске какой жанр был популярен?

- Каждому нравилось своё. На мой взгляд, меломанов в то время было немного, и, в первую очередь, конечно, слушали хард-рок. Тогда в «зените славы» были группы: Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth, Grand Funk Railroad. Вот мне очень нравился дуэт Simon & Garfunkel, насколько помню, половина моих знакомых даже не знали, кто это такие.

- Когда зарубежная музыка начала набирать обороты по всему миру, в Ульяновске как обстояли с этим дела?

- Что касается запада – это же всё сотня лет. Начиная с кантри, блюза, формировался джаз традиционный, появились электронные инструменты, в начале 1950-х рок-н-ролл и всё это сосуществовало вместе. У нас страна была такая, где, начиная от «Пасодобля», заканчивая танцами всякими, шейки, твисты были запрещены, рок-музыка была под запретом, и ВИА разрешали исполнять только определённые песни. Нельзя сравнивать, там был полная свобода, а у нас не было. Вот сейчас у нас полная свобода, поэтому есть всё, что угодно, начиная от Моргенштерна* и заканчивая ансамблем «Машина Времени» и все сосуществуют, всем всего хватает.

- Вы побывали на множестве концертов. Помните свой первый концерт в Ульяновске?

- Первый концерт, на котором я побывал, состоялся за год до того, как я устроился на работу. Мой хороший друг – Вадим Шишкин однажды подходит ко мне и говорит:

- Слушай, хочешь на концерт сходить?

- Хочу, а куда?

На что он мне ответил, что в Ленинский мемориал приедут «Песняры». Да ещё бы я не хотел, мне «Песняры» очень нравились. Мы пришли на концерт, у меня бесплатные билеты, мы в самом конце зала, а после пятичасового концерта мы пошли за кулисы, это вообще обалдеть. На лестницу поднимаешься, а там стоят и курят Мулявин (Владимир Мулявин – художественный руководитель ВИА «Песняры», певец, композитор – прим. ред.), ещё какие-то люди, в общем человека три точно из «Песняров». Ну, мы проходим, как не заговорить-то?

Я обнаглел - и к Мулявину, говорю:

- Слушайте, а вы недавно из США?

Они как раз тогда приехали, это было то ли в начале, то ли в конце 1977 года. Он отвечает мне:

- Какие продвинутые меломаны в Ульяновске.

Ну, и у нас завязался разговор, и так доброжелательно поговорили, пожали друг другу руку. Так вот состоялось знакомство.

А где-то в 1978 году, к окончанию третьего курса, тот же Вадим Шишкин подходит и говорит:

- Слушай, деньги нужны?

- Конечно, нужны.

- На работу хочешь устроиться на лето? В Мемориале.

- А кем именно?

- Да рабочим сцены.

А мы уже предыдущее лето работали в совхозе декоративной культуры, это в Белом ключе. На следующий день приехали с паспортом, выяснили, что рабочий сцены нужен только один. И получилось так, что там нужен был электрик-осветитель, на что я с удовольствием согласился. И вот с мая или апреля месяца работали в Мемориале. Там же целый день, а я же ещё учился, но мне пошли навстречу: то есть работаю полдня, зато потом - на всех репетициях симфонического оркестра, на всех их концертах. Я проработал лето, мне понравилось. Вадим, конечно, уволился дальше учиться. А я спросил, можно ли совмещать, мне и разрешили. Я совмещал весь четвертый курс, работал и учился в техникуме. Это было супер, потому что все концерты, доступ ко всем музыкантам абсолютно свободный тогда был. Просто фантастика.

- А как в Ульяновске появился рок-клуб?

- 11 сентября 1982 года мы открыли рок-клуб в ДК Первомая (Дворец Культуры имени «1 мая») - это на Нижней террасе. Но он просуществовал полгода, потому что КГБ всё это дело прекратило. Меня вызвали в КГБ, это был март 1982 года, и популярно объяснили, что и музыку я пропагандирую не ту, и интервью не у тех людей беру, и вообще это безобразие надо прекратить. Ну, и я сказал, что уже прекратили, без меня. У нас даже афиши там сожгли, но у меня свербило. Мы пытались в другом месте открыться, провели одно мероприятие, потом в ресторане «Космос» за Свиягой, парочку вечеров в общежитии на севере Политеха и везде после первой программы нам везде сказали:

- Не-не-не, ребята, с такой музыкой не надо.

