Ульяновская и Самарская области, Татарстан, Чувашия, Марий Эл планируют создать акционерное общество «Объединенная Волжско-Камская судоходная компания» для развития межрегиональных речных перевозок. Предполагается, что оно выступит заказчиком строительства речных судов. Саму организацию планируют зарегистрировать в течение месяца, в совет директоров нового АО могут войти министры транспорта регионов Поволжья и профильные чиновники из сферы туризма. В этом случае компания сможет скоординировать усилия по обновлению речного флота.

Создание акционерного общества обсудили на выездном заседании комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры в Зеленодольске. Ожидается, что организация выступит единым заказчиком строительства речных судов в Ульяновской и Самарской областях, Татарстане, Чувашии, Марий Эл и будет базироваться в РТ, где соединяются реки Кама и Волга. Рабочая группа из представителей пяти регионов создана, идут обсуждения.

«Объединенная Волжско-Камская судоходная компания» призвана заказать проекты существующих маршрутов, рассчитать пассажиропоток, программу по судостроению, заказам этих судов, программу по ремонту уже существующих. Одним из приоритетных пунктов поставили задачу о приведении в соответствие причальной инфраструктуры на реках.

Акционерное общество власти готовы зарегистрировать в течение июля. Уточняется, что если каждый из субъектов вложится по 1 миллиону рублей в равных долях, то за ним закрепится доля в 20 процентов.

Вице-премьер правительства Ульяновской области Евгений Лазарев пояснил, что инициатива пока находится на стадии обсуждения.

— Коллеги из Татарстана обратились к нам обсудить процедуру регистрации юридического лица, разработать единый маршрут и тариф. После создания компании мы готовы выйти на федеральное министерство транспорта для решения субсидирования перевозок и состава. Спрос и потребность еще не изучены, мы над этим работаем. Скорее всего, на первом этапе это будет история для развития межрегионального туризма — мы считаем, что для этого хватит порядка пяти судов. В акционерное общество планируют войти регионы-волжане с портовыми зонами. Есть вопросы к инфрастуктуре берегов, на это требуются дополнительные затраты из бюджета. В Ульяновске есть один коммерческий речной порт, на балансе которого лишь два прогулочных теплохода. Сейчас есть много вопросов по взаимодействию с бизнесом. А вот в Самаре и Татарстане порт сохранили в государственной собственности — это проще, — объясняет Лазарев.

Зампредседателя правительства уточняет, что к юридической стороне вопроса нужно подойти серьезно, потому что формат работы акционерного общества, собственниками которого являются несколько регионов, прежде не был изучен.

Идея актуальная. Общий флот в регионах ПФО составляет всего 28 речных судов. Это 10 пассажирских судов на подводных крыльях «Метеор» и «Валдай» и 18 прогулочно-экскурсионных судов проекта «Ом» и «Москва». Считается, что это крайне малое количество для округа. Что касается Ульяновской области, то сегодня регион использует туристический потенциал Волги не полностью — в речной порт ежегодно заходит меньше сотни судов, на конец прошлого лета прошло всего 8,5 тысячи пассажиров. В лучшие времена ходило более 300 судов, более одного миллиона туристов в год бывали на наших берегах.

Ульяновские власти намерены сохранить судоходную и рыборесурсную инфрастуктуру в акватории рек. Для этого, например, ведется работа по расчистке Юрманского залива. Второе направление — стимул для развития частной причальной инфраструктуры, которая привязана к туристическим базам. Третье — нужен проект формирования «нижней набережной». «Жемчужиной» всего этого крупного проекта могло бы стать устройство нового речного вокзала — сейчас его расположение вызывает ряд логистических проблем. Кроме того, в планах правительства региона купить три новых теплохода «Метеор» с помощью льготного лизинга на 15 лет (стоимость одного судна порядка 600 млн рублей). С помощью нового транспорта появится возможность «зациклить» Ульяновск с Казанью, Тольятти и Самарой.

Напомним, что соглашение по развитию проекта «Великий Волжский путь» заключено в рамках Петербургского международного экономического форума между Ростуризмом и Ульяновской и Самарскими областями, республиками Татарстан, Чувашия и Марий Эл в присутствии вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко. Губернатор Алексей Русских считает, что необходимы дополнительные федеральные механизмы, которые помогут нашим регионам приобрести речной транспорт, построить портовую инфраструктуру и причальные стенки. Предложения внесут для включения в новый законопроект о речном туризме.

Дарья Косаринова