В Ульяновске выпустили уникальный Атлас ремесел региона. В нем собраны данные о 1022 мастерах, представителей 27 ремесел, проживающие в 390 населенных пунктах 24 муниципальных образований. Над проектом авторы — дирекция социальных инноваций в сфере креативных индустрий фонда «Ульяновск — культурная столица» — работали полгода.

Проект по созданию Атласа ремесленников получил финансовую поддержку Фонда президентских грантов — чуть более двух миллионов рублей на год. Львиная доля из этой суммы ушла на сбор информации, которая велась тремя способами.

— Первый источник — сельские и районные администрации, которые предоставили нам данные о 300 с лишним ремесленниках. Второй — волонтеры, работающие в самих населенных пунктах — всего мы привлекли 237 человек. Они «сканировали» села, собирали информацию о промыслах и мастерах, которые там есть, и передавали нам. Также мы провели пять кустовых выездов в районы Ульяновской области. Наконец, третий источник — силы нашей дирекции: мы через интернет, разные сайты и соцсети по сарафанному радио собирали информацию о ремесленниках. К примеру, взять село Большой Чирклей в Николаевском районе. Здесь проживает 2,5 тысячи человек. Мы понимаем, что там обязательно должны быть мастера и промыслы. И мы начинали «копать», — рассказал руководитель дирекции социальных инноваций в сфере креативных индустрий Кирилл Валов.

По итогам этой масштабной работы были организованы две крупные областные ремесленные ярмарки — в ТРЦ «Аквамолл» и на открытой площадке ДДН «Губернаторский».

Какие ремесла обнаружили в Ульяновской области? Наиболее часто встречающиеся — вязание (30%), вышивка (21%), бисероплетение (12%), производство игрушек и резьба по дереву (по 9%), лозоплетение (6%). Самые редкие — печной промысел (в регионе таких всего 8-9 мастеров), иконопись (есть в Ульяновском, Базарносызганском, Барышском районах).

За время работы над проектом выявились четыре кандидата, которые могут претендовать на статус национального художественного промысла. Это кузоватовская роспись и резьба по дереву, обработка симбирцита (она и раньше имела статус НХП, но после ликвидации юрлица, которое занималось этим, его потеряла) и гончарное ремесло Сухого Карсуна. В ближайшее время работы мастеров будут представлены на суд экспертной комиссии, а затем все необходимые документы отправятся в Москву.

— Статус НХП дает возможность получать усиленную федеральную помощь. По сути, это бренд региона: все мы знаем дымковскую игрушку, городецкую и жостовскую роспись, гжель. Ремесленники, которые этим занимаются, имеют возможность зарабатывать, — продолжил Кирилл Валов.

Экономика — важная составляющая проекта по созданию Атласа ремесел. Параллельно со сбором информации команда помогала мастерам оформиться в качестве самозанятых и, при желании, заключить соцконтракт (по итогам ярмарок их было подписано 24). Ремесленники получат средства для расширения своего дела или создания мини-производства. А это уже совершенно другой уровень работы.

Атлас выпущен в печатном виде тиражом 500 экземпляров — он бесплатно разойдется по школам, краеведческим музеям и прочим учреждениям и заведениям. Его цифровой вариант выложат на сайте фонда «Ульяновск — культурная столица». Также в ближайшее время свет увидит сборник ремесленных практик Ульяновской области, в который вошли более 30 самых интересных и необычных видов народного творчества, а также каталог ремесленников Ульяновской области — их имена и села, где они проживают.

— 17 июня президент РФ подписал указ о Дне народных художественных промыслов, который будет теперь отмечаться в предпоследнее воскресенье июня. В этом году мы не успели, но внесем этот праздник в календарь на следующий год. Кроме этого, в Атласе есть перечень всех мероприятий, которые проходят в наших муниципалитетах на протяжении многих лет, — отметила директор областного департамента культурной политики Алена Корчагина.

Сами ремесленники, которые были на презентации Атласа, попросили найти им место под шоурум (подобный тому, что открылся в «Аквамолле» для ульяновских дизайнеров), где можно было бы представить свою продукцию и проводить мастер-классы. Как вариант, он мог бы разместиться на площадях «Контактора», который хотят преобразовать в креативное пространство.

Также выяснилось, что мастерам нужно работать в тесной связке с туристической отраслью. К примеру, в ульяновский речпорт прибывает теплоход. Туристам предлагают одни и те же сувениры, и не всегда оригинальные (кружки, магниты и так далее). А ведь они могли бы увезти из нашего региона что-то гораздо более интересное и ценное.

Проект будет продолжаться: запланировано, что в Ульяновске организуют не менее четырех ярмарок в год, чтобы шире познакомить жителей и гостей региона с мастерством ремесленников. Атлас будет презентован на Российской креативной неделе, которая пройдет с 7 по 10 июля в Парке Горького в Москве.

Виктория Чернышева