Как перебороть стресс перед госэкзаменом, кем хотят быть ульяновские выпускники, куда обратиться талантливому ребенку — об этом и многом другом в интервью 73online.ru рассказала министр просвещения и воспитания Ульяновской области Наталья Семенова.
— Наталья Владимировна, как в этом году организованы ОГЭ и ЕГЭ? Есть ли новшества?
— Два года мы прожили в ковидной истории, и организация экзаменов проходила в ином формате. Сейчас возвращаемся в доковидный период. 9-ти и 11-классники сдают по два предмета (математику и русский), чтобы получить аттестат и два предмета по выбору. Выпускников у нас более 10 700 (9 класс) иоколо 5280 выпускников (11 - 12 классы).
Что касается новшеств. Роспотребнадзор отменил шахматную рассадку детей, теперь они сидят обычно — каждый ребенок за отдельной партой. Но сохранилась часть требований — обязательна термометрия, чтобы дети не приходили с температурой, наличие рециркуляторов и дезсредств в кабинетах и при входе. Маски не нужны — только если родитель сам посчитает, что ребенок должен быть в ней.
— Изменилось ли содержание экзаменов?
— Выпускники 11 класса сдают ЕГЭ по новым федеральным образовательным стандартам. Есть некоторые изменения в части содержания — теперь ребенок должен не просто выбирать краткие ответы, как было ранее, а получил возможность рассуждать, анализировать. Это открытые ответы. Например, вопрос, касающийся Великой Отечественной войны, в прошлом году предполагал краткие ответы. В этом году нужно было вспомнить исторические материалы, проанализировать порассуждать, аргументировать.
В ЕГЭ по базовой математике добавлены задания, проверяющие умения выполнять действия с геометрическими фигурами, строить и исследовать простейшие математические модели. А экзамен по биологии включаетзадание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента на основе знаний из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы. Это, на мой взгляд, и легче и правильнее для ребенка. Время экзамена при этом не увеличивается — оно устанавливается федеральным центром. От 3 часов до 3.55, в зависимости от предмета.
— Многие родители говорят, что перед ОГЭ и ЕГЭ их дети очень волнуются. Какой совет бы вы им дали?
— Это действительно стрессовая ситуация. Но когда я выпускалась из школы, сдавала шесть выпускных экзаменов, а потом еще примерно столько же при поступлении в вуз (я поступала сразу в два учебных заведения). И каждый раз это было волнение и стресс. Если бы мы не волновались, это было бы признаком равнодушия, и это не хорошо.
К стрессу нужно правильно относиться.
— Как именно?
— Важно, чтобы ребенка поддерживали близкие — и учителя, и родители. Мне нравится девиз «Поверь в себя». Это однозначно! Важно не нагнетать обстановку самим родителям. Им не надо говорить — возьми шпаргалки. Да, их можно писать, тренируя зрительную память и мелкую моторику, но оставить дома. Когда все понимают, что это просто определенный период жизни, и ребенок сможет — это самое важное.
Еще нужно рационально сочетать время учебы и отдыха. Зачастую родители накануне экзамена говорят ребенку, чтобы он учил и учил. А ему нужно отдохнуть. Результаты подтверждают, что дети сдают экзамен неплохо, они очень толковые.
Кстати, для того чтобы снять стресс у родителей, мы провели для них дни по сдаче ЕГЭ. Они сами полностью проходили весь путь, по которому идет их ребенок, от рамки до кабинета, и вопросы отпали все. Так что всех призываю волноваться, это нормально, но разумно.
— Как у нас с медалистами?
— Планируется 800 медалистов — это 16% от общего количества выпускников (в прошлом году их было 14%). Но подтвердить или опровергнуть эту цифру мы сможем только после того, как получим результаты госэкзамена. Есть достаточно жесткое требование — медаль ребенок сможет получить, если он наберет не менее 70 баллов по двум основным предметам — русскому и математике. Если не наберет, даже если у него весь аттестат с пятерками, медали не будет.
В прошлом году ее не подтвердили около 50 человек — для региона это совсем немного.
— В целом уровень выпускников растет?
— Да. В прошлом году у нас было четыре ребенка, которые набрали два предмета по 100 баллов. Такого результата не было за последние годы — обычно таких детей один-два. Я с ними встречалась, задала вопрос: «Год был пандемийный, учеба велась на дистанте. Насколько вам было сложно готовиться?». Они ответили: «Было проще! Потому что понимали, какой нужен предмет, а сервисов дополнительных сегодня в интернете для подготовки масса». Дети быстро приняли этот формат, потому что они постоянно в гаджетах.
— Изменились ли у выпускников приоритеты — кем они хотят быть?
