DMG Mori Seiki закрывает завод в Ульяновске — об этом официально заявил президент компании Масахико Мори в интервью японской газете Asahi Shimbun. Он сообщил, что «станки подпадают под строгие международные правила и экспортный контроль, поскольку они могут быть использованы для производства оружия».

По словам Масахико Мори, компания уволила около 200 человек с ульяновского предприятия, а также 70 человек с баз продаж и обслуживания в Москве. Прецедентов, когда крупный японский производитель уходил из России, прежде не было. Он отметил, что закрытие сборочного производства в Ульяновске повлияет на показатели работы компании незначительно: в 2021 финансовом году объем продаж в России составит около 80 млрд иен — это около 2% от общего объема.

Ранее DMG Mori Seik приостановила работу в России: цепочки снабжения нарушились, что сделало невозможным ремонт и обслуживание реализованной в России продукции. Предприятие выпускало металлообрабатывающие станки с ЧПУ: токарные, фрезерные, вертикально обрабатывающие и универсальные.

Полтора месяца назад на предприятии начали сокращать персонал: желающие смогли уйти с выходным пособием в размере пяти зарплат.

Как нам стало известно, готовая продукция с «Ульяновского станкостроительного завода» (так официально называется российский завод ДМГ МОРИ) вывезена, комплектующих, из которых можно производить новые станки, нет. Равно как и нет ERP-системы (системы планирования ресурсов предприятия), которое управляет процессом сбора станков. Без ERP и комплектующих собирать станки невозможно.

С завода уже сняли вывеску. Пока на месте солнечные панели и ветряки, которые собирали энергию для зарядки погрузчиков и служебного электромобиля — парк энергетических решений, позволявший покрывать около 10% энергозатрат завода. Что именно будет с предприятием дальше — неизвестно. В кулуарах ходили разговоры о поисках нового инвестора и возможной национализации завода, однако никаких заявлений о намерениях и планах до сих пор озвучено не было.

Согласно данным kartoteka.ru, генеральным директором предприятия остается Алексей Антипин. По сведениям анонимного источника, он якобы не появлялся на заводе уже полтора месяца. ДМГ МОРИ закрывало 80% рынка российского станкостроения фрезерной группы. Кто сейчас заменит продукцию предприятия, непонятно — скорее всего, придется наладить импорт аналогичных китайских станков, производства которых в России нет.

ООО «Ульяновский станкостроительный завод» было зарегистрировано в январе 2012 года (открылось в 2015 году) с уставным капиталом в 50 миллионов рублей. Бенефициаром является немецкая компания ГИЛЬДЕМАЙСТЕР Бетайлигунген ГмбХ. Среднесписочная численность персонала — 142 человека. В прошлом году чистая прибыль завода составила 727 миллионов рублей (116,6%), выручка — 2,8 миллиарда рублей.

В Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области уточнили, что пока данные об увольнении всех сотрудников завода им не поступали.

— В настоящее время на предприятии работает 62 человека. В марте с 80 работниками были расторгнуты трудовые договоры по соглашению сторон с предоставлением компенсационного пакета в размере пяти окладов месячного содержания. Также при поддержке службы занятости и без регистрации в качестве безработных, осуществлялся оперативный прямой «кадровый переток» на предприятия Ульяновской области, осуществляющие набор персонала – ПАО «Ил-Авиастар», АО «Промтех-Ульяновск» и другие. С апреля в службе занятости приняты заявления от 14 бывших работников завода, из которых трудоустроено три человека. Каждому оказан комплекс государственных услуг в сфере занятости. Сейчас они проходят собеседование на предприятиях: АО УКБП, ООО «Ульяновский Приборо-Ремонтный завод», ООО «Инжиниринг Сервис-Путьмаш», АО «Ульяновский машиностроительный завод», ООО «Ульяновское предприятие «Автоконтакт» и прочих. В службе занятости населения за «Ульяновским станкостроительным заводом» закреплен куратор. За каждым человеком будет организована индивидуальная работа по сопровождению занятости, — пояснили в Агентстве.

Между тем, источники утверждают, что трудоустроить всех сотрудников предприятия в регионе вряд ли удастся. На ДМГ МОРИ набирали техническую элиту: привезли специалистов из Москвы, Питера, Самары, других регионов, предоставили им жилье. Работать на «Авиастаре» (предприятии, построенном в советские времена и с совершенно иной культурой производства) после станкостроительного завода будет непросто. Плюс заработки на авиазаводе ниже. А переезд специалистов такого высокого класса будет большой потерей для региона.

Улица ДМГ МОРИ появилась в Ульяновске в 2015 году. Чтобы «увековечить» немецко-японский концерн, сменили имя 17-му проезду Инженерному. Табличку для дома №1 с новым названием улицы экс-губернатор Сергей Морозов вручил члену правления концерна Кристиану Тенесу.

- Улица будет олицетворять собой новый станкостроительный кластер региона, где инвестор построит отдельный парк для всех компаний, задействованных в технологическом процессе предприятия, - заявил он тогда.

Далеко не все ульяновцы восприняли переименование положительно. «Попробуй выговори, да и чего ради? Завтра эти инвесторы свернут работу — улицу переименуют?», — высказались тогда в Сети некоторые горожане.

Как говорится, напророчили.

Справка 73online.ru:

Ульяновский станкостроительный завод имел собственный инженерно-конструкторский отдел и центр технологических решений площадью 640 квадратных метров (здесь демонстрировались станки для потенциальных покупателей). Производственная мощность завода составляла около 1200 станков и около 600 шпинделей в год. Это было сборочное производство — большая часть комплектующих — импортная.

Предприятие стало первым в своей отрасли, с которым был подписан специальный инвестконтракт. Его цель — снижение доли импортных комплектующих в станках, которые производятся в Ульяновске. Инвестор обязался освоить в определённый срок производство продукции, регион гарантировал стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставление определённых мер поддержки.

В прошлом году завод стал третим в рейтинге лучших работодателей России по версии Forbs.

Виктория Чернышева