И так получилось, что в ДК имени Чкалова была такая художница Пономарёва Наталья, я говорю: «Вот есть очень хорошая идея». Я проводил там дискотеку для Политеха на студенческой весне. Ну, ей это дело понравилось, и она предложила провести у них. Я отказался, сказал ей, что хочу рок-клуб, рассказал ей идею, на что она мне ответила: «Что-нибудь придумаем». И когда я в 1983 году остался без работы, позвонил Наталье. И там у них была возможность устроиться электриком. Спросил у неё насчёт рок-клуба, а она мне предложила:

- Давай так, рок-клуб и дискотека.

Это было не моё желание, но дискотека зарабатывала деньги, для того, чтобы существовал рок-клуб. Вот и всё.

- Пользовались ли популярностью студии звукозаписи в Ульяновске?

- Бешеной. Тогда был дефицит музыкальной информации, а получилось так, что за годы существования дискотеки и рок-клуба мы собрали огромную фонотеку. Причем фонотеку качественную, грамотную, то есть названия песен, альбомов, годов, всё-всё было. Плюс, опять же, поднакопились какие-то деньги на хорошую аппаратуру. У нас были очень хорошие катушечники – «Олимп», «Электроника» и даже Akai. И только фирменные кассетники - Pioneer и Akai. Так что с качеством было всё в порядке. Была оперативная студия звукозаписи на улице Гончарова, они выполняли заказ за трое суток. А мы, обыкновенная студия звукозаписи, стали выполнять заказ за сутки. Огромная фонотека, хорошее качество информации, всегда свои кассеты и катушки. Очень хорошо шло.

- Вы автор самого крупного справочника в мире по ливерпульской четвёрке – группе The Beatles. За счёт чего удалось достичь такой популярности материала?

- Насчёт крупности сказать не могу. В России уже выходил тоже неплохой справочник, просто у нас в силу моей симпатии к группе The Beatles и долговременности сбора информации, в первую очередь, статей, получилось всё гораздо объёмнее, точнее и шире. Шире - в каком смысле: не то, чтобы у нас в России или СССР, а даже в мире нет нотографии! Практически во всём мире не собирали статьи, потому что там «триллион» этих статей. Обычно библиография - книжная, мы же сделали и статейную библиографию, причем на нескольких языках СССР – тогда собирали со всей страны газеты, которые выпускали статьи и рецензии на музыку и альбомы, вырезали статьи - был специальный отдел вырезок - и рассылали подписчику за очень небольшие деньги. Отсюда у меня был очень большой библиографический материал. И плюс описание по статейной и книжной библиотеке, то есть того, что мне было недоступно в силу разных причин, по 1970-1980 годам, допустим: я физически не успевал купить газеты и мог просто не знать о них. Получилась очень хорошая, без ложной скромности, библиография. Просто таких нет, почему таких? Потому что библиография, дискография, нотография и т.д. Обычно же специализировались или только на дискографии, или только на библиографии, собрать всё в одну кучу видимо никому в голову не приходило.

- Почему они, а не The Rolling Stones или Deep Purple?

- Во-первых, чисто симпатия. Нас же никто не заставлял палками-розгами сделать про The Beatles. Они всегда очень нравились. У нас в своё время в рок-клубе вся картотека была общая, это несколько десятков тысяч карточек, которые я всю жизнь собирал. И там The Beatles были в начале. Всегда интересно посмотреть, как люди преподнесут какие-то песни, альбомы. Был 1985 год, тогда ни о какой книжке мечтать нельзя было, но мне почему-то в голову пришло: «Вот бы книжку сделать». Я помню, на следующий день завел два отдельных ящичка и стал более интенсивно собирать материалы.

