Сегодня 40 дней, как ушел из жизни Александр Васильевич Букин. Этот материал написан в память о нем.

Как это часто бывает, просто прихватило сердце. Начать бы беспокоиться, вызывать врачей, но нет – меньше всего в жизни он хотел кого-то обременять и беспокоить. Подумал, прилягу, так пройдет… Но не прошло.

Он ушел рано, слишком рано, несправедливо рано. Такие трудяги, как он, заслуживают жизни до глубоких седин, в окружении близких и родных людей, в покое и обеспеченности. Но, к сожалению, чаще всего они уходят именно так – сгорают на работе. За 50-60 лет жизни успевают отдать все жизненные силы и энергию любимому делу – заботе о других. А на себя уже не остается. Не достается и нам возможности воздать этим незаметным героям по их заслугам – жизнь лишает этого шанса. А точнее, смерть. Нам остается лишь помнить как можно дольше. Помнить и пытаться равняться.

Педагог-новатор

Управленческая звезда Букина впервые блеснула в 1984 году, когда он возглавил среднюю школу в рабочем поселке Ишеевка. Ему было всего 28 лет, и он совсем не походил на директора – во время первого визита на новое рабочее место сторож даже было отказался его пускать внутрь, приняв за праздно шатающегося юношу.

Проблемы предстояло решать совсем не детские по своему масштабу. Почти полторы тысячи учеников – такое количество даже на две смены не разделишь из-за нехватки кабинетов. Букин пошел новаторским путем – организовал непрерывный учебный процесс с плавающим графиком. Одновременно с этим началось расширение площадей – был возведен двухэтажный оздоровительный центр и бассейн (единственный в области на то время в сельской школе). Проблему с дефицитом продуктов для детского питания решали на школьном приусадебном участке. Была даже кроличья ферма на 200 голов!

Сосредоточием главных усилий Александра Васильевича стал физико-технологический блок, под который отдали целый этаж. Дети постигали тайны физической науки в современных лабораториях, ставили опыты, пробовали изобретать, паяли свои первые платы. С материально-техническим обеспечением и наставниками помогал завод «Искра». Успех не заставил ждать – результаты технического творчества ишеевских школьников попали на всесоюзные выставки на ВДНХ, в школу начали приезжать иностранцы для обучения передовым методикам. В здешней лаборатории были созданы макеты для демонстрации физических явлений, которые до сих пор используются в тысячах школ. За два года директор-новатор буквально преобразил обычную сельскую школу, и его забрали в Ульяновск, начальником сначала районного, а потом и областного отдела образования.

Взрывоопасный Арсенал

13 ноября 2009-го года случилась самая разрушительная в новейшей истории Ульяновска техногенная катастрофа – взрыв на «Арсенале». Уже потом эксперты посчитали: если бы пожар не был локализован и взорвались бы все хранящиеся там боеприпасы, то зона поражения составила бы до 70 километров – то есть накрыло бы весь город. Букин тогда был первым заместителем мэра и возглавлял городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям. Он был первым муниципальным чиновником, прибывшим на место – Васильевича не остановили предупреждения о серьезной опасности.

- Буквально у нас на глазах произошёл ещё один мощный взрыв. Причём он был сильнее первого настолько, что в округе вырубило всю мобильную связь. Координировать оперативные действия всех служб пришлось по спутниковому телефону, что был в машине у спасателей. Я занял кабинет в штабе, военные передали мне средства связи, оттуда я организовывал транспорт для вывоза людей, питание для ликвидаторов пожара и прочее. Конечно, было страшно, - вспоминал потом Букин.

Но еще страшнее была паника, охватившая людей соседних домов. Они выскочили на улицу, начались беспорядочные метания, которые сами по себе могли привести к травмам и жертвам. Букин моментально прекратил бардак и организовал эвакуацию, обеспечил людей ночлегом и едой. В домах по всей Верхней Террасе взрывной волной вынесло окна –сформированные Александром Васильевичем команды потратили 32 тысячи метров целлофановой пленки для того, чтобы их заделать на первое время.

Стихийно сформированный штаб из военных, спасателей, полицейских и муниципальных служащих буквально спас город от масштабных жертв и разрушений. От города в его руководство входил Букин.

Воды! Воды!

Летом 2010 года практически на всей территории области было объявлено чрезвычайное положение из-за небывалой засухи. К тому времени Букин перешел на работу в областное правительство, и возглавить борьбу со стихией выпало именно ему. Ежедневно раскаленное солнце сжигало сотни гектаров урожая. Но самое страшное – без воды остались 133 населенных пункта. Экстренная ревизия водного хозяйства, инициированная Александром Васильевичем, выявила их плачевное состояние: износ сетей – от 70% до 100%, из семи тысяч скважин использовались чуть более трех. Наиболее сложной была ситуация в Радищевском, Чердаклинском, Сенгилеевскомрайонах. Букин заставил районные власти работать в круглосуточном режиме – все силы были брошены на восстановление источников воды, установку частотных регуляторов и расконсервации башенных накопителей. Фактически, в те месяцы начала создаваться новая система водоснабжения региона. Пока «районные» пробивали закупоренные водные артерии, «областные» организовывали постоянную доставку чистой воды в автоцистернах для жителей пострадавших от засухи населенных пунктов. За каждым из многочисленных рабочих процессов пристально следил Александр Букин.

Под ледяным дождем

В декабре все того же 10-го – новая напасть: сначала область накрыл запоздалый осенний ливень, а сразу за ним вдарил лютый мороз. В ту зиму в Ульяновске можно было снимать фильм-катастрофу – виды были соответствующие. Высоковольтные опоры не выдерживали ледяного веса, сгибались, трескались, ломались и в некоторых районах даже оказывались выкорчеванными из земли. Больше половины жителей области остались без электричества, а также 100 учреждений социальной сферы. Ситуация была столь серьезной, что ее под контроль взял глава МЧС Сергей Шойгу. Столь ответственная работа в очередной раз была доверена Александру Васильевичу. На устранение последствий многочисленных аварий ушло полтора месяца. Самой сложной задачей было не допустить замораживания водопроводных труб и теплотрасс – и Букин ее решил: бензиновые и дизельные генераторы на КАМАЗах перемещались с места на место и сохраняли системы в рабочем состоянии.

Помогать и учить

Из подобных историй об Александре Васильевиче можно составить увесистую книгу. Да, пожалуй, и нужно – он этого точно достоин. В каждом большом и малом деле его сопровождали высочайший профессионализм, максимальная требовательность к себе и другим и кристальная честность, в которой не сомневались даже редкие недоброжелатели. Блестяще доработав до пенсионного возраста, он не ушел на покой, а избрался в Законодательное собрание от «Единой России». Продолжил заниматься тем, что умел лучше всего – помогал людям. Пригодились и педагогические навыки – Александр Васильевич охотно делился опытом с молодыми (по его меркам) депутатами-однопартийцами, а они с удовольствием у него учились.

Был, жил, делал, учил – черт бы побрал это прошедшее время. Но мы будем помнить – в настоящем и будущем.

Антон Смирнов