Наша землячка 27-летняя Серафима Лях вышла в полуфинал международного конкурса красоты «Топ стюардесс-2023». Девушке из авиакомпании Smartavia предстоит побороться за первое место с участницами из России, Беларуси, Казахстана и ОАЭ. Корреспондент 73.online.ru выяснил, сколько стоит обучение представительницы самой романтичной профессии, как прошел первый полет ульяновской красавицы, какой маникюр делают бортпроводницы и зачем на борту наручники.

- Как вы стали стюардессой?

- Пришла в профессию благодаря старшей сестре и мужу. Сестра – второй пилот авиакомпании «Аврора». В детстве мы вместе занимались в Ульяновском отделении «ДОСААФ» России. На аэродроме Белый Ключ проводились полеты на самолете АН-2, ребята прыгали с парашютом. Сестру привели туда покататься на планере. В итоге уже через неделю мы ездили на аэродром вместе и обслуживали планеры, на которых катались туристы. Мы и сами летали, у меня есть небольшой летный стаж на планере. Сестра стала пилотом, сейчас работает в Хабаровске. Благодаря ее окружению я познакомилась со своим будущим мужем. Он пилот, кстати, окончил УВАУГА (сейчас УИ ГА – прим. ред.). Тогда я окончила Казанский авиационный институт по специальности наноинженер, жила в Казани. Переехала к мужу в Санкт-Петербург, смотрела на его «летное» окружение, и мне тоже захотелось в небо. Тем более профессия бортпроводницы - интересная, красивая, хорошо оплачиваемая и, как оказалось, очень ответственная. Я прошла серьезную медкомиссию, окончила четырехмесячные курсы бортпроводников. На все обучение вместе с практикой в Москве ушло порядка 100 тысяч рублей. Сейчас перед каждым рейсом на брифинге нам задают теоретические вопросы. Раз в полгода мы сдаем тесты на теоретические знания. Кроме этого, ежегодно отрабатываем практические знания по эвакуации на суше на тренажере и раз в два года - эвакуацию на воду.

Сумбурный полет

- В детстве мечтали о небе?

- Многие девочки хотят стать актрисами, балеринами, стюардессами – все эти профессии на слуху. Но мои мечты постоянно менялись – то я хотела быть физиком-теоретиком, то архитектором - и я поступала на архитектурный факультет в Ульяновский политех. Потом решила стать астрономом и отучилась. Я всегда загораюсь, реализовываю свои желания, но потом появляются новые, и я иду дальше. Я меняла города и вузы, поскольку не могла определиться, кем хочу быть. Стюардессой работаю больше двух лет, с моим характером это много.

- Летать не боялись?

- Нет, совершенно. Бывают сложные ситуации. Но когда ты понимаешь, что на тебе лежит ответственность и уповать не на кого, страха нет, появляется решительность.

- Как прошел ваш первый полет?

- Первый полет с инструктором у меня был очень сумбурный. Самолет задерживался минут на 20, летели, кажется, в Казань. Все надо было сделать очень быстро, потому что пассажиры из-за задержки рейса очень сильно нервничают. И для меня это был двойной стресс - волнуешься, нервничаешь, еще и задержка рейса. Помню, что в салоне сидел молодой человек, он начал кричать: «Девушка, вы такая красивая! Можно я сниму вас на камеру?» и потянулся за телефоном. Я по неопытности растерялась, но потом все-таки решительно отказала.

- В какие страны летали? Что больше всего запомнилось?

- Я работала в чартерной авиакомпании, возили туристов в Египет, Турцию, на Кубу и в Арабские Эмираты. Почти целый месяц летала в Арабские Эмираты, даже не думала, насколько потрясающая страна. Больше всего понравился и запомнился Дубай - большой город на маленькой территории. Все удобное, сделано для людей, высокие стеклянные здания на удалении, легкая транспортная доступность. Покорило стеклянное метро, большая часть которого проходит на земле – в последнем вагоне нет машиниста, едешь и видишь весь город. Мы жили в очень красивом отеле, свет включался звуком. Правда, это не всегда удобно – если ты не шумишь, комната может подумать, что никого нет и выключить весь свет. Или наоборот, однажды у нас был ранний вылет, ночью кто-то пошуршал, включился свет во всем номере. В отеле мы часто встречали экипажи других стран – африканцев, индусов, европейцев. А еще запомнилась невероятно красивая лазурная Куба. Именно там самый лучший и спокойный океан, очень чистое и мягкое солнце.

О макияже и маникюре

- Как стюардессы следят за собой? Есть ли корпоративный стиль?

