Министерство просвещения Ульяновской области составило рейтинг 25 лучших школ региона. В этом году лицею при УлГТУ и гимназии №65 удалось вытеснить из тройки лидеров многопрофильный лицей №20 и авторский лицей Эдварса. Школы отбирались по качеству всех ступеней общего образования, достижениям учеников, созданию современных условий обучения. В качестве поощрения за высокие показатели лучшие учреждения получат 15-процентную надбавку к финансированию из областного бюджета.

Составлением рейтинга школ занимается департамент общего и дополнительного образования и воспитания областного минпросвещения. Ведомство Натальи Семеновой составляет этот список пятый год подряд. На этот раз лучших отбирали из 389 участников. Напомним, в прошлом году на место в топ-25 претендовали только 200 учреждений.

При ранжировании учитывается ряд критериев. Прежде всего это качество образования начальной, средней и старшей школы, внеучебные достижения учеников (олимпиады), соответствие школы современным требованиям (оборудование, наличие кабинета химии и информатики и т. д.), исследовательская деятельность, а также создание современных условий обучения. Рейтинг составляется на основе статистики, которую сдает каждая школа. Цифры проверяются федеральным министерством просвещения.

В механизме расчета рейтинга за 2020 год были изменения: так, из-за пандемии не учитывались результаты ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Кроме того, в борьбе не участвовали гимназия №1 В.И. Ленина, лингвистическая гимназия №2 и многопрофильный лицей №20: в этом году они имеют статус государственных школ РАН и являются учреждениями повышенного уровня подготовки.

Напомним, что в 2019 году на первом месте в рейтинге лучших школ был многопрофильный лицей №20, далее расположились городская гимназия Димитровграда и авторский лицей Эдварса. В 2020-м в тройке лидеров произошли изменения. На первую строчку вышел лицей при УлГТУ (бывшая 4-я школа, что на улице Радищева), директор Наталья Котельникова. За год организация поднялась с четвертого места. Следом идут городская гимназия Димитровграда, которая, как и в прошлом году, стала второй. На третьей позиции — гимназия №65. Ей удалось подняться сразу на 10 пунктов.

В лицее при УлГТУ учатся 1100 детей. По словам директора Натальи Котельниковой, администрация не предпринимала каких-либо специальных мер, чтобы занять первую строчку в рейтинге, хотя и мониторила показатели работы.

— В этом году мы стали региональной площадкой для олимпиады МТИ - Всероссийской инженерной олимпиады. В прошлом году у нас было пять победителей этапа в разных номинациях и поэтому нам поступило такое предложение. Кроме того, мы стали областной площадкой олимпиады для подготовки команды информатиков. Затем мы вступили в консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования РФ. Это школа Санкт-Петербурга №777. Туда входят 33 ведущих образовательных организации из разных регионов по инженерно-техническому направлению. Также мы реализуем региональный проект инженерной школы УлГТУ и проект инженерного класса высоких технологий. Кроме того, у нас хорошие результаты по успеваемости: три стобалльника по ЕГЭ, порядка 150 высокобалльников, — рассказывает Котельникова.

Что касается пандемии коронавируса, которая могла отразиться на результате рейтинга, то в этом плане учреждению было немного проще, чем остальным. "Мы все же инженерно-технологический лицей. У нас хорошо развиты информационные технологии и дистанционное образование", — комментирует директор.

Гимназии 65 имени Никаса Сафронова (расположена в Новом городе) Инессы Куликовой удалось сделать настоящий прорыв в этом году. В 2019-м ее учреждение занимало 13 строчку, а в 2020-м взлетело до 3 места. По словам руководителя, они долго к этому шли, ежегодно повышали свой уровень, участвовали везде, где только можно.

— Гимназия №65 всегда работала в инновационном образовательном пространстве как на муниципальном, региональном, так и на всероссийском уровнях. Мы были областным опорным учреждением, имели статус Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ, статус опытно-экспериментальной площадки Российской Академии образования «Институт семьи и воспитания». В 2019-2020 гг. педагоги гимназии участвовали в проекте «Интеллектуальный потенциал России», во Всероссийском педагогическом форуме «Образование – взгляд в будущее», конференции «Научный потенциал России – XXI», российском фестивале-конференции «Мне в любви объясняется Поволжье». Их поддерживали и наши учащиеся. Например, две наших ученицы Алина Абитова и Алиса Нефёдова участвовали во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» и вышли в полуфинал. Алиса стала финалисткой конкурса и ездила в составе делегации от Ульяновской области во всероссийский центр «Артек». И это лишь малая часть, — говорит Куликова.

Стабильно занимает второе место городская гимназия Димитровграда (директор — Наталья Печерина). Надо сказать, что она представлена и в других рейтингах: например, занимает вторую строчку в списке 100 лучших школ России по критерию конкурентоспособности выпускников — димитровградские гимназисты успешнее других поступают в лучшие вузы страны.

Также в список 25 лучших школ Ульяновской области вошли:

  • Лицей при УлГТУ №45, г.Ульяновск
  • Гимназия №44 им. Деева В.Н., г.Ульяновск
  • Лицей №38, г.Ульяновск
  • Авторский лицей Эдварса №90, г.Ульяновск
  • Мариинская гимназия, г.Ульяновск
  • Гимназия №34, г.Ульяновск
  • Лицей №11, г.Ульяновск
  • Гимназия №33, г.Ульяновск
  • Гимназия №79, г.Ульяновск
  • Средняя школа №21, г.Ульяновск
  • Губернаторский лицей №100, г.Ульяновск
  • Средняя школа №72 с углубленным изучением предметов, г.Ульяновск
  • Гимназия №59, г.Ульяновск
  • Гимназия №13, г.Ульяновск
  • Гимназия №30, г.Ульяновск
  • Ундоровский лицей, Ульяновский район
  • Лицей №16, город Димитровград
  • Октябрьский сельский лицей, Чердаклинский район
  • Лицей №40 при УлГУ, г.Ульяновск
  • Вешкаймский лицей им. Б.П. Зиновьева при УлГТУ, Вешкаймский район
  • Средняя общеобразовательная школа №1 Барышского района
  • Средняя школа №76, г.Ульяновск

В качестве поощрения организации из топ-25 получат прибавку к финансированию в размере 15%. В итоге у каждой получится своя сумма, которая будет зависеть от количества учеников. Деньги пойдут на зарплату педагогам, то есть они будут получать больше, чем их коллеги в школах, которые в рейтинг не вошли. Также учреждения могут приобрести дополнительное оборудование.

Елена Скворцова