Назир Шамсутдинов — мастер спорта международного класса по борьбе, яркая фигура в ульяновском спорте и общественной деятельности. Он был первым президентом местного Олимпийского совета, возглавлял федерацию спортивной борьбы, руководил региональным отделением партии «Родина», был депутатом Ульяновской городской думы IV созыва и даже успел побывать министром спорта. Наверное, его деятельность в роли главы Минспорта была самой недолгой в истории Ульяновской области — всего месяц. Однако обо всем этом Назир Асхатович может говорить честно и открыто, выделяя проблемы и намечая пути их решения. Одна из важных составляющих его личности — православная вера. Назир, в крещении Назарий, принял православие уже в сознательном возрасте, в этих же традициях воспитывает и детей. Мы встретились с Назиром Шамсутдиновым накануне его 50-летия, поговорили о сегодняшних проблемах в ульяновском спорте, о безвременье в министерстве и о вечных ценностях.

- 50 лет — это личный рубеж. В то же время происходит очередной слом времен: царская Россия, Советский Союз, демократическая Россия, подготовлен еще один слом, он будет жестким. Хочу дать совет — не живите одним днем. В канун 50-летия, которое я отмечать не буду, мне ближе именины, я бы хотел попросить у всех прощения. Хочу перейти этот рубеж с некоторым покаянием. Кстати, мой день рождения приходится на праздник Покров Святой Богородицы. Это для меня тоже очень важно.

- Вся ваша жизнь связана со спортом. Что сейчас происходит в этой сфере? Как спорт развивается в Ульяновской области?

- Сейчас я член общественного совета при Минспорта, вице-президент Олимпийского совета, вице-президент Конфедерации олимпийских единоборств и после семилетнего перерыва по просьбе коллектива вернулся к руководству Ульяновской областной Федерацией спортивной борьбы. В целом, на мой взгляд, любое дело требует планирования и обеспечения ресурсами. Во главе планирования должна быть идея. А смысл обосновывается приоритетами. Если каждый человек знает, что в спорте высшая точка — это Олимпиада, то под нее и надо подгонять смыслы, планы, ресурсы, и соответствующим образом их распределять. Я считаю, что мы находимся в перманентной борьбе между двумя лагерями. Она, с одной стороны, поднимает конкуренцию, а с другой — выхолащивает, не дает работать в спокойном режиме. Отсутствие должного планирования и приоритетов приводит к перекосам и к внутреннему напряжению, когда спортивная отрасль дробится на группировки и нарушается субординация. В отрасли разработана концепция стратегии развития. Она утверждена Общественным советом, по ней планировался бюджет 2020 года. Губернатор намерен встретиться со спортивной общественностью для ее утверждения. В рамках утвержденной стратегии появится та среда, которая позволит созидать, не конкурировать за «доступ к телу», а спокойно работать. А сейчас элемент лоббирования зашкаливает, мы вынуждены иногда подменять содержание формой, передергивать. Например одним из приоритетов является оценка экономического и социального эффекта в разрезе предполагаемых затрат и привлечения внебюджетных средств для строительства спортивных объектов и проведении массовых мероприятий, пресловутых «шариков-фонариков».

- Почему сейчас безвременье в министерстве спорта? Почему, на ваш взгляд, ушел Николай Цуканов?

- Я был в статусе министра месяц. Мне помешали завышенные объемы работы, зачастую не связанные с отраслью, большое количество задач, не обеспеченных ни временем, ни кадрами, ни финансами. Но это стиль работы всей страны. Ты прыгаешь с одной задачи на другую, точно понимая, что эта задача или не выполнится качественно или вообще она не предназначена к выполнению. Как это назвать — вредительством, головотяпством? Вместо того, чтобы получать удовлетворение от работы, люди понимают, что на работе тебе приказано умереть. С рабочего места - в больницу на фоне претензий от семьи, это в порядке вещей. Руководители превращаются в машины, которые работают по 25 часов в сутки, с весьма сомнительным КПД. Министры менялись очень быстро — в среднем, в год по одному, негативность такой практики была отмечена на форуме «Россия – спортивная держава» в Нижнем Новгороде. Да и в целом многие наши наработки нашли отражение в докладах, сделанных в рамках этого форума. Николай Валерьевич Цуканов — один из лучших руководителей за последнее время, с учетом, что надо встраиваться в современные условия, он оставался традиционалистом. Цуканов был на своем месте, он смог сбалансировать внутриотраслевые отношения, опирался на предложенную стратегию, выстроил баланс между рабочей и имиджевой частями стратегии развития. А на деле что происходит? К примеру, спортивная общественность билась за установку бюстов Ульяновских олимпийских чемпионов. Это нормальная практика везде. Но не смогла продавить это мероприятие в рамках форума «Россия — спортивная держава», при этом находят 3 млн рублей на какого-то рэпера, а сумму в 3 раза меньше на бюсты Героев спорта, нет. Так что это было, спортивный форум или концерт? В качестве отступления хочу добавить, что физкультура и спорт - это только одна из составляющей гармоничной личности наряду с духовно-нравственным воспитанием и образованием.