— В этом году более 34% детей планируют связать свою жизнь с IT-отраслью. Она у нас развивается очень активно, айтишники доходят до школьников, рассказывают о своих успехах.
Второе направление, и лично мне это очень приятно — инженерное. Предприятия развиваются: взять хотя бы «Авиастар», где большой там дефицит кадров. Нужны квалифицированные специалисты, даже со средним профессиональным образованием, но уже с инженерным взглядом.
Мы фиксируем увеличение количества желающих поступать на медицинские направления — их около 25%. У нас есть не только УлГУ, но и несколько медицинских колледжей, где мы выделяем больше бюджетных мест, чтобы удовлетворить потребности наших детей и помогать решать вопрос с кадрами в отрасли здравоохранения.
И пользуется спросом педагогика. В этом году количество бюджетных мест в педуниверситет больше, чем во всех другие вузы — 999. Интерес к профессии меняется стремительно. Школы становятся другими, их оснащают современным оборудованием. Плюс Точки роста, Кванториумы, центры одаренных детей. Возможности учителя и развиваться, и преподавать совершенно иные. Это привлекает.
— С нового учебного года в ульяновских школах появятся советники по воспитанию. Для чего вводится эта должность?
— Это важная составляющая учебного процесса. Образование идет в тесной связке с воспитанием. Мы должны помогать родителям — давать им советы, поддерживать с психологической точки зрения, выстраивать воспитание эффективно.
В этом году Ульяновская область вошла в число пилотных регионов-участников конкурса «Навигаторы детства 2.0.». Специалисты, прошедшие все процедуры конкурса уже с 1 сентября, приступят к работев школе в качестве советников директоров по воспитанию. Навигатор помогает разобраться в огромном объеме информации, который окружает сегодня ребёнка и образовательные организации. Он является точкой сосредоточения передовых технологий и методик в сфере воспитания. Навигаторы детства — не чиновники. Советник — этот тот человек, который вдохновляет на изменения, вселяет веру в то, что каждый ребёнок может совершить свою победу, и находит место каждому. — Как сегодня ведется поиск талантливых детей?
— В прошлом году работу в нашем регионе начал работать Центр выявления и поддержки одаренных детей в Ульяновской области «Алые паруса». Он является интегратором всех процессов, связанных с поиском талантов. Сегодня в Центре реализуется более 40 программ сопровождения и развития детей в области естественно-научных, социально-гуманитарный и ИТ знаний, в области литературного творчества и искусства.
— Как попасть на эти программы?
— Ежегодно Центр проводит более 30 мероприятий (фестивали, конкурсы, олимпиады, Всероссийская олимпиада школьников, программы отбора на программы «Сириуса»). Через участие в в них определяются активные, мотивированные, заинтересованные, творческие дети, которые попадают, практически, в олимпийскую сборную на программы Центра. Также есть профильные 5, 10 и 21 дневные смены в загородном Кампусе, который работает в регионе по образу образовательного центра «Сириус». В Кампус ребята приезжают со всех муниципалитетов, у них есть возможность потренироваться у лучших педагогов Ульяновской области, провести исследования и эксперименты на самом современном оборудовании, посетить лучшие лаборатории региона и «докрутить» свои проекты под руководством экспертов.
Центр Алые паруса можно найти ВКонтакте.
— На каком сегодня этапе развития наша система профобразования? Насколько сегодня подготовка в колледжах и техникумах ориентирована на запросы рынка труда?
— Система профобразования – это живой организм, который всегда реагирует на изменения в социально-экономическом развитии региона и страны в целом. С 1 сентября нынешнего года у нас начнется реализация масштабного федерального проекта «Профессионалитет». Его цель — дать возможность молодым людям стать высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях региона. Задача проекта — максимально приблизить уровень образования студентов колледжей к потребностям рынка.
В 2022 году прием на обучение в рамках «Профессионалитета» идет в Ульяновскомавиационном колледже – Межрегиональномцентре компетенций.
— Как трагедия в Вешкайме изменила подход к организации безопасности в детсадах и учебных заведениях?
— Забыть эту трагедию невозможно. Мы еще раз запустили комиссии чтобы оценить соответствие категории учреждения действительности. Провели по отрасли (у нас 933 объекта) проверки — все соответствуют.
Сейчас обсуждается вопрос возможности введения физической охраны для всех учреждений, независимо от категории. Детсад в Вешкайме был четвертой категории, с необязательной охраной.
В настоящее время мы завершаем детальный расчет всех составляющих безопасности — это и охрана, и ограждения, и операционные расходы на тревожную кнопку. При формировании бюджета поэтапно будут закладываться средства, в первую очередь, на физическую охрану. Нам нужны на входе те, кто мог бы дать отпор неадекватным людям.
Виктория Чернышева