Недострой в Засвияжье, на место которого планируют возвести новый мост, демонтируют к концу марта. Подрядчик разберет конструкцию и вывезет себе на базу весь металлолом, мусор — утилизирует. Бюджет получит за это 40 млн руб. Дополнительно с бывшего владельца манежа через суд требуют деньги за аренду участка.

Недостроенный легкоатлетический манеж на ул. Аблукова, 45 Б городские власти вынуждены были изъять у предыдущего собственника — ООО «Транснациональный концерн «Аквилон Технолоджис» из Набережных Челнов — по суду. Оснований было несколько: во-первых, на месте недостроя будет проложена новая дорога — проект разгрузки городских магистралей уже разработан, идет строительство моста через Свиягу в створе улиц Шеченко – Смычки. Во-вторых, недострой десятки лет носит неформальное звание криминального символа микрорайона Пески, привлекая вандалов, наркоманов, бездомных и насильников. Наконец, объект, задумывавшийся как спортивный, сегодня является аварийным: обследование показало износ конструкций на более чем 40%.

Легкоатлетический манеж на 2 000 зрителей — объект незавершенного строительства, степень готовности составляет 70%. Площадь застройки: 11670,9 кв.м. Земельный участок площадью 35 000,00 кв.м. взят в аренду на 49 лет.

Участок был передан всероссийскому физкультурно-спортивному обществу «Динамо» под строительство манежа в 1986 году. В феврале 1987 года на основании проектно-сметной документации было выдано разрешение на начало строительных работ. Строительство было начато, но остановлено до введения в эксплуатацию, консервация конструкций не выполнялась. Доступ на территорию был свободен, что нарушало ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Об объекте - из сопроводительной документации закупки

Безопасность и бюджет выходят в плюс

Как пояснил вице-мэр Ульяновска Сергей Мишин, первоначально снос недостроя оценили в 26 млн руб. Демонтажем предложили заняться собственнику объекта, но тот не согласился и вышел в суд. Итогом прений стала победа городской администрации, манеж изъяли для муниципальных нужд, он перешел в оперативное управление МБУ «Стройзаказчик». На право демонтажа объявили конкурс: так город мог не только избавиться от опасного для окружающих объекта, мешающего строительству новой развязки, но и получить дополнительные средства в бюджет за счет сдачи в металлолом конструкций (этим займется подрядчик).

Начальная цена контракта составляла 13 млн руб. На конкурс заявились 8 участников. Учитывая, что оценка проводилась в октябре 2021 года, одна из компаний даже уточняла, можно ли заявиться с ценой ниже 13 миллионов — мол, металл подешевел. Однако мэрия на понижение не пошла.

Дороже всего право разобрать манеж оценило ООО «Автомост-Ульяновск» — 41 млн 735 тыс. руб. (следующее ценовое предложение отличалось ненамного: 41 млн 670 тыс. предлагало ООО «Апстрик»). Эти деньги поступят в муниципальный бюджет. Договор начал действовать с 18 января и должен быть исполнен до 30 марта 2023 года.

ООО «Автомост-Ульяновск» зарегистрировано в 2006 году. Учредитель — Александра Кочергина, руководитель — Константин Ильин. Выручка компании за 2021 год, по данным «Коммерсант картотеки», составила 113,4 млн рублей, прибыль — 4,2 млн. В активе компании 19 договоров, где она участвует в качестве поставщика, на общую сумму 388 млн. Среди заказчиков — муниципальные «Дорремстрой» и «Стройзаказчик», Департамент автомобильных дорог Ульяновской области и другие.

Как объяснила начальник управления по строительству Мария Зацепина, в начале февраля на ул. Аблукова, 45 Б уже выставят ограждения и начнут подготовительные работы по демонтажу. Конечная цель — чистая стройплощадка.

Разобрать, но осторожно

Согласно сопроводительной документации, главное требование при демонтаже конструкций — сохранить проложенные инженерные сети, иначе подрядчику придется их восстанавливаться за свой счет. Перед началом работ «Автомост-Ульяновск» должен разработать проект демонтажа, согласовать его со всеми причастными ведомствами — «Стройзаказчиком», владельцами коммуникаций и прочими. Территорию работ надлежит оградить забором, повесить предупреждающие надписи, баннеры, указатели, знаки. Проложить временные дороги, организовать пункты мойки колес, КПП, бытовой городок. При необходимости — осушить участок.

Учитывая, что 11 металлических стоек наружного ряда каркаса были повреждены вандалами, перед разбором нужно укрепить стойки объекта. Обследование показало, что в фундаменте, пролетах плит, на стенах есть трещины, из стен и карнизов выпадают и крошатся кирпичи, заметны ржавчина и значительные повреждения. При этом по нормативам чуть меньше половины своего срока здание уже отслужило.

Демонтаж будут выполнять с помощью кранов: в документации сказано, что «наиболее целесообразным» будет разобрать здание на отдельные элементы и вывезти их в места утилизации. Начать предлагается со стальной кровли: разрезать листы газорезкой и краном погрузить на машины. Кирпичную кладку разберут, бетонный фундамент разобьют отбойными молотками. Экскаватором выкопают части фундамента. Последними с помощью крана разбираются стальные колонны и связи внешнего каркаса.

Снести нужно всё до фундамента, лом железобетона и полиэтиленовых конструкций трубопроводов — вывезти и утилизировать на полигон в Баратаевку. После работ — вырубить деревья на расстоянии пяти метров от манежа (предварительно оформив разрешение). Металлолом перед сдачей подрядчик должен будет обмерить совместно со «Стройзаказчиком» и оформить всё по акту приема-передачи. Территорию разровняют бульдозером.

Заплатите за аренду

Параллельно через суд с бывшего собственника манежа взыскивают средства за аренду участка: здание было в собственности, а земля — в аренде на 49 лет. В частности, в октябре 2022-го с ООО «Транснациональный концерн «Аквилон Технолоджис» ульяновское минимущества затребовало 748 тыс. руб. за девять месяцев пользования участком в 2021 году. Суд постановил удовлетворить иск, однако челнинцы подали апелляционную жалобу (ее отклонили из-за неуплаты госпошлины, а значит, компания вполне может еще раз попытаться обжаловать решение). Сейчас в арбитраже слушается дело от минимущества на 110 тысяч.

Татьяна Лисицына

Дарья Косаринова