- Специальный документ регламентирует внешний вид бортпроводника, в нем прописано все – от цвета и длины ногтей в миллиметрах до одежды. Например, прическа должна быть гладкая, волосы зачесаны назад, сверху - шляпка. В Америке и Европе разрешают хвостики и косички, а у нас нет. Волосы – натурального цвета, запрещена короткая стрижка, ассиметрия, эффект мокрых волос, седые и отросшие корни. Обязателен однотонный маникюр на коротких ногтях – пастельных, натуральных оттенков, разрешается французский маникюр. Кстати, уже неделю, как нам позволили в тестовом режиме летать с красными ногтями. Как раз собираюсь перед ближайшим рейсом сделать такой маникюр. Правилами разрешены небольшие сережки-колечки и «гвоздики». Я ношу «гвоздики» из жемчуга. Без макияжа летать запрещено. Макияж обязателен, но не яркий, а классический, дневной. Туфли и ботинки должны быть на устойчивом каблуке 2-8 см, колготки - оттенка загар. Можно носить два кольца с небольшим камнем – исключительно на среднем или на безымянном пальце.

Серафима в топе

- Как вы попали на конкурс? Участвовали ранее в конкурсах красоты?

- В 12-летнем возрасте я участвовала в конкурсе «Мисс Ульяновск», получила титул Юная вице-мисс. Ходила в модельное агентство «S′lana», даже несколько лет поработала моделью, но из-за маленького роста - 162 см - не сложилось. Однажды увидела конкурс в интернете «Мисс мира», вспомнила, как было здорово и интересно. И вдруг в интернете мне попался анонс конкурса бортпроводниц «Топ стюардесс». Я подумала, что это знак, подала заявку на участие и прошла кастинг. Оценивали личные качества участниц, а так же творческое задание. Последнее оказалось несложным. В детстве я занималась бальными танцами и попросила члена жюри станцевать со мной вальс.

- Как отреагировали, узнав, что вышли в полуфинал?

- Старалась себя успокоить, в победу не верила. А когда объявили итоги, расслабилась. В ноябре пройдет полуфинал, будут оценивать профессиональные качества на тренажере, знание английского языка, оказание медпомощи пассажирам. Мне кажется полуфинал – самый сложный этап конкурса.

О замужестве

- Пассажиры предлагали вам выйти замуж?

- В шутливой форме, серьезно в загс не звал никто. Часто мне пишут в соцсетях, хотя найти меня не просто, я не раскрываю своих личных данных. Но я не отвечаю. Бывает, оставляют записи в книге отзывов и предложений – позавчера пассажир «подшофе» написал мне стих.

- Какие забавные случаи случались в самолете?

- Каждый рейс проходит по-своему забавно - и дебоширы были, и пьяных приходилось успокаивать. Кстати, недавно в самолетах появилось нововведение – на борту должны быть наручники для пассажиров - толстые пластиковые хомуты и специальные затягивающие ленты, из которых не выбраться. Я имею право их применить, если кто-то угрожает безопасности. Однажды на борту у мужа был интересный момент – парень сделал предложение своей девушке по громкой связи, она согласилась. Как-то во время рейса на Кубу ко мне неожиданно в темноте подошла девушка и обняла, я этого не ожидала.

- Как поддерживаете отличную форму?

- Хожу на фитнес дважды в неделю. Но получается не всегда, бывает, по 12 часов летаю, а потом 10 часов сплю.

- Что самое опасное в профессии?

- Пожар на самолете. Он может быстро привести к полному сгоранию воздушного судна. Опасно когда в салонах взрываются аккумуляторы гаджетов. Был случай, когда взорвался аккумулятор ноутбука на борту самолёта. Хорошо, что в этот момент он находился на земле, всех эвакуировали.

- Самое сложное в вашей работе?

- График. Сначала организм нормально относится к тому, что ты ложишься в одно время, потом – в другое. Меняешь часовой пояс, потом возвращаешься, но со временем это накапливается, и организм уже не понимает, когда ему нужно спать, а когда – бодрствовать. Некоторые спят по 14-15 часов и не могут выспаться после полета. А бывает наоборот – ложишься и никак не можешь заснуть. Как-то я не спала двое суток. Меня это сильно расстраивает.

Серафима с мужем

- Вы когда-нибудь летали в паре с мужем?

- В паре не летаем, мы работаем в разных авиакомпаниях. Но можем встретиться в аэропорту. В последний раз встретились на перроне. Пилот соседнего самолёта открыл окно и начал мне кричать, привлекая внимание, это был мой Антон. Мыслей перейти в одну компанию, чтобы работать вместе и чаще видеться, было много. Но мы так «приросли» к своим организациям, не хочется что-то менять. С другой стороны, в этом есть плюсы – не надоедаем друг другу (смеется).

Светлана Снежина