Вы говорите - The Rolling Stones. Но вот The Beatles всегда, по всем позициям их опережали - и по количеству хитов, и по популярности, и по количеству обезумевших девушек. Хотя, кстати, буквально через полгода я сделал программу по The Rolling Stones, которые мне тоже очень нравятся. Но даже она пользуется популярностью гораздо меньше. Да, хорошие там песни, мои любимые: Angie, Paint it black и ещё парочка есть. Но вот не то. Российскому менталитету гораздо ближе «битлы»? чем The Rolling Stones. Всё-таки первые больше на европейской стилистике основаны, а вторые - на блюзовой, американской. Может быть, поэтому.

- В 2004 г. вышел обширный энциклопедический справочник «Женщины в зарубежной популярной музыке» о более чем 4000 исполнительницах и женских коллективах за последние сто лет. Почему именно женщины?

- Знаете, вот ничего просто так не бывает. В своё время у нас в рок-клубе была программа «Женщины в роке», и делал её мой очень хороший приятель Сергей Трошин, который до сих пор занимается тяжёлой музыкой, по концертам Deep Purple ездит и т.д. Живёт и преподаёт в Майне. Он у нас был заведующим в секции зарубежной музыки и сделал такую программу. Естественно, под нашим непрерывным взглядом. Мне тоже понравилось, какие-то вещи для себя открыл впервые. Стал гораздо больше слушать не только хард-роковых женщин, но и вообще самых разных. Выяснилось, что это очень интересно. Я тогда ему ещё сказал, что мысль очень хорошая. И опять же, просто набирался годами материал. В определённый момент этого материала появилось много, сели и сделали. Вот корни, можно сказать, с этой программы и начались - в 1985 году в ДК Чкалова. А вышел справочник в 2004 году. 19 лет прошло, так всё долгое время и копилось.

- В 2016 году вышла книга «Бог есть любовь». Книга знакомит с биографией епископов, митрополитов, проблемами симбирской епархии. Выпустили вы её вместе со священником Ильёй Николаевичем Косых. Почему от музыки вы перешли к религиозной теме симбирских храмов?

- Никакого перехода не было. Я очень многих спрашиваю знакомых: «А вы когда первую Библию читали?», в основном в 1990-2000 годах. Я свою первую Библию купил в 1988 году в Неопалимовской церкви. Там, насколько помню, раздавали кому-то бесплатно, но я купил. И с удовольствием и интересом изучал. Кстати, мне всегда это интересно было. Мы пытались параллельно готовить программы на религиозную тему: рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса Jesus Christ Superstar, маленький блог сделали о ленинградской группе «Трубный зов», которая исполняла песни на религиозную тематику. Поэтому было интересно.

Я всегда собирал какую-то информацию. Где-то в году, боюсь соврать, в 1985-м ко мне подошёл один из приятелей: он показал открытки с фотографиями храмов и спросил, видел ли я такое. Я начал его расспрашивать, где это. Он мне рассказал, что их уже снесли. И вот что-то меня кольнуло и заинтересовало. И я стал собирать информацию.

Материала на эту тему вообще очень мало, но то, что увидел, - раз – и вырезал, раз – записал. А уже гораздо позже, где-то в 2014 году, в Интернете встретил очень хороший материал, смотрю, подпись - Николай Косых. Отец Ильи Косых - предстоятеля церкви Трёх Святителей на улице Гончарова. Отца не стал беспокоить, позвонил Илье Косых, рассказал ему, что прочитал его материал, мне очень понравилось. А оказалось, что это его дипломная работа. Я предложил ему из этого сделать книгу, но он отказался по причине физической занятости. Но он мне предоставил материал и сказал, что могу с ним делать всё, что хочу. Ну, раз такая индульгенция была получена, я это всё перевёл на компьютере, убрал там несколько ошибок, добавил много своего материала. В итоге из 60 страниц дипломной работы получилось 200 с лишним страниц будущей книги. Я ему послал текст, мы все согласовали. Книга вышла спустя год работы. Подытожу: это был не переход - вот с музыкой завязал и ударился в религию, нет. Всё шло параллельно.

Интервью записано в ноябре 2020 г. Автор - Илья Михно

Фото - Владислав Ястребов, www.73online, www.ulpravda.ru

* Моргенштерн Алишер Тагирович включен в реестр физ. лиц, выполняющих функции иностранного агента