- А как это было в ваше время? Вы же сами с детства в спорте...

- В борьбе я с 9 лет, в 23 - «ветер перестройки» нас выдул с ковра. Я не идеализирую советский период. Могу сказать, тогда существовала общая идея и система, существовали смыслы. Выходя на международную арену, мы понимали, что мы часть внешней политики. Мы были социально обеспечены на всех этапах подготовки и после того, как заканчивали спортивную карьеру. Это была творческая работа. Стимулов было достаточно, и спорт был профессией. Сейчас нам очень не хватает национальной идеи. Ведь одно время даже гарант конституции сделал предположение, что национальная идея — это конкуренция. Что называется: делайте выводы…

- А после 23 лет вас куда занесло? Чем вы занимались?

- Потом было смутное время для всех. Девяностые, это переломный и переходный период, не без издержек, благодаря которому я теперь тот, кто есть.

- Но тем не менее в спорте вы оставались?

- Никогда не был вне спорта. Занялся общественной деятельностью. Общественная работа — это эмоции. Когда они заканчиваются, начинаешь гнать брак. Например, период моей работы в федерации борьбы — около 5 лет. Мы тогда расширяли географию, пополняли материальную базу, занимались патриотическим воспитанием, несколько раз признавались лучшей федерацией, однако объективно допустили пару стратегических ошибок. Затем начал искать новые площадки для реализации с учетом расширения кругозора и понимания сути вещей. Поиски привели в политику. Моя политическая активность началась с Ульяновской городской думы, где я был в качестве депутата. Заходил я туда с площадки «Единой России», а через полтора года по идейным соображениям из нее вышел, зная, что понесу личные потери в части карьеры и т.п. Вначале был увлечен выборным процессом, он был напряженным, мне достался интересный соперник, коммунист. Потренировали они меня нормально. От выборов к выборам нужно было агитировать избирателей своего округа голосовать за партию, олицетворяющую систему власти, постулаты которой я уже не разделял. С 2012 года я живу в перманентной, но конструктивной оппозиции к существующему порядку вещей. Затем я руководил отделением партии «Родина». Через какой-то период мне стало понятно, что всё это большая игра, все партии «разлиты из одной бочки», с их помощью происходят манипуляции населением. Я понял, что любая партийная площадка — не моя площадка. Следующим местом для меня стала Симбирская Губернская община, ее силами мы в моем округе построили Покровский храм, Слава Богу. В общине мне было наиболее комфортно и понятно, идея была в продвижении православия и традиций Великой Руси, в реализации всего разумного, вплоть до образовательных программ. Община никуда не делась, все люди рядом. Это для меня был самый светлый период активной деятельности.

- Почему же вы выбрали православие?

- «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Родители у меня были советские атеисты, а горнило 1990-х и заложенные семьей моральные ценности привели меня к поиску формы. Форму я увидел в вере в целом, а потом прочувствовал содержание в вере православной, и в возрасте примерно 30 лет я крестился в честь святого мученика Назария. Потому что отсутствие идеи и абсурдность государственной линии развития заставляли за что-то зацепиться. Естественно, в жизни бывали такие обстоятельства, где кроме Бога мне было не на кого положиться. Есть заповеди, через которые происходит понимание смысла вещей и поиск инструментов к спасению. Для меня ближе: «блаженны алчущие правды» и «положивший душу за други своя спасен будет».

- Как вы детей воспитываете, в православных традициях?

- Да, только в этой традиции. Православие — это всегда жертва, пост, молитва, помощь ближнему, жизнь в венчанном браке. У нас четверо детей. Наша задача — воспитать детей так, чтобы не попасться на удочку дьявола и не решить, что наш временный мир — и есть вся жизнь. Сейчас институт семьи усиленно разрушают, и все эксперименты, заканчивающиеся ювенальным беспределом. Традиционную семью надо сохранять.

- Не нужно откладывать на потом и думать, что успеешь всё исправить?

- Да, откладывание на потом — это безответственность к себе и ближним. Но это работает, только если человек понимает, что за гробом есть жизнь вечная. Не так давно был случай — ехала семья на свадьбу, а оказались на кладбище — ДТП… Одна спасенная душа для Бога дороже, чем весь мир!

Валерия Галерская